В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что Умм Саляма рассказала посланнику Аллаха ﷺ о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: «Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле место для поклонения и рисуют в нём его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха». Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений.
Аль-Бухари и Муслим передали также следующий ее рассказ: «Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо кусок материала, а когда это стало мучить его, он снял его. И он сказал именно так: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!» Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть».
Муслим передал хадис Джундаба ибн ‘Абдуллы, который рассказывал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал за пять дней до своей смерти: «Я пречист пред Аллахом в том, чтобы брать кого-либо из вас халилем (возлюбленным). Аллах сделал меня Своим халилем, так же, как Он сделал Своим халилем Ибрахима. Если же мне пришлось выбрать халиля из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в места поклонения. Но вы не превращайте могилы в места поклонения, ибо я запрещаю вам это»».
Пророк ﷺ запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чем свидетельствует приведенный выше хадис.
К запрещенным действиям относится и совершение намаза на могилах, даже если над ней не было возведено ничего. В этом заключается смысл слов ‘Аиши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха ﷺ были далеки от того, чтобы строить мечеть на его могиле; и любое место, предназначенное для совершения намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…была сделана мне земля мечетью и чистой».
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Мас’уда от Пророка ﷺ: «Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в места поклонения».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«В этом разделе указание на то, что Пророк ﷺ берег свою общину и был добр и милостив к ней. Из проявлений его заботы было то, что он предостерег свою общину от всех путей, которые ведут к многобожию /ширку/. Он закрыл все пути, ведущие к ширку. Он говорил о недопустимости этого в начале своего призыва и повторял это до самого конца своей жизни. Он говорил об этом даже во время предсмертной агонии. Да благословит его Аллах и приветствует!
В этом разделе указание на пути, приводящие к большому многобожию /ширкуль-акбар/. Большое многобожие /ширк уль-акбар/ имеет свои пути и свои причины, которые надо закрывать и запрещать, для того чтобы сохранить единобожие /таухид/. Пророк ﷺ указал на заблуждение тех, кто совершает действия, которые затем ведут к многобожию.
В этом разделе разъяснение одного из путей, ведущих к многобожию /ширк/ и указание на то, что этот путь надо закрывать. Это раздел о недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека. Как это выглядит? Человек приходит к могиле праведного человека. Он может быть пророком или посланником, а может быть обычным праведником из этой общины. Человек выбирает это место, чтобы поклоняться в нем Одному Всевышнему Аллаху и никому кроме Него. Он поклоняется Аллаху в этом месте, потому что надеется, что в нем благодать /барака/. Это распространено среди людей. Они думают, что у могил праведников есть благодать /баракат/. Они думают, что поклонение в этих местах намного лучше, чем в других. И Пророк ﷺ строго запретил это, хотя такой человек поклоняется в этом месте только Всевышнему Аллаху и не поклоняется обитателю этой могилы. Но этот человек поклоняется в этом месте, надеясь на его благодать /барака/ и на то, что в это место ниспослана милость. Они говорят, что на такие места нисходит вдохновение от Всевышнего Аллаха. Хотя этот человек не поклоняется кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, он все равно подпадает под проклятие Пророка ﷺ. Пророк ﷺ проклял тех людей, которые берут могилы пророков и праведников местами поклонения.
Праведный человек — это человек, который выполняет предписанное и сторонится грехов, опережая других в добрых делах. Праведники имеют различные степени перед Аллахом. Некоторые ученые говорят, что праведный человек — это тот, кто выполняет права Всевышнего Аллаха и права Его рабов. Это также верно!
Однако нам запрещено возвеличивать могилы этих людей, думая, что места вокруг их могил являются благословенными. По этому поводу пришла угроза от Пророка ﷺ.
Если тот, кто поклоняется Аллаху у могилы праведного раба, проклят, то, что тогда сказать о том, кто поклоняется самому праведнику. Проклятие пало на тех, кто начал возвеличивать могилы, ставя там светильники и поклоняясь Аллаху возле них. В отношении такого человека пришло проклятие и было сказано о том, что это самое худшее создание перед Аллахом.
Что же тогда сказать о том, кто начнет обращаться к этой могиле, начнет надеяться на ее обитателя, бояться его, прибегать к нему в тяжелых ситуациях? Нет сомнения в том, что это намного хуже, чем то, о чем говорится в данном разделе.
Поэтому шейх, да смилуется над ним Аллах, привел эту главу, дабы указать на то, что угроза тому, кто поклоняется этой могиле намного страшнее, чем угроза тому, кто поклоняется Аллаху у этой могилы. Это понимают только те, в чьих сердцах чистая вера и любовь к Пророку ﷺ. Если человек поклоняется Аллаху у могилы, то он совершает то, что может привести к многобожию /ширк/. Но если он поклоняется уже самому обитателю могилы, то это является большим многобожием /ширкуль-акбар/. И люди, совершающие то, что может привести к многобожию, являются самыми худшими созданиями Всевышнего Аллаха. Что же тогда сказать о том, кто сам совершает большой ширк, обращаясь к могилам праведников? Нет сомнения в том, что это намного хуже. Это является большим многобожием /ширкуль-акбар/, которое выводит человека из Ислама.
Могилопоклонники могут поклоняться самим могилам, а могут поклоняться их обитателям. Иногда над могилами строят строения, которые затем превращаются в мавзолеи, а затем люди начинают поклоняться даже железному забору, который ограждает эту могилу. Они обтираются об этот забор, считая, что в нем благодать /барака/, которая приближает их к Аллаху. Они постоянно находятся у этих могил и превращают их в идолов.
Также эти люди берут объектом поклонения праведного раба, который непричастен к их многобожию, и поклоняются ему наряду с Аллахом. Поклонение несет в себе широкий смысл. В поклонение входит молитва, мольба /ду’а/, жертвоприношение, обеты и так далее. Это все мы видим среди тех, кто поклоняется идолам и могилам праведников.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Умм Хабиба и Умм Саляма упоминали о церкви, расписанной различными изображениями, которую они видели в Эфиопии. Они рассказали об этом и пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал им на это: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскресения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!» Передали аль-Бухари, 427; Муслим, 528.
Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, видела эти церкви, находясь в Эфиопии. Она увидела в этих церквях иконы праведников и рассказала об этом посланнику Аллаха ﷺ. И он ответил на ее вопрос.
Слово « مسجد » имеет смысл «место поклонения». Поэтому « مسجد » — это любое место, где поклоняются Всевышнему Аллаху. Как сказал посланник Аллаха ﷺ: «Сделана была для меня земля местом поклонения (масджид) и чистой».
Христиане также построили церковь, сделав ее местом поклонения. Церкви построены на могилах праведных людей. Они сделали иконы с изображениями рабов Аллаха и повесили их в этих церквях. Этим они хотели привлечь людей к поклонению Аллаху через возвеличивание этого праведника и его могилы. Эти действия являются путями, ведущими к большому многобожию и нововведением, которое ввели поздние последователи пророков. Они построили эти строения над могилами и поклонялись в этих местах. Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!». Речь идет о тех, кто возвеличивал праведников и сделал их могилы местами поклонения. В этом хадисе нет указания на то, что эти люди поклонялись праведникам. Они просто возвеличили могилы праведников и создавали их изображения. Они объединили два вида искушения: искушение могилы и искушение изображений.
Искушение изображениями считается одним из путей, который приводит к многобожию /ширк/. А возвеличивание могил праведников приводит к тому, что люди начинают поклоняться этим праведникам. Они начинают приписывать им божественные качества. Они думают, что этот праведник является посредником и доносит до Всевышнего Аллаха нужды людей, как это сейчас происходит.
Сказал автор книги, да смилуется над ним Аллах: «Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений». Так оно и есть! Поэтому они являются наихудшими созданиями пред Аллахом.
В этом предостережение для этой общины, чтобы она не делала чью-то могилу местом для поклонения. Потому что тот, кто возводит над могилой строение, а затем призывает людей к ее возвеличиванию, является худшим созданием перед Аллахом. Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдет до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Бухари, 3456. И в этом угроза для тех, кто поклоняется Аллаху в тех местах, где есть могилы и изображения.
Также передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк ﷺ уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения».‘Аиша также сказала: «Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Передал аль-Бухари, 1330; Муслим, 529.
Этот хадис является одним из величайших хадисов, в которых страшная угроза тем, кто превращает могилы пророков в места поклонения.
Пророк ﷺ находясь в такой тяжелой ситуации, испытывая предсмертную агонию, не забыл об этом, а напротив уделил все свое внимание тому, чтобы оберечь свою общину от путей, ведущих к многобожию. И он сказал, что Всевышний Аллах проклял иудеев и христиан, так как они взяли могилы своих пророков местами поклонения. Пророк ﷺ боялся, что его могилу также могут сделать местом поклонения.
Кто превратил могилы пророков в места поклонения? Это — худшие создания из иудеев и христиан, которых проклял Пророк ﷺ.
Проклятие « اللعنة » — это отдаление и лишение милости Аллаха. Это указывает на то, что они совершили один из смертельных грехов. Так оно и есть! Возведение строений над могилами приводит к большому многобожию /ширкуль-акбар/. Это является тягчайшим грехом. Именно это было причиной того, что их прокляли. И Пророк ﷺ предостерегал от них, несмотря на то, что находился в таком тяжелом положении. Он завещал, чтобы никто из этой общины не делал могилы местами поклонения. Но, несмотря на это, многие люди из этой общины пошли в противоречие с завещанием Пророка ﷺ.
Они превратили могилы в места поклонения. Превращение могил в места поклонения бывает трех видов:
Поэтому становится ясным соответствие тех доводов, которые привел шейх, этой главе.
Почему Пророк ﷺ проклял иудеев и христиан, находясь при смерти? Он сделал это, потому что хотел оберечь сподвижников от данного поступка. И сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, приняли его предостережение и жили в соответствии с ним.
Если бы не это опасение, Пророка ﷺ похоронили бы, как и всех, на кладбище аль-Баки’. Но он предостерег их от этого, сказав: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». Это было одной из причин, а второй причиной были слова Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, о том, что он слышал Пророка ﷺ который сказал: «Поистине, пророков хоронят там, где они умирают».
Сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, приняли это завещание и похоронили Пророка ﷺ там, где он умер. Комнату ‘Айши, в которой похоронили Пророка ﷺ разделили на две части, возведя стену между уголком ‘Айши и могилой Пророка ﷺ.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, после смерти также был похоронен в этой комнате слева от могилы Пророка ﷺ. А когда умер ’Умар, да будет доволен им Аллах, ’Айша оставила свою комнату.
Затем эта комната была закрыта. В ней не осталось дверей, а осталось только маленькое окошко. Как известно, строения в то время были из дерева, а не из камней, как в наши дни. Затем начались расширения в мечети во времена правления аль-Уалида ибн ’Абдуль-Малика, когда Мединой правил ’Умар ибн ’Абдуль-’Азиз. Все комнаты, которые раньше принадлежали женам пророка, мир ему и благословение Аллаха, были снесены и включены в расширенную мечеть. Осталась только комната, где был похоронен Пророк ﷺ. Могила Пророка ﷺ была окружена еще одним слоем стен. Первая стена — это стена комнаты ‘Айшы. Вторая стена была построена во времена ’Умара ибн ’Абдуль-’Азиза. Эта стена была построена в форме треугольника. Они построили эту стену, так как боялись, что после расширения мечети молящиеся будут направляться во время молитв в сторону могилы Пророка ﷺ. Если кто-то будет молиться в сторону Каабы, то прямо перед ним встанет могила. А вторая стена была, для того чтобы никто не взял между собой и Каабой эту могилу.
Затем была построена еще третья стена. Об этом говорит Ибн аль-Къаййим в «ан-Нунийа», описывая мольбу Пророка ﷺ: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться»:
فأجاب رب العالمين دعاءه
وأحاطه بثلاثة الجدران
«Господь миров ответил на его мольбу,
Окружив его тремя стенами».
Могила Пророка ﷺ окружена тремя стенами и ни в одной из этих стен нет двери. Поэтому никто не мог войти в ту комнату, где похоронен Пророк ﷺ. Третья стена также была высокой, а затем кто-то из правителей поставил над могилой купол. Никто в наши дни не может пройти к могиле Пророка ﷺ молиться у нее и видеть ее.
Затем еще построили железный забор вокруг этих трех стен. Между железным забором и третьей стеной расстояние в среднем около полутра метра.
Так мусульмане поступили с могилой Пророка ﷺ в соответствии с его завещанием. Его могила удалена, и никто не может к ней приблизиться. И невозможно, чтобы эту могилу превратили в место поклонения.
Во времена многобожников из Османской империи был построен коридор с восточной стороны, чтобы по нему совершать обход /тауаф/ вокруг могилы. Затем, когда власть перешла к государству Саудии, это место было закрыто. Из этого всего мы понимаем, что могила Пророка ﷺ не была превращена в мечеть, так как вокруг нее четыре стены, которые отделили ее от мечети. Сподвижники и таби’ины прислушались к завету Пророка ﷺ и закрыли эти пути к многобожию /ширк/. Это ответ на мольбу Пророка ﷺ который сказал: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться» См. «Гъайат уль-Марам», 126.
Сегодня некоторые люди думают, что могила Пророка ﷺ находиться в мечети. Но на самом деле это не так, ведь у нас есть четыре стены, которые отделяют ее от мечети.
То, на что хотелось указать (а это очень важно и это необходимо понять) — это то, что могила Пророка ﷺ не была превращена в место поклонения. Но некоторые люди не прислушались к заветам Пророка ﷺ и превратили могилы праведников в места поклонения. Они начали возвеличивать могилы, как возвеличивают идолов.
Муслим передал хадис Джундаба ибн ‘Абдуллы, который рассказывал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал за пять дней до своей смерти: «Я пречист пред Аллахом в том, чтобы брать кого-либо из вас халилем (возлюбленным). Аллах сделал меня Своим халилем, так же, как Он сделал Своим халилем Ибрахима. Если же бы мне пришлось выбрать халиля из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в места поклонения. Но вы не превращайте могилы в места поклонения, ибо я запрещаю вам это»» Муслим, 532.
Это то, что случилось в этой общине. Это является тем, что приводит к многобожию /ширк/. Соответствие этого хадиса главе явное. Пророк ﷺ запретил превращать могилы праведников в места поклонения, даже если человек поклоняется в этих местах только Аллаху, так как со временем это приведет к многобожию /ширк/. Любая причина ведет за собой результат. И единогласны все ученые в том, что обязательно нужно закрывать те пути, которые ведут к многобожию и запретному. Поэтому обязательно нужно закрывать все двери многобожия.
Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, недействительна молитва того, кто молится на могилах, потому что Пророк ﷺ запретил молиться в подобных местах. Пророк ﷺ запретил, а они все равно сделали. Также недействительна молитва того, кто повернулся во время нее в сторону могилы.
Далее шейх, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк ﷺ запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чем свидетельствует приведенный выше хадис.
К запрещенным действиям относится и совершение молитвы на могилах, даже если над ней не было возведено ничего. В этом заключается смысл слов Айши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть»».
Молитва у могил или молитва в их сторону является запретной. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Совершайте молитвы в своих домах и не превращайте их в могилы». Этот хадис передали Ахмад 2/16, аль-Бухари 432, Муслим 777, Абу Дауд 1043 со слов Ибн ‘Умара; Абу Я’ля 4867, ар-Руваяни, ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Зайда ибн Халида; Мухаммад ибн Наср в «ас-Соля» со слов ‘Аиши. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 154, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 435.
Этот хадис указывает на то, что на могилах не совершают молитвы, так как это приводит к многобожию /ширк/. А еще хуже, если вокруг могилы возвели строение или мечеть.
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Мас’уда от Пророка ﷺ: «Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и те, которые превращают могилы в места поклонения» Передал аль-Бухари, 7067, в форме /му’алякъ/. Также Ахмад, 1/435, 405; ибн Аби Шейба, 3/30; аль-Баззар, 5/136; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 10413; ибн Хузейма, 2/6; ибн Хиббан, 6847; Это достоверный хадис из-за подкрепляющих цепочек. Сказал аз-Захаби: «Иснад хороший». См. «Сияр а’лям ан-Нубаля», 9/410.
Это самые наихудшие из людей. Те люди, которые превратили могилы в места поклонения, являются наихудшими из людей. Так как это действие является путем, который ведет к многобожию /ширк/. Хадис охватывает всех людей, которые поступают подобным образом.
Соответствие этого хадиса главе явное. В нем сказано, что люди, которые берут могилы местами поклонения, являются наихудшими. Несмотря на то, что целью этого человека является поклонение одному Всевышнему Аллаху. А что тогда сказать о том, кто посвятил свое поклонение Пророку ﷺ? А многие люди посвящают свои мольбы Пророку ﷺ. Это подобно тому, что было во времена джахилийи, когда люди взывали к ангелам и праведникам. Они намного хуже, чем те, о ком Пророк ﷺ рассказал в этих хадисах». [Конец слов шейха]
نسأل الله جل وعلا العافية والسلامة من كل وسائل الشرك