Имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения»».
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:
«Рассажите мне о ал-Лат и аль-‘Уззе?…» Сура «ан-Наджм», аят 19.
«Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн ‘Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы».
Ибн ‘Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Чрезмерное почитание могил праведников является путем, который ведет к многобожию /ширк/. Это приводит к большому многобожию /ширкуль-акбар/ и люди превращают эти могилы в идолов, которым поклоняются. Чрезмерное почитание бывает разных видов, как мы говорили об этом ранее. И один из видов чрезмерности – это чрезмерное почитание могил. В этом разделе говорится о том, что чрезмерное почитание могил превращает их в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха.
Мы говорили, что «чрезмерность» — это переход за рамки границ. В шариате могилы праведников и неправедных равны. Нет ни одного доказательства в шариате, которое указывало бы на то, что могила праведного человека лучше, чем могила грешника. Они (могилы) подобны друг другу. Нет никакой разницы между могилами праведного и неправедного.
Чрезмерность может проявляться в том, что люди пишут на могильном камне имя человека, возвышают могилы над землей, строят над ними здание или берут их местом своего поклонения. Все это приводит затем к большому ширку.
Чрезмерность также может проявляться в том, что люди считают, что могила праведного человека является причиной, которая приближает их к Аллаху. Они считают, что обитатель могилы будет заступаться за них перед Всевышним Аллахом, а также посвящают могиле различные виды поклонения. Это все является уже большим многобожием /ширкуль-акбар/.
Отсюда мы видим, что есть два вида чрезмерности:
И мы видим, как в наши дни могилы превратили в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Над могилами строят мавзолеи и призывают туда людей. Они посвящают этим могилам свое поклонение.
Имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения»» Передал имам Малик в «аль-Муватта», 1/172; ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра», 2/240-241.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращается к Аллаху с подобной мольбой, так как боится, что нечто подобное случится. Если бы этого не могло произойти, тогда в чем смысл такой великой мольбы. Пророк ﷺ просил Всевышнего Аллаха, чтобы его могилу не превратили в идола, как люди поступили с могилами других пророков. Большое количество могил пророков и посланников были превращены в идолов, которым поклонялись.
Мольба Пророка ﷺ указывает на то, что подобное могло произойти. Поэтому Пророк ﷺ просил оберечь людей от этого. Могила превращается в идола по причине чрезмерности людей. Люди проявляют чрезмерность и превращают могилы в места поклонения, а затем и вовсе делают из этих могил идолов.
Многобожники говорят: «Могила не может быть идолом, так как все идолы остались в джахилийи».
Люди джахилийи связывали свои сердца с идолами, камнями, деревьями и так далее. Они были убеждены в том, что эти вещи могут приносить пользу, и это привело их к большому многобожию /ширкуль-акбар/. Что тогда сказать о тех, кто обращает свои мольбы к посланникам и пророкам? Связь сердец людей с праведниками намного сильнее, чем их связь с камнями. Связь сердец с пророками и посланниками намного сильнее, чем связь с джиннами. Поэтому многобожие, связанное с праведниками проявляется больше, чем многобожие, связанное с простыми истуканами. Люди убеждены в том, что эти праведники будут заступаться за них в Судный день.
Поэтому многобожники говорили:
﴿ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلاَّ لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.
А также:
﴿ وَيَقُولُونَ هَؤُلاَءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ ﴾
«Они — наши заступники перед Аллахом» Сура «Йунус», аят 18.
И в наше время могилопоклонники отвечают также: «Это тауассуль! Это заступничество!» Но как бы они это не называли, суть все равно одна. Они превратили могилы в идолов, построив на них мечети, начав зазывать в них людей. Они начали рассказывать о чудесах /карамат/ того, кто похоронен в этой могиле.
Ибн Джарир приводит, переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура, от Муджахида, комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:
﴿ أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى ﴾
«Рассажите мне о ал-Ляте и аль-‘Уззе?…» Сура «ан-Наджм», аят 19.
«Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле» См. «Тафсир ат-Табари», 27/58.
То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн ‘Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы» Передал аль-Бухари, 4859.
Этот человек был праведным и кормил паломников и поэтому люди начали излишествовать в отношении его могилы. А затем они и вовсе превратили его могилу в идола. Они постоянно находились возле этой могилы, возвеличивали ее, желали от нее благодати /барака/ и так далее.
Ибн ‘Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на могилах мечети и зажигает на них светильники» Передал ат-Тайалиси, 2733; Али ибн Джа’д, 1500; Ахмад, 1/229, 287, 324, 337. ибн Аби Шейба, 7549; 11814; абу Дауд, 3236; ат-Тирмизи, 320; ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший (хасан)». Ибн Маджах, 1575; ан-Насаи, 4/94; ибн Хиббан, 3179, 3180; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 12725; Ибн Шахин в «ан-Насих уаль-Мансух», 308; аль-Хаким в «Мустадрак», 1/374; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/78; аль-Багауи в «Шарх ус-Сунна», 510.
Некоторые ученые назвали этот хадис слабым по причине Абу Салиха, который передает от Ибн ‘Аббаса.
Что же касается запрета на разжигание светильников на могилах, то его причина заключается в том, что подобный поступок приводит к возвеличиванию могил и является одной из форм их чрезмерного почитания. В прежние времена люди устанавливали на могилах фонари и светильники. Сегодня на них устанавливают яркие лампы, которыми людям дают понять, куда им следует стремиться. Их украшают лампами, которые соединены друг с другом, и прожекторами, дающими ослепительный свет, для того, чтобы разъяснить людям, что эту могилу следует почитать. Воистину, поступающие таким образом прокляты языком Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что устанавливать светильники на могилах запрещено». [Конец слов шейха]