Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 23-я: О том, что часть этой общины будет поклоняться идолам

Всевышний Аллах сказал:

«Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие”» Сура ан-Ниса, аят 51.

А также:

«Скажи: “Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту”». Сура аль-Маида, аят 60.

А также:

«А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”» Сура аль-Кахф, аят 21.

Абу Са’ид рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, вы последуете обычаям (сунан) тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. И даже если они залезут в нору варана, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Пророк ﷺ ответил: «А кто же ещё?»

Муслим также передал хадис Саубана о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах свернул предо мною землю, и я увидел её от востока до запада. Поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая. Я испросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на неё массовые бедствия, и не насылал на неё никакого внешнего врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и защитил её целостность. Господь мой сказал: “О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. И Я даровал твоей общине то, что Я не погублю её, посылая на неё массовые бедствия, и не нашлю на неё никакого врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и сохранит она свою целостность, даже если всё население соседних провинций выступит против неё, но только до тех пор, пока они не начнут губить и пленять друг друга”».

Аль-Баркани в своём сборнике «ас-Сахих» приводит этот же хадис со следующим дополнением: «И я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение. Если же падёт на них меч, то он уже не поднимется до дня Воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока часть моей общины не присоединятся к мушрикам и пока не начнёт часть её поклоняться идолам. В моей общине появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком, хотя я — последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка. Тем не менее, в моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление Всевышнего и Благословенного Аллаха».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«С самого начала книги шейх рассказал нам о многих вопросах. Он рассказал об обязательности познания единобожия и о страхе перед многобожием. Также он указал на некоторые виды единобожия, а также виды малого и большого многобожия. Также рассказал нам о том, что приводит к многобожию. Также он поведал нам о том многобожии, которое распространилось в предыдущих общинах.

Услышав все это, могилопоклонники оправдываются тем, что эта община защищена от большого многобожия. И шейх подумал, что после прочтения первых двадцати двух глав, ему могут сказать: «Всё, что ты сказал, является правильным, однако наша община застахована от большого многобожия». Этот человек приведет в качества доказательства хадис, в котором посланник Аллаха ﷺ скахал: «Поистине, сатана уже потерял надежду на то, что ему будут поклоняться на арабском полуострове». Муслим, 2812. Они говорят, что из этого хадиса понимается, что никто в этой общине не станет совершать большого многобожия. Так говорят могилопоклонники!

Они привели этот хадис вообще не к месту. Этот хадис не понимается таким образом, как они пытаются его преподнести. Шайтан отчаялся в тот момент, когда Пророк ﷺ говорил эти слова, но он уделял всё внимание тому, чтобы сбивать сынов Адама. Как сказал Иблис:

﴿ قَالَ أَرَأَيْتَكَ هَذَا الَّذِي كَرَّمْتَ عَلَيَّ لَئِنْ أَخَّرْتَنِ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ لَأَحْتَنِكَنَّ ذُرِّيَّتَهُ إِلَّا قَلِيلًا ﴾

«Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его (Адама) потомство, за исключением немногих» Сура аль-Исра, аят 62.

Но он отчаялся, увидев силу Ислама, увидев как единобожие одолело неверных. Но Иблис не знал того, что будет в будущем». [Конец слов шейха]

Также передали аль-Бухари (7116) и Муслим (2906) передали от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока женщины из племени Даус не станут кружиться вокруг идола Зу-ль-Халяса».

Также передают со слов Айши, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пройдут дни и ночи и начнут поклоняться ал-Ляту и ’Уззе». Муслим, 2907.

И другие доводы, с дозволения Аллаха, придут далее в этой главе.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Поэтому в этом хадисе нет указания на то, что в этой общине не будут поклоняться шайтану. В этом хадисе указание лишь на то, что шайтан отчаялся. Даже после смерти Пророка ﷺ некоторые арабы отказались от Ислама и начали поклоняться Иблису. То есть они поклонялись шайтану через подчинение ему. Как сказал Аллах:

﴿ أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لَا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ ﴾

«Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом» Сура Йа Син, аят 60.

И как пришло в толковании этого аята, под поклонением имеется в виду подчинение.

Поэтому шейх будто бы знал, что идолопоклонники начнут приводить подобные сомнения и решил привести в своей книге данную главу. И шейх привел доводы на то, что какая-то часть этой общины всё равно будет поклоняться идолам.

«الأوثان» — «аль-аусан» — идолы, это множественное число слова «وثن» — идол. Идол — это любая вещь, к которой люди обратились с поклонением. Люди взывают к идолам, просят у них помощи в тяжелых ситуациях, считают, что идолы приносят пользу и вред, и так далее. Идол /уасн/ — это необязательно то, что имеет вид, как например, картина или памятник. А то, что имеет обязательно имеет внешний облик называется «الصنم» — (санам). Как, например, люди нарисовали картину какого-либо пророка, а затем стали поклоняться этой картине. Или, например, люди сделали статую человека и начали поклоняться ему, как это сделали с Буддой. А что касается «وثن» — «уасн» — то это может быть стеной, могилой, а может быть и мертвым человеком, которому поклоняются.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ أُوتُوا نَصِيبًا مِنْ الْكِتَابِ يُؤْمِنُونَ بِالْجِبْتِ وَالطَّاغُوتِ وَيَقُولُونَ لِلَّذِينَ كَفَرُوا هَؤُلَاءِ أَهْدَى مِن الَّذِينَ آمَنُوا سَبِيلًا ﴾

«Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие”» Сура ан-Ниса, аят 51.

«الجبت» — «джибт» — это всё то, что противоречит приказу Аллаха и Его посланника ﷺ в вопросах убеждения (акъиды). Джибтом/ может называться колдовство, как об этом говорили многие саляфы. «Джибтом» также может называться предсказатель.

«Они веруют в джибта и тагута» — то есть верят в колдовство, ложь и поклонение кому-либо кроме Всевышнего Аллаха.

«الطاغوت» — «тагъут» — это каждый, в отношении которого, раб переходит границу дозволенного в поклонении, покорности и подчинении, как об этом сказал Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах.

Веру в джибта и тагъута проявили те, кому была дарована часть Писания. А пророк ﷺ сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Бухари, 3456.

Пророк ﷺ привел маленький пример, а именно вхождение в нору ящерицы. Невозможно человеку залезть в такую маленькую нору ящерицы. И в этом указание на то, насколько сильно эта община последует за предыдущими. И это случилось с нашей общиной. Есть люди, которые верят в колдовство, есть люди, которые поклоняются кому-либо кроме Всевышнего Аллаха и так далее.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُمْ بِشَرٍّ مِنْ ذَلِكَ مَثُوبَةً عِندَ الله مَن لَّعَنَهُ اللهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ وَجَعَلَ مِنْهُمُ القِرَدَةَ وَالخَنَازِيرَ وَعَبَدَ الطَاغُوتَ ﴾

«Скажи: “Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту”» Сура аль-Маида, аят 60.

Это случилось в прошедших общинах и произошло в нашей общине, так как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Бухари, 3456.

Поклонение тагъуту имеет широкий смысл и включает в себя поклонение идолам, в том числе могилам, обожествление погребенных в них покойников и стремление приблизиться за счет них к Великому и Могучему Аллаху. Все это имеет место среди некоторых из последователей Пророка Мухаммада ﷺ которые поклоняются идолам, мавзолеям, деревьям, камням и прочим идолам.

Всевышний Аллах также сказал:

﴿ قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَى أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِمْ مَسْجِدًا ﴾

«А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”» Сура аль-Кахф, аят 21.

История обитателей пещеры всем известна. А этот аят являются частью этой истории. Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَلَبِثُوا فِي كَهْفِهِمْ ثَلَاثَ مِائَةٍ سِنِينَ وَازْدَادُوا تِسْعًا ﴾

«Они провели в пещере триста лет и еще девять» Сура аль-Кахф, аят 25.

Потом Всевышний Аллах оживил их. Другие люди узнали об этих людях, которые так долго проспали в пещере, и начали думать, что эти обитатели пещеры святые. Когда обитатели пещеры скончали, люди начали спорить между собой. Кто-то предожил построить над их могилами строения, а кто-то предложил построить площадь в их честь. И Аллах говорит об этом:

﴿ قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَى أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِمْ مَسْجِدًا ﴾

«А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”» Сура аль-Кахф, аят 21.

Кто эти люди, которые отстояли своё мнение? Среди ученых было разногласие в этом вопросе.

Первая группа сказала: Это были мусульмане того времени, которое начали возвеличивать этих обитателей пещеры. Они сказали:

﴿ فَقَالُوا ابْنُوا عَلَيْهِمْ بُنْيَانًا ﴾

«Воздвигните над ними строение» Сура аль-Кахф, аят 21.

Строение нужно было построить, чтобы люди не забывали о них. И если это толкование верное, то такое возвеличивание привело этих людей к поклонению могилам. Именно это случилось с нашей общиной.

Вторая группа сказала: Речь идет о многобожниках, которые жили в невежестве, и сердца которых были переполнены многобожием и нововведениями. Именно они решили построить мечеть.

Третья группа сказала: Речь идет о правителях тех людей. Именно они одержали верх в этом споре. В частности об этом говорил хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах. Они начали возвеличивать этих праведников и приказали построить над их могилой мечеть. Если это случилось с той общиной, значит обязательно должно было произойти и в нашей. Любое многобожие, которое было в прежних общинах, обязательно возникало и в нашей, вплоть до того, что некоторые начали заявлять о своей божественности.

Абу Са’ид рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, вы последуете обычаям (сунан) тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. И даже если они залезут в нору варана, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Пророк ﷺ ответил: «А кто же ещё?» Передали аль-Бухари, 7320; Муслим, 2669.

В слове «لَتتّبِعُنّ» частица «лям» указывает на клятву, то есть: «Клянусь Аллахом! Вы непременно последуете….».

Грамматический анализ слов Пророка ﷺ позволяет понять, что он фактически поклялся в том, что мусульмане последуют по дорогам своих предшественников. Зачем же Пророку ﷺ было клясться? Для того, чтобы подчеркнуть неизбежность этого и разъяснить, что мусульманская община последует по стопам предшествующих ей общин. И это было грозным предупреждением для мусульман. И это действительно случилось. Некоторые последовали по пути иудеев, а другие — по пути христиан, а третьи — по иным путям.

Вся эта глава основывается на этом хадисе. Любое неверие и многобожие, имевшее место в прежних общинах, обязательно возникает и в нашей. Прежние общины поклонялись идолам и проявили неверие в Аллаха. То же самое случилось и в этой общине.

Муслим также передал хадис Саубана о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах свернул предо мною землю, и я увидел её от востока до запада. Поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая. Я попросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на неё массовые бедствия, и не насылал на неё никакого внешнего врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и защитил её целостность. Господь мой сказал: “О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. И Я даровал твоей общине то, что Я не погублю её, посылая на неё массовые бедствия, и не нашлю на неё никакого врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и сохранит она свою целостность, даже если всё население соседних провинций выступит против неё, но только до тех пор, пока они не начнут губить и пленять друг друга”». Передал Муслим, 2889.

Аль-Баркани в своём сборнике «ас-Сахих» приводит этот же хадис со следующим дополнением: «И я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение. Если же падёт на них меч, то он уже не поднимется до дня Воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока часть моей общины не присоединятся к многобожникам и пока не начнёт часть её поклоняться идолам. В моей общине появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком, хотя я — последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка. Тем не менее, в моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление Всевышнего и Благословенного Аллаха». См. также «Муснад» имама Ахмада, 5/278, 284; «Сунан аби Дауд», 4252; «Сунан ибн Маджах», 3952. Также передал аль-Хаким в «Мустадрак ’аля сахихайн», 4/449; Абу Ну’ейм в «аль-Хильйа», 2/289.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что его последователям могут навредить вожди, вводящие людей в заблуждение. К ним относятся те, кого люди избирают своими вождями и руководителями в делах, связанных с религией или управлением. В их руках находятся вожжи правления народом, и они вводят людей в заблуждение, распространяя ересь и многобожие и приукрашивая их в глазах людей до такой степени, что они начинают считать эти поступки правильными. И это случилось с этой общиной.

В хадисе также сообщается, что перед наступлением Судного дня некоторые мусульманские племена присоединятся к многобожникам. Возможно, они оставят мусульманские земли и переселятся к многобожникам, выражая довольство их религией. Возможно также, что они уподобятся язычникам и станут приобщать сотоварищей к Аллаху, подобно многобожникам, и отступят от своей веры. А большие группы мусульман даже будут поклоняться идолам. Из упоминания об этом становится очевидно, какое отношение имеет к данной главе этот хадис.

Затем Пророк ﷺ что среди его последователей все время будет группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, а те, кто оставит их без поддержки, не смогут причинить им вреда, пока не явится повеление Всевышнего и Всеблагого Аллаха. Эта группа будет всегда одерживать верх, потому что Великий и Могучий Аллах будет всегда поддерживать ее доказательствами и ясными доводами в борьбе с теми, кто будет противиться им. Здесь не идет речь о боевых успехах, потому что иногда они могут терпеть поражения, а иногда – даже лишаться своего государства, однако они всегда будут одерживать верх над своими противниками благодаря тем священным текстам, доказательствам и истинным доводам, которыми их одарил Великий и Могучий Аллах. Воистину, они придерживаются истины, тогда как все остальные люди придерживаются лжи». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Тафсир 51 аята из суры «ан-Ниса».
  1. Тафсир 60 аята из суры «аль-Маида».
  1. Тафсир 21 аята из суры «аль-Кахф».
  1. Важнейший вопрос состоит в следующем: что означает в данном случае вера в джибта и тагута? Ограничивается ли это убеждением сердца? Либо же это внешнее уподобление тем, кто верит в это, чувствуя ненависть к этому и будучи убеждённым в несостоятельности этого?
  1. Их высказывание о том, что неверные, неверие которых известно, идут более правильным путём, чем верующие.
  1. Именно в этом и состоит цель написания данной главы: приобщение к Аллаху сотоварищей несомненно имеет место в этой общине, как об этом говорится в хадисе Абу Саида.
  1. Его заявление о том, что это обязательно произойдёт: имеется в виду поклонение идолам большого количества людей из этой общины.
  1. Нечто весьма удивительное: появление людей, провозглашающих себя пророками, подобно аль-Мухтару, несмотря на то, что он произносил свидетельство, а также заявлял, что он из этой же общины, что Мухаммад — истинный посланник ﷺ что Коран — истина! Он также считал Мухаммада печатью пророков, искренне веря в это, несмотря на существующее во всём этом вопиющее противоречие. Аль-Мухтар появился в конце эпохи сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его поддержало большое число людей.
  1. Добрая весть о том, что истина никогда не исчезнет полностью, как это случалось с прошлыми общинами, поскольку одна группа будет постоянно её придерживаться.
  1. Великое знамение, состоящее в том, что несмотря на малочисленность победоносный общины, людям этой группы не могут причинить вреда те, кто оставляет их без поддержки или выступает против них.
  1. Это обстоятельство будет существовать вплоть до наступления Часа.
  1. В этой главе называются следующие великие знамения:
      • возвещение Пророка ﷺ о том, что Аллах свернул перед ним землю от востока до запада, сообщив о значении этого, что и случилось в действительности; при этом ничего не было сказано о юге и севере;
      • возвещение о даровании ему двух сокровищниц;
      • возвещение о положительном ответе на две просьбы Пророка ﷺ для его общины;
      • возвещение о том, что его третья просьба была отклонена;
      • возвещение о падении на них меча, который не будет поднят;
      • возвещение о том, что мусульмане начнут губить и пленять друг друга, а также его боязнь того, что в его общине появятся вводящие в заблуждение имамы;
      • возвещение о появлении лжепророков в общине Посланника ﷺ;
      • и возвещение о постоянном существовании победоносной общины.

    Всё произошло именно так, как было возвещено Пророком ﷺ хотя никто не мог даже и предположить этого.

  1. Страх Пророка ﷺ за свою общину заключается в его опасении появления вводящих в заблуждение имамов.
  1. Обращение внимания на смысл поклонения идолам.

Контрольные вопросы