Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 25-я: Разъяснение некоторых видов колдовства

Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили. — Ред.] от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика. — Ред.], который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «’Ияфа, таркъ и суеверие являются джибтом».

Ауф сказал: «’Ияфа означает предсказание по направлению полёта птиц, а таркъ — это черчение линий на земле». Аль-Хасан [аль-Басри. — Ред. ] сказал, что джибт — это «отголосок Шайтана».

Иснад этого хадиса очень хороший. Его передали также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан.

Ибн ’Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: “Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, и чем больше он обучается астрологии, тем больше он выучивает колдовства”».

Ан-Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же колдовство, совершил ширк. А тот, кто связал свое сердце с чем-нибудь, вверяется этому».

Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен».

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в красноречии есть колдовство».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«После того, как шейх рассказал нам о колдовстве /сихр/, которое является многобожием, он говорит о том, что не каждое колдовство считается многобожием /ширк/. Слово «колдовство» в языке имеет широкий смысл. Одним из его значений является обращение за помощью к дьяволам, стремление угодить им и поклонение им для того, чтобы они стали прислуживать колдуну. Это понятие включает в себя и другие значения, которые Законотворец называл колдовством, хотя они не похожи на настоящее колдовство. Они отличаются от него как по сути, так и по отношению религии к ним. Существуют различные степени колдовства, и различие между ними очень важно. И для того, чтобы люди могли делать различие между ними, имам написал эту главу.

Среди простого народа красноречие также называется колдовством. Но здесь не имеется в виду то колдовство /сихр/, во время которого человек обращается за помощью к дьяволу. Однако здесь имеется в виду языковое значение слова «сихр», так как красноречие скрыто действует на сердце. Поистине, красноречивый муж, говорящий красивым языком, может пленить сердца людей. Иногда, с помощью красноречия, он может показать истину ложью, а ложь — истиной.

Точно также суеверия /тыяра/ называются колдовством /сихр/. Суеверия содержат в себе определенные убеждения. Точно также колдовством называется черчение линий на земле (таркъ) и предсказания по направлению полёта птиц. Это не подобно тому колдовству, о котором мы говорили в прошлой главе.

Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили] от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика], который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «’Ияфа, таркъ и суеверие являются джибтом». Передали Ахмад в муснаде; Ибн Аби Шейба, 5/311; ибн Са’д в «ат-Табакат», 7/35; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 7/173; Абу Дауд, 3907; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/324; ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар», 4/312; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 940-941; Ибн Аби Хатим в своём тафсире, 3/974; Ибн Хиббан, 6131; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/139. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Гъайату-ль-Марам», 301.

Ауф сказал: «’Ияфа — это предсказание по направлению полёта птиц, а таркъ — это черчение линий на земле».

При гадании по направлению птиц, как отметил Ауф, разгоняют птиц и по направлению их полета определяют, будет ли удачным дело, которое человек задумал начать, или же определяют будущее по поведению птиц. Это является одной из форм джибта и колдовства. Почему? Мы сказали, что джибтом называются презренные вещи, которые отвращают человека от истины. Это же является одним из значений гадания по направлению полета птиц. Оно влияет на действия человека, который либо берется за дело, либо воздерживается от него, и поэтому гадание по направлению полета птиц считается одним из видов колдовства. Суеверие имеет более широкий смысл, нежели гадание по направлению полета птиц, поскольку это понятие включает в себя любые добрые и дурные предзнаменования, связываемые с вещами или событиями. Более подробно об этом мы поговорим в следующей главе. Например, человек видит, что птицы летят направо и думает, что из-за этого его дело будет удачным. А если птицы полетели налево, значит что-то плохое может случиться. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отказался совершать какое-либо дело по причине суеверия, тот совершил ширк». Передали Ахмад, 2/220; Ибн Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», 292; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 24/201. Например, человек оставил дело, из-за того что увидил что-то в воздухе, услышал какое-то слово, увидит аварию на дороге и тому подобные суеверия.

Когда вещь называется суеверием? Вещь называется суеверием, если она заставляет человека бросить какое-либо дело или наоборот, начать какое-либо дело. Если это суеверие вошло в его сердце и заставило отказаться от какого-либо дела или начать совершать какое-либо дело, то человек считается суеверным.

Что же касается гадания по черточкам, то для этого на земле чертят очень много черточек, после чего предсказатель начинает быстро стирать их по одной или по две, а затем смотрит на оставшиеся черточки и делает свое предсказание. Эти предсказания также являются одним из видов колдовства.

Аль-Хасан аль-Басри сказал, что джибт — это отголосок Шайтана.

Что же касается слов аль-Хасана аль-Басри, то он назвал джибт отголоском сатаны, потому что сатана призывает людей к этому своим голосом и воплем.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, и чем больше он обучается астрологии, тем больше он выучивает колдовства». Передали Ахмад, 1/227, 331; Ибн Аби Шейба, 25646; Абу Дауд, 3905; Ибн Маджах, 3726; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11278; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/138; Имам Науауи назвал хадис достоверным. См. «Рияд ус-Салихин», стр. 307; Также шейх аш-Шанкыти назвал хадис достоверным. См. «Адвау-ль-байан», 4/49.

Из этих слов следует, что изучающий звезды фактически изучает колдовство. В одной из глав речь пойдет о видах наук о звездах и том, ради чего Великий и Могучий Аллах сотворил звезды.

Астрологи заявляют о том, что движение звезд и планет, их встречи и расхождения, их появление или сокрытие, действует на то, что происходит на земле. Всё это является частью колдовства /сихр/.

Ан-Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же колдовство, совершил ширк. А тот, кто связал свое сердце с чем-нибудь, вверяется этому». Передали ан-Насаи, 7/112; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат», 1469; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 4/341; имам аль-Миззи «Тахзиб аль-Камаль», 14/169.

Под поплевыванием здесь подразумевается обращение за покровительством и помощью к дьяволам и произнесение слов, которые привлекают джиннов и заставляют их служить колдовскому узелку. Поэтому не всякое поплевывание на узелок считается колдовством. Колдовством считается такое поплевывание, которое сопровождается заклинаниями, в которых есть многобожие (ширк). Если человек совершает такое колдовство, то джинн начинает служить этому колдовству, закрепленному поплевыванием на узелки. Так поступали колдуны во время Пророка ﷺ, поэтому Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمِن شَرِّ النَّفًّاثَاتِ فِي العُقَدِ ﴾

«От зла колдуний, поплевывающих на узлы» Сура аль-Фалякъ, аят 4.

Колдуны завязывают узелки, потому что колдовство не теряет свою силу, пока они остаются завязанными. Одним словом, колдун добивается желаемого благодаря двум вещам: узелкам и поплевыванию. И очень важно знать, что эти узелки иногда бывают крупными и хорошо различимыми, а иногда — очень маленькими. Если эти узлы попадут в чьи-либо руки, он обязательно должен развязать их, чтобы колдовство исчезло. А поплевывание содержит в себе заклинания и просьбу о помощи к дьяволам.

В хадисе также говорится, что занимающийся колдовством приобщает сотоварищей к Аллаху, и это выражение имеет самый широкий смысл. Здесь имеется в виду тот колдун, который завязывает узлы, а затем поплевывает в них, призывая на помощь шайтанов. Об этом мы подробно говорили в прошлой главе. Невозможно совершить колдовство, пока не поплюешь в узлы или не призовешь на помощь джиннов.

В нем также говорится, что всякий, кто повесил на себя что-либо, вверяется этому. Человек думает, что по причине этого, он получает пользу или избегает вреда. Хотя известно, что любые причины, содержащие в себе многобожие (ширк), никогда не принесут ничего, кроме вреда. Если раб полагается на Аллаха, то ему бывает достаточно Божьего покровительства. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ﴾

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» Сура ат-Талякъ, аят 3.

Но если он полагается не на Аллаха, то его покровителем становится тот, на кого он положился, а ведь все существа, помимо Всевышнего Аллаха, бедны и нуждаются в Нем. Великий и Могучий Аллах один является распорядителем благ и милостей. Он сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنْتُمْ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ ﴾

«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный» Сура Фатыр, аят 15.

Кто обращается с нуждами к Аллаху, тот обретёт успех. Кто связал своё сердце с Аллахом, тот обретёт успех. А кто связал свое сердце с многобожием, например, с колдовством или обращением к мертвым, тот будет вверен этому. А кто будет вверен творению, тому это творение принесёт только вред. Как сказал Аллах:

﴿ يَدْعُوا لَمَنْ ضَرُّهُ أَقْرَبُ مِن نَّفْعِهِ ﴾

«Он взывает к тому, кто может быстрее навредить, чем принести пользу» Сура аль-Хадж, аят 13.

Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам о том, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен». Передал Муслим, 2606.

Арабское слово «адх» имеет несколько значений, одним из которых является «колдовство». Сплетни являются одним из видов колдовства и они относятся к большим грехам. Сходство между колдовством и сплетнями заключается в том, что колдовство разлучает двух влюбленных или сближает двух чуждых друг другу людей, оказывая скрытое воздействие на сердца, и таким же образом поступают сплетники, когда разлучают любящих друг друга людей, передавая им различные сплетни. Сплетник вносит раскол между двух сердец и сеет в них вражду. Поэтому сущность сплетен такова же, как сказал Всевышний о колдовстве:

﴿ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ المَرْءِ وَزَوْجِهِ ﴾

«Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» Сура аль-Бакара, аят 102.

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн ’Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, в красноречии есть колдовство«.Передали аль-Бухари, 5146 и Муслим, 869.

Это значит, что красноречие тоже может быть видом колдовства. Под красноречием здесь подразумевается умение излагать мысли ясными и красивыми словами, которые поражают и очаровывают слух и сердца. Иногда посредством этого можно представить истину ложью, а ложь — истиной. Люди начинают думать, что всё, что говорит этот человек, является истиной, а то, что он опровергает, является ложью.

Согласно наиболее достоверному мнению богословов, этот хадис порицает, а не восхваляет красноречие. Именно поэтому шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел его в этой главе, в которой упоминаются различные запрещенные поступки. Речь идет о таком красноречии, с помощью которого человек превращает истину в ложь, а ложь в истину. Красноречие должно использоваться только для того, чтобы поддержать истину». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Гадание по направлению полета птиц, гадание по черточкам и суеверие являются джибтом.
  1. Смысл понятий «’ийафа» и «тарк».
  1. Астрология является одной из разновидностей колдовства.
  1. Завязывание узлов и плевание на них также относится к колдовству.
  1. Клевета и сплетни также расцениваются как колдовство.
  1. Определённого рода красноречие тоже относится к этому.

Контрольные вопросы