Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 29-я: Об астрологии (танджим)

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис: «Катада сказал: “Аллах создал эти звёзды, только по трем причинам: украсить ими небо, сбивать ими шайтанов, а также чтобы они служили ориентирами для путников. Тот же, кто убежден в том, что они еще для чего-то, ошибается и будет лишен своего удела (в религии). И взваливает на себя то, о чем у него нет знании”». Передал аль-Бухари в форме /му’алякъ/, а также ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/29, 14/91; ибн Аби Хатим в своем тафсире, 16536; аль-Хатыб в «Китаб ан-Нуджум», стр. 185-186; аль-Хафиз ибн Хаджар в «ат-Тагъликъ уа-т-Та’ликъ», 3/489 и многие другие.

Къатада запрещал изучения положения Луны в отношении созвездий, также это не разрешал Ибн Уйейна, как это передал Харб. Но Ахмад и Исхак разрешали это. См. «Шарх аль-’Умда», 4/553.

Абу Муса (аль-Аш’ари) рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: “Три группы людей не попадут в Рай: пьяницы, порвавшие родственные узы и верующие в колдовство”». Передали Ахмад, 4/399; ибн Хиббан, 5346; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/146; Абу Йа’ля, 7248 и другие.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Эта наука делится на дозволенную её часть и на запретную. Запрещено то, что является видом колдовства. Это является неверием и многобожием. Астрологи заявляют, что узнают о сокровенном по движению звезд. Этот вид астрологии является порицаемым и запретным, потому что он относится к прорицанию и колдовству. А вообще, астрология /танджим/ бывает трех видов:

  1. Первый вид: Некоторые люди убеждены, что звезды сами по себе на что-то действуют. Они думают, что всё происходящее связано со звездами. Это является обожествлением звезд. Этим занимался народ Ибрахима « الصابئة ». Они придавали каждой звезде и планете облик в виде идола. В эти идолы заселялись шайтаны и начинали приказывать людям поклоняться этим идолам. Эти убеждения по единогласному мнению являются большим неверием и многобожием.
  2. Второй вид: Этот вид называют « علم التأثير » — «’ильму таъсир». Некие люди считают, что движение звёзд, их встреча, их расхождение, и так далее, всё это является причиной того, что происходит на земле. Смотря на движение звезд, эти люди рассказывают о том, что произойдет в будущем на Земле. Таких людей называют астрологами. Эта профессия является одним из видом прорицательства. Этот вид астрологии /танджим/ запрещен и является одним из больших грехов /кабаир/. Более того это является неверием /куфр/. Звезды не созданы для этого. К этим астрологам приходят шайтаны и внушают им то, что пожелают.
  3. Третий вид: Этот вид называют «علم التسيير» — «’ильму тасййир». Люди узнают по движению звезд местоположение Каабы, узнают время, узнают о том, когда начинать посев, а когда не начинать и так далее. По движению звезд они узнают о ветрах и дождях. Эту науку дозволили некоторые ученые, так как данная наука не делает звезды причиной чего-то, а лишь узнает по звездам о времени. Всевышний Аллах сделал звезды признаками, как об этом сказано:

﴿ وَعَلامَاتٍ وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ ﴾

«Он создал признаки и по звездам они находят правильную дорогу». Сура «ан-Нахль», аят 16.

Звёзды являются признаками для определенных вещей. Например, если появилась та или иная звезда, это указывает на то, что наступила зима. Зима не наступила по причине звезды, а наступила в то время, когда выходит звезда. Звезды не являются причиной холода или жары, не являются причиной дождя и так далее. Однако они всего лишь указывают на время. Именно в этой науке нет никаких проблем.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис: «Катада сказал: “Аллах создал эти звёзды, только по трем причинам: украсить ими небо, сбивать ими шайтанов, а также чтобы они служили ориентирами для путников. Тот же, кто убежден в том, что они еще для чего-то, ошибается и будет лишен своего удела (в религии). И взваливает на себя то, о чем у него нет знании”». Передал аль-Бухари в форме «му’алякъ», а также ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/29, 14/91; ибн Аби Хатим в своем тафсире, 16536; аль-Хатыб в «Китаб ан-Нуджум», стр. 185-186; аль-Хафиз ибн Хаджар в «ат-Тагъликъ уа-т-Та’ликъ», 3/489 и многие другие.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَزَيَّنَّا السَّمَاءَ الدُّنْيَا بِمَصَابِيحَ وَحِفْظًا ﴾

«Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его». Сура «Фуссылят», аят 12.

Подобных аятов много. Всевышний Аллах сказал:

﴿ أَمَّن يَّهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ البَرِّ وَالبَحْرِ ﴾

«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря?» Сура «ан-Намль», аят 63.

Звёзды являются признаками, по которым люди ориентируются. Узнают по ним направление в сторону Каабы, узнают север, запад, восток и юг. Люди знают, что определенная звезда указывает на направление к определенному городу. Например, человек, плывя по морю в сторону определенной звезды, знает, что в итоге попадет в определенный город.
«Тот же, кто убежден в том, что они еще для чего-то, ошибается и будет лишен своего удела (в религии). И взваливает на себя то, о чем у него нет знании» — это верно, так как звёзды являются созданиями Всевышнего Аллаха. Мы не знаем их тайн, кроме тех, о которых нам сообщил Всевышний Аллах. Мы принимаем то, о чем Он нам сообщил, а то, о чем Он умолчал, мы оставляем. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда упоминаются мои сподвижники, молчите! Когда говорится о звездах, молчите! Когда говорится о предопределении, молчите!» См. «Сильсиля ас-Сахиха», 34. В хадисе идёт речь о тех разговорах, в которых люди не останавливаются на том, на чём остановились доводы».[Конец слов шейха]

Къатада запрещал изучения положения Луны в отношении созвездий, также это не разрешал Ибн Уйейна, как это передал Харб. Но Ахмад и Исхак разрешали это. См. «Шарх аль-’Умда», 4/553.

«Къатада» — это Къатада ибн Ди’ама ас-Садуси аль-Басри. Крепкий передатчик с хорошей памятью. Говорят, что он родился слепым. Умер примерно в 110-ых годах хиджры. См. «ас-Сияр», 5/269.

«Харб» — это имам аль-хафиз Харб ибн Исма’иль Абу Мухаммад аль-Кирмани, факъих из сторонников имама Ахмада.

«Ахмад» — то есть Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах — один из великих имамов нашей общины /уммы/. Он родился 1 раби’ аль-аууаль 164 года по хиджре.

«Исхакъ» — это Исхакъ ибн Ибрахим Абу Йа’къуб аль-Ханбали ан-Нейсабури, более известный как ибн Рахауейх. См. «ас-Сияр», 11/358.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Всевышний Аллах дал Луне определенное положение, как об этом сказано:

﴿ وَالقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّى عَادَ كَالعُرْجُونِ القَدِيمِ ﴾

«Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви» Сура «Йа Син», аят 39.

У луны есть двадцать восемь положений. Каждый день она находится в определенном месте. Является ли дозволенным изучение этих положений? Некоторые из праведных предшественников запрещали это а другие ученые разрешили, и второе мнение более верное. Ведь, Всевышний Аллах сделал это милостью с Его стороны:

﴿ هُوَ الَّذِي جَعَلَ الشَّمْسَ ضِيَاء وَالْقَمَرَ نُورًا وَقَدَّرَهُ مَنَازِلَ لِتَعْلَمُواْ عَدَدَ السِّنِينَ وَالْحِسَابَ ﴾

«Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет» Сура «Йунус», аят 5.

Абу Муса (аль-Аш’ари) рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: “Три группы людей не попадут в Рай: пьяницы, порвавшие родственные узы и верующие в колдовство”». Передали Ахмад, 4/399; ибн Хиббан, 5346; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/146; Абу Йа’ля, 7248 и другие.

«Верующие в колдовство» — а астрология /танджим/ является одним из видов колдовства, как сказал Пророк ﷺ: «Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, и чем больше он обучается астрологии, тем больше он выучивает колдовства». Передали Ахмад, 1/227, 331; Ибн Аби Шейба, 25646; Абу Дауд, 3905; Ибн Маджах, 3726; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11278; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/138; Имам Науауи назвал хадис достоверным. См. «Рияд ус-Салихин», стр. 307; Также шейх аш-Шанкыти назвал хадис достоверным. Если человек верит в звезды, значит он верит в колдовство. А кто верит в колдовство, тот не войдет в Рай.

Также в наше время распространено то, к чему люди очень небрежны. Я имею в виду знаки Зодиака, о которых пишут в журналах. Этому посвящают целые страницы в газетах и рисуют в них знаки Зодиака: лев, скорпион, телец и так далее. Напротив, каждого знака пишут то, что произойдет с ним. Если мужчина или женщина родились под определенным знаком, говорится им, что в этом месяце с ними случится то-то и то-то. Это и есть астрология /танджим/. Это относится к прорицанию. Если в газетах есть эти гороскопы, то как будто бы в них есть прорицатели. Обязательно нужно порицать это, так оно содержит в себе многобожие /ширк/, заявление о знании сокровенного, колдовство и астрологию. Порицать это необходимо во всех местах. Обязательно нужно мусульманину сделать всё, чтобы эти журналы не попали в его дом. Нельзя читать их и смотреть в них.

Человек может смотреть в эти гороскопы, говоря: «Я всего лишь посмотрю, что говорят обо мне, ради интереса». Он подобен тому, кто идёт к прорицателю. Как пришло в хадисе, у такого человека 40 дней не принимается молитва. А если он поверит в это, то он проявит неверие в то, что ниспослано Мухаммаду ﷺ.

Всё это указывает на чуждость единобожия в среде мусульман, на чуждость этой книги «Китаб ат-Таухид», даже среди тех людей, которые вняли этому призыву. Обязательно нужно порицать это во всех местах. Нельзя взваливать этот грех ни на себя, ни на жителей своего дома. Если человек заносит в дом подобные газеты, он как будто бы приводит в дом колдуна. И это, да убережет Аллах, является большим грехом. Обязательно нужно порицать это, рвать эти газеты и уничтожать их (в своем доме). Все астрологи являются прорицателями. В наше время для астрологов построили отдельный университет в Ливане.

Обязательно требующим знания нужно стремиться открыть глаза людям относительно этого вопроса, говорить об этом после молитвы, в пятничных проповедях, так как эта беда сильно распространена. А тех, кто порицает это, очень мало». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Мудрость сотворения звёзд.
  1. Опровержение тем, кто утверждает что-либо помимо этого.
  1. Упоминание о расхождении во взглядах учёных на науку о положении небесных тел.
  1. Угроза тому, кто верит хотя бы во что-нибудь, имеющее отношение к колдовству, даже если ему известно, что это ложь.

Контрольные вопросы