Всевышний Аллах сказал: «И среди людей есть такие, которые придают Аллаху равных, и они любят их так, как любят Аллаха» Сура «аль-Бакара» 165 аят.
Всевышний также сказал: «Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя которого вы боитесь, и жилища, которым вы довольствуетесь, милее вам, чем Аллах, Его посланник и джихада на Его пути, то выжидайте, пока Аллах не отдаст Своего повеления. Ведь Аллах не ведёт людей нечестивых!”» Сура ат-Тауба, аят 24.
Анас рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Аль-Бухари 1/55, Муслим 44.
Они же передали другой хадис Анаса: «Посланник Аллаха сказал: «Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь. Аль-Бухари 1/56—58, 68 и 12/281, Муслим 43.
В другом хадисе говорится: «Никто не ощутит сладость веры, пока не…» Далее текст аналогичен предыдущему.
Ибн ’Аббас передал: «Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретёт покровительство Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, пока не будет именно так. Сейчас же, братство среди людей стало ради мирской жизни, и это не принесут им никакой пользы». Этот хадис передал Ибн Джарир. Ахмад 3/430 от Амра ибн аль-Джамуха; слабый хадис. Его упомянул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибн аль-Хамака и сказал, что его передал ат-Табарани в «аль-Кабире», однако в его иснаде Рушдин ибн Саад — слабый рассказчик.
В отношении же высказывания Всевышнего «…И оборвутся у них связи…» (Сура «аль-Бакара», аят 166) Ибн ’Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность»
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Этот раздел и те разделы, которые последуют за этим, рассказывают нам о видах поклонения, связанных с сердцем. Эти виды поклонения обязательно должны быть посвящены Всевышнему Аллаху. В этих главах идет речь об обязательных составляющих единобожия /таухида/ и о том, что делает его совершенным, о некоторых поклонениях сердца, и о том, как человек должен посвящать их только одному Аллаху.
Шейх начал эти разделы с главы о любви /махабба/. Поистине, раб должен любить Всевышнего Аллаха больше, чем все остальные вещи и даже больше, чем самого себя. Здесь имеется в виду любовь поклонения. Это любовь, которая связывает сердце с Тем, Кого ты любишь, и влечет за собой выполнение Его приказов, желая этого и добровольно подчиняясь. Это — желание Того, Кого ты любишь и сторонение Его запретов. Любовь поклонения — это такая любовь, место которой в сердце. Её обязательно сопровождают надежда и страх, подчинение, стремление к довольству Того, Кого ты возлюбил и отдаление от того, чем Он недоволен. Единобожник становится единобожником только после того, как утвердит в своем сердце любовь ко Всевышнему Аллаху. Если раб начинает любить Господа, то для него становится обязательным посвящать все свои дела поклонения этому Господу. Этим он достигнет истинной любви.
Любовь, которая является поклонением — это такая любовь, которая влечет за собой выполнение приказов, отстранение от запретов, надежду и страх.
Поэтому ученые говорят, что любовь /махабба/, связанная с Аллахом бывает трех видов:
Это станет понятным, если понаблюдать за могилопоклонниками в наши времена. Ты увидишь в сердце тех, кто обращается к могилам угодников, такую любовь к ним и такое возвеличивание, которые влекут за собой надежду и страх, которые в свою очередь приводят к поклонению этому праведнику. Это и есть любовь, которая влечет за собой поклонение. Если такая любовь будет посвящена кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, человек попадет в большое многобожие /ширк уль-акбар/. Эта любовь является основой религии, основой праведности сердца. Сердце не станет праведным до тех пор, пока оно не полюбит Аллаха и не сделает эту любовь величественней, чем любая другая вещь.
Это то, что касается тех видов любви, которые связаны с Аллахом. Также бывает и другая любовь, свойственная каждому человеку. Такой вид любви дозволен в шариате, так как эта любовь, не влечет за собой поклонение. Эта любовь связана с мирской жизнью. Например, любовь отца к сыну или любовь сына к отцу, или мужа к жене и так далее. Нет проблем в такой любви, свойственной каждому человеку.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ﴾
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» Сура «аль-Бакара», аят 165.
Этот аят можно перевести двумя способами:
Первый перевод является более правильным. Поэтому Всевышний Аллах рассказал, что обитатели Ада скажут:
﴿ تَاللَّهِ إِنْ كُنَّا لَفِي ضَلالٍ مُبِينٍ * إِذْ نُسَوِّيكُمْ بِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» Сура «аш-Шу’ара», аяты 97-98.
Ученые сказали, что эти люди равняли идолов и Аллаха в любви, а не в господстве.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ قُلْ إِن كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَاؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُمْ مِنَ اللهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُوا حَتَّى يَأْتِيَ اللهُ بِأَمْرِهِ ﴾
«Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением”» Сура «ат-Тауба», аят 24.
В этом аяте указание на то, что любовь к Аллаху является обязательной /уаджиб/. В нём указание на то, что любовь к Аллаху должна быть выше всех остальных видов любви.
Аят также содержит в себе угрозу! Аят указывает нам на то, что категорически запрещено ставить любовь к кому-то впереди любви к Аллаху, так как Аллах адресовал угрозу человеку, который совершает подобное.
Обязательной составляющей совершенного единобожия является предпочтение любви к Аллаху и Его посланнику ﷺ перед остальным видам любви. Любовь к посланнику ﷺ является любовью ради Всевышнего Аллаха, а не любовью кого-то наряду с Аллахом. Ведь, Всевышний Аллах повелел нам любить Своего Пророка ﷺ.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще».аль-Бухари, 15; Муслим, 44.
«Не уверует никто из вас» — то есть: не уверует совершенной верой.
Человек должен чувствовать в душе, что Пророк ﷺ любимей для него, чем отец, дети и все остальные люди. Также сообщается, что ‘Абдуллах бин Хишам, да будет доволен им Аллах, сказал:«Однажды, когда мы находились в обществе Пророка ﷺ который держал за руку ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему: «О посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!» На это Пророк ﷺ сказал: «Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не станет вера твоя совершенной, пока не станешь ты любить меня больше самого себя!» Тогда ‘Умар сказал ему: «Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!» — и Пророк ﷺ сказал: «Сейчас (твоя вера совершенна), о ‘Умар!»» аль-Бухари, 6632.
Если человек ставит любовь к родителям, детям и так далее, перед довольством Аллаха и тем, что приказал Пророк ﷺ, то его любовь к Пророку ﷺ не будет совершенной. Любовь — это то, что заставляет человека двигаться, как об этом сказал шейхуль-Ислям в книге «Къа’ида фи-ль-Махабба». Кто любит что-то мирское, тот движется к этому мирскому. Кто любит знание, тот стремится к нему. Кто любит Аллаха любовью поклонения, в которой есть надежда и страх, тот стремится к Его довольству. Такой человек стремится сторониться всего того, в чем есть гнев Всевышнего Аллаха. Также и тот, кто истинно любит Пророка ﷺ, он стремится следовать его Сунне, выполнять его приказы, сторонится его запретов, руководствоваться его путем и так далее.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». аль-Бухари, 16; Муслим, 43.
В другом хадисе говорится: «Никто не ощутит сладость веры, пока не будет обладать тремя качествами….» Далее текст аналогичен предыдущему. аль-Бухари, 5694.
Эта сладость наступает только после того, как человек сделает свою веру совершенной, потому что у веры есть сладость. Эта сладость ощущается в душе человека. Каждый раз, когда человек пытается усовершенствовать свою веру, он начинает чувствовать эту сладость в своем сердце.
Ибн ’Аббас передал: «Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретёт покровительство Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, пока не будет именно так. Сейчас же, братство среди людей стало ради мирской жизни и это не принесет им никакой пользы». Хадис слабый.
Если человек любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, дружит ради Аллаха и враждует ради Аллаха, то он становится одним из Божьих угодников, обретая любовь и поддержку своего Господа.
В отношении же высказывания Всевышнего: «…И оборвутся у них связи…» (Сура «аль-Бакара», аят 166) Ибн ’Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность».
Это толкование объясняется тем, что язычники поклонялись идолам и любили их, полагая, что они будут свидетельствовать за них в День воскресения за то, что они любили их и были привязаны к ним». [Конец слов шейха].