Всевышний Аллах сказал: «Неужели они обезопашены от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха чувстует себя только люди потерпевшие убыток» Сура «аль-А’раф», аят 99.
Так же, слова Его: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» Сура «аль-Хиджр», аят 56.
Ибн ’Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха ﷺ спросили о смертных грехах, и он ответил: «Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на милость (или на помощь) Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха». Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар и ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия.
Ибн Мас’уд передал так: «Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь (или на милость) от Аллаха». Это передал ’Абд ар-Раззак в «Маджму’ аз-Заваид» аль Хайсами 1/104.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Автор объединил два аята в одной главе. Он сделал это для того чтобы указать на то, что объединение между страхом /хауф/ и надеждой /раджа/ является обязательной частью веры /иман/. Единобожие не будет действительным, кроме как с этими двуми вещами. Если человек не объединил в себе страх и надежду, то это делает его единобожие неполным. Рабу обязательно нужно сделать так, чтобы в нём присутствовали как страх, так и надежда. Он не должен чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха, но и не должен отчаиваться в Его милости.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَفَأَمِنُواْ مَكْرَ اللَّهِ فَلاَ يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ ﴾
«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» Сура «аль-А‘раф», аят 99.
В этом аяте указание на то, что многобожники чувствовали себя в безопасности от наказания Аллаха и не боялись его. А должно быть наоборот! Сердца должны быть переполнены страхом перед Аллахом.
«Неужели они не опасались хитрости Аллаха?» — хотя они знали примеры того, как Аллах погубил народы, жившие до них. Всевышний Аллах рассказал об этом в 7-ой суре «аль-А‘раф», а затем спросил: «Неужели они не опасались хитрости Аллаха?» Они чувствуют себя в безопасности, несмотря на то, что Всевышний Аллах предостерег их и до них дошли рассказы о предшествующих общинах. Поэтому Аллах сказал далее: «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!»
Чувство безопасности от хитрости Аллаха является результатом отсутствия страха. Страх — это поклонение сердца. Если такой страх присутствует в сердце, человек стремится к довольству Аллаха и сторонится Его запретов. Раб будет возвеличивать Всевышнего Аллаха и приближаться к Нему посредством этого страха, так как этот страх является поклонением. Человек может приближаться к Аллаху посредством такого страха, а также посредством того, что не чувствует себя в безопасности от хитрости Аллаха. Всевышний Аллах обладает властью. Отсутствие чувства безопасности у человека возвращается к пониманию атрибутов Аллаха и Его имен. Он — Всемогущий « القهار والجبار ». Он дает убежище, но никто не даст убежища от Него и так далее.
Хитрость Всевышнего Аллаха — это атрибут связанный с чем-то, то есть « مقيدة ». Всевышний Аллах хитрит с теми, кто хитрит с Его приближенными, с Его пророками, с Его религией. Просто хитрость — это недостаток и мы не говорим, что атрибут Аллаха — это хитрость, а говорим, что атрибутом Его является хитрость с теми, кто хитрит с Ним, а это уже совершенство. В этом указание на Его величие, мощь, могущество и другие атрибуты величия. Поэтому хитрость — это атрибут, которым описан Всевышний Аллах. Однако мы обязательно должны с чем-то связать эту хитрость. Поэтому мы говорим, что Аллах хитрит с врагами Его и Его посланников, а также хитрит с теми, кто пытается обхитрить Его.
Смысл этого атрибута в том, что Аллах заманивает раба, а затем наказывает его тогда, когда тот даже не ждет. Всевышний Аллах облегчает человеку все дела и тот начинает думать, что находится в полной безопасности. Пророк ﷺ сказал: «Если вы увидите, что Аллах даёт что-то рабу, хотя тот постоянно совершает грехи, то знайте, что это — заманивание». Этот хадис передали Ахмад 4/145, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 17/330 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 4540 со слов Укъбы ибн ‘Амира. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 561.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَمَن يَقْنَطُ مِن رَّحْمَةِ رَبِّهِ إِلاَّ الضَّالُّونَ ﴾
«Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» Сура «аль-Хиджр», аят 56.
Признаком заблудших является то, что они отчаиваются в милости своего Господа. Отсюда вытекает, что признаком идущих по прямому пути является то, что они не отчаиваются в милости Всевышнего Аллаха. Они всегда надеются на эту милость. Объединение между страхом и надеждой является шариатским обязательством. Страх и надежда являются двумя видами поклонения. Они обязательно должны присутствовать вместе в сердце раба, чтобы поклонение было действительным.
Среди ученых возникло разногласие относительно того, что должно преобладать: страх или надежда? Более правильное мнение, что тут есть разные ситуации.
В этом и разногласили обладатели знания. Некоторые говорят, что страх и надежда всегда должны быть равны. Некоторые праведные предшественники говорили, что страха должно быть больше, чем надежды. Некоторые говорят, что надежды должно быть больше, чем страха. Внешне эти слова разнятся, однако в сущности все они правы, так как всё возвращается к ситуации и мы рассказали об этом.
Если ученый говорит, что страх должен преобладать над надеждой, то он имеет в виду грешника. Если ученый говорит, что надежды должно быть больше, чем страха, то он имеет в виду больного человека, который боится умереть. Если ученый говорит, что страх и надежда должны быть равны, то он имеет в виду человека, который совершает благие дела. О таких людях Аллах говорит:
﴿ إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ ﴾
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» Сура «аль-Анбийа», аят 90.
А также:
﴿ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا ﴾
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» Сура «аль-Исра», аят 57.
Ибн ’Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха ﷺ спросили о смертных грехах и он ответил: «Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на милость (или на помощь) Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха». аль-Баззар, 106 и ибн Аби Хатим в своём тафсире, 5201.
«Потеря надежды на милость Аллаха» — это отсутствие надежды /раджа/ в сердце. Пророк ﷺ перечислил это в числе смертных грехов.
«Ощущение безопасности от хитрости Аллаха» — это отсутствие страха /хауф/. Это также является большим грехом.
Это — большие грехи, которые связаны с сердцем. Если человек оставит и страх, и надежду, то это еще хуже, чем он оставит одно из этих двух. Отчаяние появляется тогда, когда человек перестает надеяться на Аллаха, а чувство безопасности от хитрости Аллаха появляется, когда человек перестает бояться Аллаха. Выполнять оба эти обряда поклонения является одним из обязательных предписаний, ибо если человек перестает совершать их полностью или частично, то он подрывает совершенство своего единобожия.
Ибн Мас‘уд сказал: «Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь (или на милость) от Аллаха». Передал Абду-р-Разакъ, 10/459.
В этом асаре говорится о том же, о чем было сказано в предыдущем хадисе. Но однако тут разделено между отчаянием в милости Аллаха и потерей надежды на помощь от Аллаха, хотя в основе это одно и то же. Отчаяние в милости Аллаха — это общее понятие, а потеря надежды — частное. Отчаяние в милости Аллаха носит общий характер, поскольку милостью включает в себя как наделение благами, так и избавление от зла. Что же касается помощи Аллаха, то под ней чаще всего подразумевается избавление от несчастий». [Конец слов шейха]