Всевышний Аллах сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь…» Сура «ат-Тагабун», аят 11.
Алкама в отношении данного аята сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». Аль-Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх аль-Бари» писал: «’Абд ар-Раззак привёл его от Ибн Уйайны от аль-А’маша от Абу Зибйана от Алкамы, но не упоминал имени Ибн Масуда».
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры: «Посланник Аллаха сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего». Муслим, 67.
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Мас’уда о том, что Пророк ﷺ сказал: «Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт свою одежду и взывает зовом времён джахилийи». Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим 103.
Анас рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения». Этот хадис передал ат-Тирмизи 2398; достоверный хадис.
Пророк ﷺ сказал: «Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему испытание. Тот, кто проявит довольство, ему будет довольство, а тот, кто проявит негодование, Аллах обратит на него Свое негодование». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. Ат-Тирмизи 2398, Ибн Маджах 4021.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Терпение /сабр/ имеет великое положение! Терпение является великим поклонением, которое проявляется в сердце, на языке и в деяниях. Само поклонение не является действительным без терпения /сабра/, потому что поклонение состоит из приказов, запретов, или испытаний. Сущность поклонения состоит в выполнение того, что приказано; оставлении того, что запрещено, а также в терпении перед несчастиями, которые предопределил Аллах, чтобы испытать рабов. Всевышний Аллах испытывает людей в религии и в предопределении. Что касается религии, то Всевышний Аллах сказал Своему Пророку ﷺ в хадисе аль-къудси: «Поистине, ты был послан, для того чтобы испытать тебя и испытать других тобой». Муслим, 2865. Пророк ﷺ был послан, чтобы испытать людей. Во время испытания обязательно должно быть проявлено терпение. Это испытание заключается в выполнении приказов и оставлении того, что запрещено.
Обязательные поклонения нуждаются в терпении и запреты Всевышнего Аллаха также нуждаются в нем. Также нуждается в терпении и то, что предопределил Аллах в быту. Поэтому группа ученых разделила терпение на три вида:
Терпение является проявлением совершенного единобожия и шейх поместил данную главу в свою книгу, потому что люди редко проявляют терпение. Терпение перед предопределением Аллаха является обязательным. Негодование и отсутствие терпения чаще всего проявляются тогда, когда Аллах испытывает раба. Шейх указал в этой главе на то, что терпение перед тем, что причиняет боль, является обязательным. Также терпение в подчинении Аллаху и терпение, которое не дает ослушаться Аллаха, являются обязательными.
Слово « الصبر » в арабском языке — это удержание от чего-то. В шариате под словом « الصبر » — «сабр» — имеется в виду «терпение», так как терпение — это удержание языка от жалоб, удержание сердца от негодования и удержание органов от выявления этого негодования. Удержание от всего этого и называется терпением.
Сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, что терпение упоминается в Коране более чем в 90 аятах. Терпение по отношению к вере, подобно положению головы по отношению к телу, так как если человек не терпит в подчинении Аллаху, не терпит и ослушивается Его, а также не терпит перед предопределением Аллаха, то он потерял большую часть веры /имана/.
Вера /иман/ имеет степени и неверие /куфр/ имеет степени. В названии главы шейх указал на то, что терпение является частью веры. Также далее придет хадис о том, что оплакивание покойников является частью неверия /куфра/. Каждой степени веры /имана/ противоречит определенная степень неверия /куфра/.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾
«Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи». Сура «ат-Тагъабун», аят 11.
Алькъама в отношении данного аята сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастие, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому он бывает доволен и покоряется». Передали ибн Джарир в своём тафсире, 28/123; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/66; Иснад достоверный, как об этом сказал шейх Сулейман ибн Абдиллях в «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид».
Это толкование Алькъамы, который является последователем сподвижников /таби‘ин/. Это толкование является весьма правильным, так как этому аяту предшествовали аяты о том, что Всевышний Аллах испытывает людей несчастиями. Из этого аята следует, что если человек почитает Аллаха, повинуется Его приказам и избегает всего запрещенного Им, то Аллах внушает его сердцу поклоняться Господу, проявлять должное терпение и избегать негодования.
Несчастия случаются по предопределению Аллаха, а предопределение возвращается к Его мудрости. Мудрость « الحكمة » — это расставление вещей по своим местам так, чтобы они соответствовали своему предназначению. Кто ставит вещь не на свое место, тот проявляет несправедливость /зульм/. А кто ставит вещь на свои места, тот является справедливым, но необязательно мудрым. Человек может быть справедливым, но при этом не иметь мудрости. А кто ставит вещь на свое место и при этом эта вещь даёт положительные результаты, только тот является мудрым. Всевышний Аллах не описывается тем, что Он — несправедлив. Мы описываем Его совершенной справедливостью и совершенной мудростью. Осознавая это, человек понимает, что если раба постигает несчастье, то в этом для него есть благо, и если он проявит терпение, то получит вознаграждение. Но если он станет негодовать на судьбу, то взвалит на свои плечи бремя греха.
Довольство несчастием « الرضى » — является желательным, но не обязательным. Поэтому многие люди путают между довольством /рида/ и терпением /сабр/. Правильное мнение заключается в том, что терпение /сабр/ при несчастиях является обязательным. Терпение — это оставление негодования перед предопределением Аллаха. Что касается довольства /рида/, то оно имеет две стороны:
Передают, что Абу Хурайра рассказал о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия: опорочивание рода и оплакивание умершего». Муслим, 67.
«Оплакивание умершего» — оно противоречит терпению /сабр/. Терпение проявляется в том, что человек удерживает свои органы от внешнего негодования, как, например, битье себя по щекам и разрывание своей одежды. Также терпение заключается в том, чтобы человек удерживал язык от жалоб и фраз, которые ведут к оплакиванию. Оплакивание покойников является степенью неверия /куфр/ и противоречит терпению.
Когда мы говорим «степень неверия», это не означает, что попавший в это является неверным и выходит из религии. Это указывает на то, что это деяние является качеством неверующих. Слово « كفر » в хадисе пришло в неопределенном состоянии (накира). Правило гласит, что если слово « الكفر » приходит в Коране и Сунне в определенном состоянии (с алиф лямом), то это указывает на большое неверием (куфр акбар). А если слово « كفر »приходит в неопределенном состоянии (без алиф ляма), то это указывает на то, что это малое неверие /куфр асгъар/. Например, слово « كفر » без /алиф ляма/ пришло в хадисе:
« سباب المسلم فسوق وقتاله كفر »
«Поношение мусульманина является нечестием, а сражение с ним — неверием». Муслим, 221.То есть это является маленьким неверием, а не большим. А слово « الكفر » с алиф лямом пришло в хадисе:
« بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة »
«Между человеком и между многобожием и неверием стоит оставление молитвы». Муслим, 134.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!» аль-Бухари, 1294; Муслим, 103.
В этом указание на то, что такой человек не относится к обладателям веры. Слова «не относится к нам» указывают на то, что это дело является тяжким грехом. Поэтому мы говорим, что оставление терпения и негодование относится к большим грехам. Грехи уменьшают веру. Вера /иман/ увеличивается по причине подчинения и уменьшается по причине грехов. Уменьшение веры уменьшает совершенство единобожия. Оставление терпения противоречит обязательной полноте единобожия /таухида/.
Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения». ат-Тирмизи, 2396; Абу Йа‘ля, 4254, 4255; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/356; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/608.
В этом указание на мудрость Всевышнего Аллаха. Если человек, которого постигло несчастие, вспомнит об этой мудрости, то найдет великим терпение. Он поспешит украсить свою душу выполнением этого славного обряда поклонения. Т.е. отказаться от негодования и довольствоваться тем, что совершил и предопределил Великий и Могучий Аллах. Ведь, если Аллах желает добра рабу, то наказание постигает раба уже в этом мире. Избавление раба от наказания бывает десятью вещами и одной из этих вещей является наказание уже в этой жизни. Аллах ниспосылает на человека болезнь, лишает его имущества или предопределяет несчастие, потому что человек противоречит повелениям Всевышнего Аллаха, а это влечет за собой наказание. Конечно нужно упомянуть то, что Всевышний Аллах также может простить рабу и скрыть его грех. Лучше человек получит наказание в этой жизни, чем его будут наказывать в могиле или в День Суда. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям». аль-Бухари, 5645.Поэтому некоторые праведные предшественники боялись за себя, если видели, что Аллах их ничем не испытывает и они даже не болеют. Поэтому Пророк ﷺ сказал про лихорадку:«Не ругайте лихорадку! Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, она стирает грехи человека подобно тому, как огонь очищает железо». См. «Сахих ибн Маджах», 2810.Эти несчастия являются милостью для раба. Всевышний Аллах — Мудрый и Он лучше знает, в чем добро для Его раба.
Также сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему испытание. Кто проявит довольство, тому будет довольство, а кто проявит негодование, на того Аллах обратит Свой гнев». ат-Тирмизи, 2396; ибн Маджах, 4031; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/356; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», 5/245.
«Кто проявит довольство, тому будет довольство» — довольство /рида/ является поклонением.
«А кто проявит негодование, на того Аллах обратит Свой гнев» — в этом указание на то, что негодование запрещено.
Негодование заключается в том, что в сердце человека появляется отсутствие любви к предопределенной вещи, ненависть к ней, отсутствие довольства и отрицание мудрости Аллаха. Кто соберет все эти признаки, тот проявил негодование. Негодование проявляется на его языке и на органах, а также в сердце, когда человек недоволен приказами и запретами Всевышнего Аллаха, недоволен шариатом. Это очень страшный грех, даже если человек совершает приказанное и сторонится запретного. Это все указывает на отсутствие полноты единобожия в сердце раба. Это негодование может привести к тому, что человек и вовсе лишится единобожия, если человек недоволен шариатом и обвиняет его». [Конец слов шейха]