Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Я ведь — лишь человек, подобный вам: ниспослано мне откровение о том, что ваше Божество— Единое Божество. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого”» Сура «аль-Кахф», аят 110.
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка ﷺ: «Всевышний Аллах сказал: “Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи”». Этот хадис приводится Муслимом. Муслим 2985, Ибн Маджах 4202.
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?» Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит». Этот хадис приведён Ахмадом. Ахмад 3/30, Иби Маджа 4204; хороший хадис.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Показуха /рийа/ — это совершение какого-либо поклонения, чтобы люди видели его. Например, совершение молитвы, чтение Корана, поминание Аллаха, милостыня, хадж, джихад и так далее. Он совершает, не для того чтобы получить то, что у Аллаха, а для того чтобы люди видели его и похвалили. Это и есть показуха /рийа/. Показуха может быть в основе Ислама, как показуха лицемеров. Сама показуха /рийа/ бывает двух видов:
﴿ يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً ﴾
«Показывают себя перед людьми и поминают Аллаха лишь немного» Сура «ан-Ниса», аят 142.
﴿ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء ﴾
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает» Сура «ан-Ниса», аят 48.
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» — по мнению некоторых ученых сюда помимо большого многобожия, также входит и малое, и скрытое.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلا صَالِحًا وَلا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا ﴾
«Скажи: “Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» Сура «аль-Кахф», аят 110.
«И никому не поклоняется наряду со своим Господом» — это общий запрет на многобожие, охватывающий все его виды. Сюда также заходит и показуха /рийа/. Поэтому праведные предшественники приводили в довод этот аят, говоря о показухе. Точно также автор книги привел этот аят в данной главе, ведь, показуха является многобожием.
Соответствии довода данной главе явное, так как показуха является малым многобожием. Также иногда её называют скрытым многобожием, так как её нельзя явно выявить и она находится в сердце раба. Поэтому многие ученые, говоря о малом многобожии, сразу приводят в пример показуху /рийа/.
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка ﷺ: «Всевышний Аллах сказал: «Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи»». Муслим, 2985.
В этом хадисе указание на то, что показуха становится причиной того, что Аллах отвергает дела человека. Всевышний Аллах не принимает дело, в котором есть показуха. Бывает несколько видов того, как человек занимается показухой в своем поклонении.
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Не сообщить ли мне о том, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?» Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — скрытое многобожие, когда человек встаёт на молитву, специально приукрашивая её, когда видит, что на него кто-то смотрит». Ахмад, 3/30; ибн Маджах, 4204; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 3/174 и многие другие.
В этом хадисе указание на то, что это является одним из видов многобожия. Пророк ﷺ боится для своей общины показухи больше, чем ад-Даджаля. Это объясняется тем, что явление Даджаля является очевидным событием, поскольку Пророк ﷺ разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия, описал его и предостерег общину от него. Он приказал им в конце каждой молитвы просить у Всевышнего Аллаха убежища от Даджаля. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Даджаль». [Конец слов шейха]