Ибн ’Аббас сказал: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир…», — вы же говорите: “Абу Бакр и Умар сказали…”» Ахмад, 1/337.
Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана [ас-Саури. — Ред], несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: “Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их фитна или не постигло их наказание мучительное!” (Сура «ан-Нур», аят 63). А знаешь ли ты, что такое фитна? Фитна — это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка ﷺ, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет».
Ади ибн Хатим рассказывал: «Я слышал, как Пророк ﷺ прочитал следующий аят: “Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха…” (Сура «ат-Тауба», аят 31). Я сказал ему: “Ведь мы же не поклоняемся им!” Тогда он спросил: “Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?” Я ответил: “Да, это так”. Он сказал: “В этом и заключается поклонение им”». Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи; последний назвал этот хадис хорошим. Ат-Тирмизи 3094. Ибн Джарир (16631), (16632), (1633). «ад-Дурр аль-Мансур» ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизи назвал хадис странным (гариб), так как до него он дошёл только через Абд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн Айна, не являющихся знатоками хадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарир ат-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадис Ади ибн Хатима более сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через несколько цепочек от Ади ибн Хатима.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Этот и следующие разделы разъясняют то, что требует от нас единобожие /таухид/ и то, что поможет воплотить в жизнь свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, требует от раба, чтобы он подчинялся Всевышнему Аллаху в том, что Он дозволил и запретил. Раб должен считать дозволенным то, что разрешил Аллах и запрещать то, что Он запретил. Он должен обращаться за суждением о какой-то вещи только к Нему. Он должен считать судьей в религии только шариат Аллаха.
На ученых лежит обязанность разъяснения того, что ниспослал Всевышний Аллах Пророку ﷺ. Ученые не имеют право считать дозволенным то, что пожелают, и запрещать то, что пожелают. Однако они имеют право делать иджтихад относительно понимания контекстов шариата. Они объясняют людям, что дозволил Аллах, а что запретил. Они являются средством для понимания Корана и Сунны. Подчинение ученым следует после подчинения Аллаху и Его посланнику ﷺ. Мы подчиняемся ученым в том, в чем есть подчинение Аллаху и Его посланнику ﷺ. Мы также подчиняемся им в вопросах иджтихада, потому что они лучше понимают тексты шариата, чем другие. Подчинение ученым и правителям следует за подчинением Аллаху и Его посланнику ﷺ. Что касается индивидуального подчинения только им, то этого нет, так как мы подчиняемся только Аллаху и даже подчинение посланнику ﷺ следует за подчинением Аллаху. Ведь, Всевышний Аллах, Он — Тот, Кто позволил и повелел подчиняться Пророку ﷺ. Это и есть смысл свидетельства о том, что Мухаммад ﷺ является посланником Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
﴿ مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ ﴾
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху». Сура «ан-Ниса», аят 80.
А также:
﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِن رَّسُولٍ إِلاَّ لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللَّه ﴾
«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» Сура «ан-Ниса», аят 64.
Отдельное подчинение кому-либо является поклонением. Этот вид поклонения нужно посвящать только Аллаху. А что касается остальных, то мы подчиняемся из них тому, кому Аллах позволил подчиняться. Мы подчиняемся им только в том, что дозволил Всевышний Аллах. Нет послушания творению, если речь идет об ослушании Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах запретил это!
Шейх, да смилуется над ним Аллах, привел этот аят, дабы указать на то, что подчинение является поклонением. Если кто-то подчиняется кому-то в вопросах дозволения или запрещения какой-то вещи, то он превращает того, кому он подчинился, в господа. Всевышний Аллах сказал:
﴿ اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ ﴾
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям» Сура «ат-Тауба», аят 31.
Ученые и правители являются теми, о ком сказал Аллах:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللَّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنكُم ﴾
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» Сура «ан-Ниса», аят 59.
Ученые говорят, что обладающие влиянием в религии — это ученые, а в мирской жизни — правители. Необходимо также указать на то, что перед словами «обладающим влиянием» не пришло слова «повинуйтесь». Поэтому Ибн аль-Къаййим и другие говорили, что это указывает на то, что подчинение правителям и ученым не является каким-то особым подчинением, однако им подчиняются только тогда, когда есть подчинение Аллаху и Его посланнику ﷺ. Если же обладатели влияния приказывают совершить грех, то нет подчинения им, ведь речь идет об ослушании Творца.
Что касается вопросов иджтихада, относительно которых нет текстов в Коране и Сунне, то мы подчиняемся им, так как Всевышний Аллах это дозволил и в этом есть польза для людей в шариате.
«…когда те запрещают разрешенное Аллахом» — например, какая-либо вещь является дозволенной, а люди запрещают её. Правитель и ученый запрещает что-то, а люди подчиняются ему, хотя знают о том, что это вещь дозволенная. Например, Всевышний Аллах дозволил кушать хлеб, но пришел правитель и сказал: «Поистине, вам в религии запрещено кушать хлеб», и люди подчинились ему.
«…или разрешают запрещенное» — например, Аллах запретил вино, но кто-то из ученых или правителей объявил его дозволенным. Кто подчинится этому ученому или правителю, зная, что вещь, которую он дозволил, запрещена, и возьмет себе в убеждение то, что вино дозволено, тот сделал из этого ученого (или правителя) господа помимо Всевышнего Аллаха.
«…делают из них господов» — об этом сказано в аяте:
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям» Сура «ат-Тауба», аят 31.
Слово « الأرباب » является множественным числом слова « الرب » — «Господь». Слова «господь» /робб/ и «божество» /илях/ несут разный смысл. «Господь» /робб/ — это Царь — Тот, Кто управляет делами. А «божество» /илях/ — это тот, кому поклоняются. Шейх Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, был спрошен об этих словах в таких аятах, как, например, слова Аллаха:
«Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» Сура «Али Имран», аят 80.
А также:
﴿ اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ ﴾
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» Сура «ат-Тауба», аят 31.
Что значит слово «господь» в этих аятах? Он сказал, что в данных аятах под словом «господь» /робб/ имеется в виду тот, кому поклоняются. Ведь, тот, кто подчиняется в этом, на самом деле поклоняется, как это придет в хадисе ‘Ади ибн Хатима.
Шейх также сказал о том, что слова «господь» /робб/ и «божество» /илях/ из тех слов, которые, когда приходят вместе в одном контексте, то каждое несет свой смысл, а когда они приходят отдельно, то включают в себя оба смысла. Это подобно словам иман (вера) и ислям.
Ибн ‘Аббас сказал: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир…», — вы же говорите: “Абу Бакр и Умар сказали..”» См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 20/215; «Зад уль-Ма‘ад», 2/195; «ас-Сауа‘икъ аль-Мурсаля», 3/1063. Асар с похожим смыслом передают Ахмад, 1/337; аль-Баззар, 5052; ибн Абдуль-Барр в «Джами’уль баян аль-‘ильм ва фадлюху», 2/1210 и другие.
Этот хадис привел имам Ахмад с достоверным иснадом от ‘Абду-р-Разакъа, от Ма‘мара, от Тавуса, от ибн Аббаса. Также шейхуль-Ислям ибн Таймийя приводил этот хадис и упоминал его иснад. Люди, которые делали тахридж на «Китаб ат-Таухид» сказали, что у этого асара нет основы именно в таком виде. Это очень смело с их стороны, как будто бы все сборники хадисов перед ними. Если бы они читали труды ученых, то нашли бы в них этот хадис и слова об его достоверности.
Мусульманина, который услышал хадис Пророка ﷺ, понял его после разъяснения ученых, ни в коем случае не имеет права оставить этот хадис и взять слова какого-либо человека. Это не касается вопросов иджтихада, где пришел достоверный хадис и ученые поняли его по-разному.
Слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, обращены к тем людям, которые запрещали делать хадж ат-тамату‘, опираясь на мнение Абу Бакра и Умара, которое противоречило словам Пророка ﷺ. Абу Бакр и Умар считали, что хадж ифрад лучше, чем хадж ат-тамату‘. Что касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то он обязывал людей совершать хадж ат-тамату‘. Некоторые ученые взяли мнение Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах, как, например, имам Малик. Некоторые ученые сказали, что лучше сделать хадж, а потом отдельно выехать в умру, чем объединить хадж и умру в одном путешествии. Этого мнения придерживался шейхуль-Ислям ибн Таймийя.
Но шейх привел этот асар, не для того чтобы разбирать вопросы хаджа и умры. Он хотел указать на то, что нельзя ставит в противовес явным словам Пророка ﷺ слова кого-либо из людей, даже если это слова Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. А что тогда сказать о тех, кто ниже них из таби‘инов или сподвижников? А что тогда сказать о четырех имамах и их последователях, да смилуется над ними Аллах? Обязательно нужно уважать ученых, но также обязательно надо знать то, что, если для кого-либо стала ясна сунна посланника Аллаха ﷺ, он не имеет права оставлять ее, следуя за словами кого-либо из людей.
Ахмад ибн Ханбаль сказал:«Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана (ас-Саури), несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «ан-Нур», аят 63). А знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение — это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет«.
Эти слова от Ахмада передают аль-Фадль ибн Зияд и Абу Талиб. Передал от них ибн Батта «аль-Ибана», 97; ибн Теймийа «ас-Сарим аль-Маслюль», 2/116-117. аль-Фадль ибн Зияд — это Абу-ль-Аббас аль-Каттан аль-Багдади. См. «Табакъат аль-Ханабиля», 1/251, автором которой является Абу Йа‘ля. «Абу Талиб» — это Ахмад ибн Хумейд, соратник имама Ахмада. См. «Табакъат аль-Ханабиля», 1/39.
Суфйан ибн Са‘ид ибн Масрукъ ас-Саури был одним из известнейших ученых. У него был свой мазхаб, за которым следовали люди.
«Но всё же следующие мнению Суфйана»— имеется в виду мнение Суфйана, которое не подкреплено доказательствами. И это несмотря на то, что он был одним из ученых, аскетом и был известен своей праведностью. Но может быть так, что до него не дошла сунна и он вынес решение на основании своего мнения или на основании какого-либо правила, однако сунна противоречит этому мнению. Поэтому недозволено никому ставить мнение Суфйана впереди хадиса Пророка ﷺ.
Если человек отвергает слова Пророка ﷺ из-за слов людей, то за него надо бояться того, что он будет наказан и в его сердце войдет заблуждение, как сказал Аллах об иудеях:
﴿ فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ ﴾
«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» Сура «ас-Сафф», аят 5.
Они уклонились по своему желанию и выбору, несмотря на то, что явными были доводы. Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца в качестве наказания.
Ади ибн Хатим рассказывал: «Я слышал, как Пророк ﷺ прочитал следующий аят:
﴿ اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ ﴾
«Они признали господами помимо Аллаха своих ученых и монахов» Сура «ат-Тауба», аят 31.
Я сказал ему: «Но ведь мы не поклонялись им!» Тогда он спросил: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Я ответил: «Да, это так» Он сказал: «В этом и заключается поклонение им»». Передали Ахмад, 4/257; аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 7/106; ат-Тирмизи, 3095; ат-Табарани в «аль-Кабир», 17/92; ат-Табари в своем тафсире, 10/114 и другие.
В этом указание на то, что подчинение ученым и монахам может привести к большому многобожию. Подчинение ученым в дозволении чего-то и в запрещении бывает двух видов:
Об этих двух видах рассказал шейхуль-Ислям ибн Таймийя, разъясняя данный аят.
Упомянув о монахах, шейх, да смилостивится над ним Аллах, хотел подчеркнуть, что порой люди повинуются тем, кто посвящает себя поклонению. Это относится к суфийским тарикатам и крайним приверженцам суфизма, которые чрезмерно возвеличивают своих шейхов. Они повинуются шейхам и святым, которых они считают такими, даже когда те искажают законы религии, и своими поступками они превращают этих рабов в господ наряду с Великим и Могучим Аллахом. Они знают, что это является многобожием (ширк), они знают доказательства из Корана и Сунны, однако они дозволили это многобожие, потому что их шейхи дозволили его. Это в наше время есть во многих странах». [Конец слов шейха]