Всевышний Аллах сказал: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура «аль-Бакара», аят 22.
В отношении этого аята Ибн ’Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем следы муравья, ползущий по чёрному, гладком камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому: “Если пожелает Аллах и ты…” Или могут сказать: “Если бы не Аллах и такой-то; не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха”. Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
От ’Абдуллы ибн ’Умара ибн аль-Хаттаба передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и (или) в ширк». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. Ат-Тирмизи 1535, Ахмад 2/69, 87 и 125, аль-Хаким и др., достоверный хадис.
Ибн Мас’уд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом».
Хузайфа рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Не говорите: “Если будет угодно Аллаху и такому-то”. Вам следует говорить: “Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то”». Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. Абу Дауд 4980, Ахмад 5/3 84.
Ибрахим ан-Нахаи считал запретным говорить: “Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите”, а разрешал говорить: “Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя”. Он сказал: «Допустимо также говорить: “Если бы не Аллах, а затем такой-то…”, но не говорите: “Если бы не Аллах и такой-то…”».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«В этом разделе содержится указание на некоторые выражения, в которых содержится многобожие, то есть придавание Всевышнему Аллаху равного. Человек попадает в это, приписывая милости кому-либо кроме Аллаха, или клянется не Аллахом, или говорит: “Так пожелал Аллах и ты”. Это является малым многобожием.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура «аль-Бакара», аят 22.
Этот аят включает в себя запрет и на большое многобожие, и на малые его виды. Слово « أنداد » пришло в неопределенном состоянии накира в запретном контексте, а это указывает на всеобщность. Среди придавания Аллаху равных есть то, что выводит из ислама, а есть то, что не выводит из него.
В отношении этого аята Ибн ’Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является многобожием, которое более скрыто, чем следы муравья, ползущего по чёрному, гладкому камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому: “Если пожелает Аллах и ты…” Или могут сказать: “Если бы не Аллах и такой-то”. Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха. Во всех этих выражениях присутствует многобожие». Передал ибн Аби Хатим в тафсире, 1/62. Шейх Сулейман ибн Абдуллах назвал иснад хорошим (джеййид).
Подлинное единобожие достигается тогда, когда в сердце человека не остается никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Нет у Него ни сотоварищей, ни равных, и поэтому запрещается даже клясться кем-либо, помимо Аллаха, или говорить: «Так пожелали Аллах и такой-то!» Эти и другие подобные выражения запрещены, потому что мусульманину полагается связывать происходящие события с Аллахом. Дозволенными являются две степени в словах, и одна из них лучше, чем другая, а все остальное является запретным.
Вот почему Ибн ‘Аббас сказал: «Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха». То есть он призывает к совершенной степени, а не к дозволенной.
Что же касается запрещенных высказываний, то Ибн ‘Аббас сказал, что в каждом из них присутствуют элементы многобожия. Это относится, например, к словам: «Если бы не Аллах и такой-то…», используя частицу « و », то есть союз «и». Эта частица связывает однородные члены предложения, но не подчеркивает разницу в степени их участия. Что касается слова « ثم » — «а затем» — подчеркивает разницу в степени участия и указывает на последовательность событий во времени. Это общеизвестно для всех, кто изучал смысл этих частиц. Поэтому, если человек скажет: «Если бы не Аллах и такой-то», то он впадет в малое многобожие.
Передают, что Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху» Передал ат-Тирмизи, 1535; Абу Дауд, 3251.
Клятва « اليمين » — это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. В арабском языке при произнесении клятв упоминаются частицы « و » , « ب » и « ت ». Мусульмане обязаны подтверждать правдивость своих слов только клятвами именем Аллаха, потому что только Великий и Могучий Аллах заслуживает подлинного почитания и возвеличивания. А что касается людей, то они не являются великими, чтобы клясться ими. Поэтому кто желает принести клятву, пусть клянется только Аллахом.
Если же человек клянется кем-либо, помимо Аллаха, то он впадает в неверие или многобожие. Почему так? Потому что своим поступком он возвеличивает творение так, как надлежит возвеличивать одного Аллаха. Клятва не именем Аллаха относится к проявлениям малого неверия и малого многобожия, но может привести к великому многобожию, если человек станет возвеличивать творение так, как надлежит возвеличивать Аллаха, поклоняясь ему.
Посредством клятвы человек возвеличивает того, кем он клянется. Если же человек помимо клятв возвеличивает человека, поклоняясь ему, то это уже перерастает в большое многобожие.
Клятва не именем Аллаха является проявлением многобожия, даже если человек всего лишь произносит ее устами, не скрепляя ее в душе. Это относится к людям, которые часто клянутся Пророком, Каабой, честью, святыми и т.п. Они повторяют эти слова, не вкладывая в них их истинного смысла, и их клятвы можно рассматривать как пустословие, однако они все равно относятся к проявлению многобожия, потому что подразумевают возвеличивание творений наряду с Великим и Могучим Аллахом.
Абдуллах Ибн Мас‘уд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом» Передали ‘Абду-р-Разакъ, 15929; ибн Аби Шейба, 12281; ат-Табарани в «аль-Кабир», 8902.
Это объясняется тем, что клятвы не именем Аллаха являются тяжким грехом и проявлением многобожия. Лживая клятва также является тяжким грехом, однако малое многобожие опаснее остальных тяжких грехов. Поэтому Ибн Мас’уд предпочел бы солгать, оставаясь приверженцем единобожия, нежели сказать правду, приобщив сотоварищей к Аллаху. Вознаграждение за единобожие больше, чем наказание за ложь, и наказание за приобщение сотоварищей к Аллаху ужаснее наказания за ложь.
Хузейфа рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Не говорите: «Если будет угодно Аллаху и такому-то». Вам следует говорить: «Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то». Передали ат-Тайалиси, 430; ибн Мубарак в своем муснаде, 180; Ахмад, 5/384; ибн Аби Шейба, 26690; Абу Дауд, 4980; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 10821.
Пророк ﷺ указал нам, как правильно выражаться. Не нужно приравнивать желание раба с желанием Аллаха. Раб обязан очищать свою речь, чтобы возвеличивать Всевышнего Аллаха. Сердце, возвеличивающее Аллаха, не может использовать слова, которые приравнивают Аллаха с творением. Этот запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носит категорический характер, потому что человек, ставя желание творения в один ряд с желанием Аллаха, совершает малое многобожие. Что же касается слова «затем», то оно указывает на то, что желание раба зависит от желания Великого и Могучего Аллаха. Всевышний сказал:
﴿ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» Сура «ат-Такуир», аят 29.
Ибрахим ан-Нахаи считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: “Если бы не Аллах, а затем такой-то…”, но не говорите: “Если бы не Аллах и такой-то…”».
Использование союза «и» означает, что человек одновременно прибегает к защите Аллаха и защите Его творения. Прибегание к защите имеет видимую и скрытую сторону. Последняя заключается в том, что человек со страхом и надеждой ищет защиты и покровительства того, к кому он обращается за помощью всей душой. Безусловно, таким образом подобает прибегать только к защите Аллаха.
Следует отметить, что ранние мусульмане, как правило, не разрешали или порицали деяния, которые категорически запрещены. В некоторых сообщениях эти слова не означают категорический запрет, однако это относится только к тем случаям, по поводу которых нет ясных священных текстов». [Конец слов шейха]