Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 43-я: О том, кого не удовлетворяет клятва Аллахом

Ибн ’Умар рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха». Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. Ибн Маджах 2101; достоверный хадис.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Человек должен удовлетвориться, если кто-то подтвердил свои слова, принеся клятву, так как в этом возвеличивание Всевышнего Аллаха. Многие из толкователей этой книги сказали о том, что здесь имеется в виду клятва во время судебных споров. Поэтому, если судья ведет судебное разбирательство и обязал кого-то принести клятву, то противоположная сторона должна удовлетвориться этим. Эти ученые говорят, что это касается только судебных разбирательств.

Другие же ученые посчитали хадис, который пришел относительно этого вопроса, общим.

Абдуллах Ибн ’Умар рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха». Передали ибн Маджах, 2101; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/181. Хафиз ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. «Фатх уль-Бари», 11/535.

Это общее постановление, которое касается всех клятв, будь то клятвы в присутствии судьи или при других обстоятельствах. Это мнение является более правильным, потому что удовлетворяться клятвой необходимо ради того, чьим именем клянутся. Именно почтение к Великому и Могучему Аллаху заставляет раба верить тому, кто клянется именем Аллаха, даже если он является лжецом. Безусловно, в этом случае человек может не опираться на его слова, однако ради уважения к Великому и Могучему Аллаху, он не должен показывать того, что он не верит ему. Тем самым он подтвердит свою приверженность единобожию и выкажет почтение Аллаху, а лживая клятва именем Аллаха не навредит никому, кроме самого лжеца.
Третье же мнение ученых заключается в том, что это постановление касается только того, чья правдивость в клятвах известна. Что касается грешника-нечестивца, которому наплевать на свои клятвы, то необязательно верить ему, особенно если есть явные причины, указывающие на то, что он лжет.

«…то он не от Аллаха» — в этом указание на то, что его действие относится к тяжким грехам.

Относительно этой главы среди ученых произошли разногласия. Однако шейх, да смилуется над ним Аллах, привел её, дабы указать на величие Аллаха. Если человек клянется Аллахом, он обязан говорить правду. Ему запрещено клясться отцами или еще кем-либо, помимо Всевышнего Аллаха. А тот, кому поклялись Аллахом, обязан принять это, возвеличивая имя Всевышнего Аллаха». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Запрещение клясться отцами.
  1. Повеление удовлетворяться тому, кому клянутся Аллахом.
  1. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.

Контрольные вопросы