Кутейля рассказывала: «Однажды к Пророку ﷺ пришёл один иудей и сказал: “Вы совершаете ширк, так как говорите: «Если пожелает Аллах и ты», а также клянётесь Каабой”. После этого Пророк ﷺ повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: “Клянусь Господом Каабы”, а также: “Если пожелает Аллах, а затем ты”». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным. Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис.
Он же передал хадис Ибн ’Аббаса: «Один человек сказал Пророку ﷺ: «Если пожелает Аллах и ты». В ответ на это Пророк ﷺ спросил его: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах!»» Передали Ан-Насаи в «Аф’аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и др.
Ибн Маджах передал хадис Туфейла, брата ’Аиши по матери: «Однажды во сне я увидел, что подошёл к группе иудеев и сказал: “Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха”. Они ответили: “И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: «Если пожелает Аллах и Мухаммад”. Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: “Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что ’Иса — сын Аллаха”. Они сказали: “И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: «Если пожелает Аллах и Мухаммад»”. Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку ﷺ и также рассказал ему о своём сне. Он спросил: «Ты рассказал кому-нибудь об этом?» Я ответил: «Да». Тогда Пророк ﷺ воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: «Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: “Если пожелает Аллах и Мухаммад”, — а говорите: “Если пожелает Один Аллах”». Передали Ибн Маджах 2118, Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Йамама.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Это выражение содержит элементы многобожия, потому что в нем желание Аллаха и желание творения ставятся в один ряд. Произнося его, человек совершает малое многобожие.
Кутейля рассказывала: «Однажды к Пророку ﷺ пришёл один иудей и сказал: “Вы совершаете многобожие, так как говорите: “Если пожелает Аллах и ты”, а также клянётесь Каабой”. После этого Пророк ﷺ повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: “Клянусь Господом Каабы”, а также: “Если пожелает Аллах, а затем ты”». Передали ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», 986; Ахмад, 6/371; ат-Тирмизи в «‘Иляль аль-Кабир», 457; ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир», 25/14; аль-Хаким, 7815. Ибн Хаджар назвал хадис достоверным. См. «аль-Исаба», 8/79.
В этом хадисе содержится очень важная польза. Шейх сказал: «Понимание человеком подобных вопросов, если это соответствует его страстям». Иудеи являются многобожниками, говорят, что Узейр — сын Аллаха. Несмотря на то, что они являются многобожниками, они обращаются к мусульман, говоря, что те впали в многобожие. Это потому что они нашли повод придраться к мусульманам. Целью иудеев было унизить мусульман. Поэтому они поняли с какой стороны придраться. Мусульмане являются единобожниками, а иудеи обвиняют их в многобожии, хотя они сами впали в него. Однако из этого следует, что заблудший человек иногда может осознавать истину, если она соответствует его страстям. И если он говорит правильные слова, то мусульмане обязаны соглашаться с ним, потому что они должны принимать истину от любого человека, кем бы он ни был, даже если он окажется иудеем или христианином. Иудеи и христиане начали ругать мусульман за многобожие. Но Пророку ﷺ ничего не помешало принять истину от иудеев, потому что верующий должен стремиться к истине, где бы он ее не нашел. Мы принимаем истину, даже если она вышла из уст многобожника, неверующего, нечестивца, нововведенца и так далее. Пророк ﷺ сказал: «Верующий стремится к мудрости и берет её, где бы не обнаружил». Ибн Маджах, 4169.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что один человек сказал Пророку ﷺ: «Если пожелает Аллах и ты». В ответ на это Пророк ﷺ спросил его: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах!» Передал ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», 988.
Ибн Маджах передал хадис Туфейла, брата ’Аиши по матери: «Однажды во сне я увидел, что подошёл к группе иудеев и сказал: “Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха”. Они ответили: “И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: «Если пожелает Аллах и Мухаммад”. Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: “Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что ’Иса — сын Аллаха”. Они сказали: “И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: «Если пожелает Аллах и Мухаммад»”. Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку ﷺ и также рассказал ему о своём сне. Он спросил: «Ты рассказал кому-нибудь об этом?» Я ответил: «Да». Тогда Пророк ﷺ воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: «Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: “Если пожелает Аллах и Мухаммад”, — а говорите: “Если пожелает Один Аллах”». Передали Ахмад, 5/72; ад-Дарими, 2699; аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 4/363; Абу Йа‘ля, 4655; ад-Дыйа в «аль-Мухтара», 154-155 и другие.
Из этого хадиса видно, что заблудший человек или приверженец неправильного вероисповедания иногда может найти ошибку в словах приверженца истины, даже несмотря на то, что многие из его воззрений также являются ошибочными. И если он докажет ему правдивость своих слов, то приверженец истины обязан принять их и не отвергать истину только из-за того, что ее открыл ему заблуждающийся человек. Правило ахлюс-Сунна уаль-джама‘а гласит, что нововведение не опровергается с помощью другого нововведения, а ложь не опровергается другой ложью.
Вопросы, которые подняты в этом хадисе, относятся к проявлениям малого многобожия, о чем свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее». Многобожие в словах искоренялось постепенно, а великое многобожие Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, изобличил и запретил сразу в самом начале своей миссии. С изобличением великого многобожия нельзя медлить, а с некоторыми из проявлений многобожия на словах можно повременить, если этого требуют обстоятельства, для того, что-бы со временем можно было добиться еще больших результатов. Это определяется методами призыва и необходимостью постепенно перехода от более важных вопросов к менее важным. Что же касается великого многобожия, то его существование не может принести людям никакой пользы». [Конец слов шейха]