Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 46-я: О титулах вроде «судья всех судей» и тому подобных

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Самым низким человеком у Аллаха является тот, кого называли царь всех царей, ибо нет царя, кроме Аллаха». Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим 2143, Абу Дауд 4961, ат-Тирмизи 21391.

Суфйан [ибн Уйайна. — Ред.] сказал: «Это то же, что и “шахин-шах”».

В другой ривайе говорится: «Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком у Аллаха в Судный день».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Единобожие требует от верующего единобожника возвеличивать Всевышнего Аллаха и не ставить наравне с ним никого из творений. Иногда человек описывает творение тем, чем можно описывать только Всевышнего Аллаха. Например, главного судью в государстве могут назвать судьей всех судей. Шейх, да смилостивится над ним Аллах, обратил внимание на то, что запрещается называть человека именами и эпитетами, которые относятся к Великому и Могучему Аллаху. Единобожие требует называть ими одного Аллаха и не нарекать ими никого, кроме Него.

Не дозволено называть кого-то теми именами, о которых речь пойдет далее. Эти имена являются самыми худшими и низкими и более всех других имен вызывают гнев Всевышнего Аллаха.

Речь идет о таких титулах, как, например, судья всех судей, царь всех царей, шахиншах и так далее. Судьей всех судей обычно называли главного судью, который мог судить между самими судьями. Таким именем можно называть только Всевышнего Аллаха, так как именно Он будет судить между рабами. Он и есть Судья всех судей. Раб не должен использовать это слово в отношении людей и не должен быть довольным таким титулом.

Нельзя также называть человека царём всех царей, так как этим можно описать только Всевышнего Аллаха. Единобожие требует от нас того, чтобы мы не называли никого этим именем, и чтоб никто не был доволен, если его так прозвали. Даже если ты прочтешь в некоторых книгах подобные выражения, не передавай их!

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Самым низким человеком у Аллаха является тот, кого называли царём всех царей, ибо нет царя, кроме Аллаха». аль-Бухари, 6206; Муслим, 2143.

Суфйан ибн Уйайна сказал: «Это то же, что и “шахин-шах”». В другой версии говорится: «Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком пред Аллахом в Судный день». Муслим, 2143.

Это означает, что все царство и вся власть принадлежат одному Аллаху. Человека нельзя нарекать Царем всех царей, потому что это имя присуще только Аллаху. Никто не владеет царством, кроме Аллаха, и это царство очень велико. Человека можно назвать владельцем конкретной вещи, однако он не может быть владельцем всего сущего. То же самое относится к власти, поскольку человек может царствовать в одной стране, но не может быть царем всего сущего. Человека можно назвать владельцем, если он обладает собственностью, или царем, если он правит государством, в том смысле, что его воля в нем исполняется. В этом случае его власть необходимо конкретизировать какой-либо одной страной, называя его царем этой страны и т.п. Однако царем всех царей в широком смысле является только Великий и Могучий Аллах. Единобожие обязывает нас не нарекать этим именем никого, кроме Него, и не соглашаться с теми, кто поступает иначе. И даже если мусульманин читает об этом в какой-либо книге, он не должен пересказывать эти слова так, как они написаны.
Человек, которого нарекают таким именем, в День воскресения вызовет самый сильный гнев Аллаха и окажется самым скверным человеком, потому что он равнял себя с Великим и Могучим Аллахом, нарекая себя Его именем». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Запрет называться «царь всех царей».
  1. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на это указал Суфйан ибн Уйейна.
  1. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своём сердце.
  1. Понимание того, что человек должен отказаться от подобных титулов ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

Контрольные вопросы