Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 5-я: Призыв к свидетельству «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» Сура «Йусуф», аят 108.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посылая Му’аза в Йемен, посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть же первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, (в другом риуаяте говорится: «Призови их к таухиду Аллаха»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять Намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды»» Аль-Бухари 3/225, 3/282-285, Муслим (19), ат-Тирмизи (625), Абу Дауд (1584), ан-Насаи и 5/55.

Сахль бин Са’д рассказывал: «В день Хайбара посланник Аллаха ﷺ сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлет посредством его победу». Люди спорили всю ночь, пытаясь догадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром, отправившись к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, каждый был преисполнен желания получить знамя. Пророк ﷺ спросил: «Где ‘Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «Он жалуется на воспаление глаз». За ним послали, и когда ‘Али прибыл, Пророк ﷺ поплевал ему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху. ‘Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. Посланник Аллаха ﷺ вручил ему знамя и сказал: «Иди со спокойствием, пока не достигнешь их территории. Затем призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны в отношении прав Всевышнего Аллаха. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды» Аль-Бухари 7/58, Муслим (2406), Ахмад 5/333.

Тут у нас есть очень сильный довод против секты «Хизбут-Тахрир». Они говорят, что хабаруль-ахад не принимается в вопросах вероубеждения. Но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, послал одного Му’аза в Йемен, чтобы тот призывал к шахаде и к таухиду. Шахада и таухид — это разве не ‘акыда?

[Шейх Салих Али Шейх говорит]:

«До этого мы рассказали о важности страха перед ширком. Также мы говорили о достоинстве единобожия и о том, что оно искупает грехи. Также мы говорили о том, что человек, воплотивший в себе таухид, войдет в Рай без расчета.

Тот, кто воплотит в себе таухид, не должен ограничиваться этим. Он обязательно должен начать призывать других людей к праву Всевышнего Аллаха.

Шейх привел эту главу, для того чтобы указать на то, что из полноты Единобожия — призыв к этому Единобожию. Не будет в твоем сердце совершенного таухида до тех пор, пока ты не начнешь призывать к нему. Это и есть истинный смысл свидетельства о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Человек говорит: «Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Во-первых, он убежден в этом. Во-вторых, произносит его. В-третьих, призывает другого к этому свидетельству. Поэтому истинное свидетельство будет только тогда, когда единобожник начнет призывать к этому единобожию.

После этой главы следует толкование таухида и его видов, а также разъяснение ширка и его видов. Призыв ко всему этому является очень важной задачей. Многие, приписывающие себя к знаниям, согласны, что нужно призывать к таухиду, однако когда ты начинаешь разбирать вопросы таухида и ширка более подробно, они начинают противоречить тебе.

Поэтому шейх Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, отличился тем, что призывал к таухиду подробным призывом. Многие люди призывают в общем, а не подробно. Говорят в общем о том, что надо придерживаться таухида и сторониться ширка, однако не разбирают подробно эти вопросы. Когда шейх Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, посылал письма с призывом к людям, он писал: «Люди согласились со мной в общем, однако не согласились в двух вопросах: вопросе такфира и вопросе сражения». Эти два вопроса относятся к призыву к таухиду и поэтому люди не соглашались с ним в этом.

Призыв к свидетельству «Ля иляха илля Ллах» — это призыв придерживаться таухида и сторониться ширка. Призыв к таухиду должен быть подробным, а не общим. Поэтому шейх в этой книге подробно разобрал виды таухида и виды ширка. И придет толкование свидетельства «Ля иляха илля Ллах» в следующей главе.

Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنْ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنْ الْمُشْرِكِينَ ﴾

Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» Сура «Йусуф», аят 108.

Этот аят пришел в конце суры «Йусуф». Эта сура, как мы знаем, с самого начала до конца посвящена призыву к Всевышнему Аллаху. И поэтому в конце этой суры пришли важные правила, касающиеся призыва.

«Таков мой путь» — то есть мой путь заключается в том, что я призываю ко Всевышнему Аллаху. И это было обязанностью пророков.

«Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию» — то есть, как мы знаем, самые лучшие речи — это речи тех, кто призывают к Аллаху. Самые лучшие дела — это дела тех, кто призывают к Аллаху. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنْ الْمُسْلِمِينَ ﴾

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» Сура «Фуссылят», аят 33.

Сказал Хасан аль-Басри относительно этого аята: «Это любимец Аллаха. Это приближенный Аллаха. Это избранник Аллаха. Это тот, кто ответил Всевышнему Аллаху и начал призывать людей. И призывающий к Аллаху является лучшим из тех, кто к чему-то призывает».

Посланник Аллаха ﷺ призывал к Аллаху и не призывал ни к чему другому. В этом есть две пользы:

  1. Призыв к Аллаху — это призыв к таухиду. Это пришло в хадисах, которые шейх привел в данной главе.
  2. В словах «призываем к Аллаху» призыв к искренности. В искренности нуждается тот, кто призывает к шахаде «Ля иляха илля Ллах» и призывает к Исламу. Так как многие призывающие призывают к себе, а не к Аллаху.

«Согласно знанию» — Пророк ﷺ призывал на основе знания и глубокого убеждения. Он знал то, к чему призывает и не призывал к Аллаху на основе невежества.

«Я и мои последователи» — то есть посланник Аллаха ﷺ призывает к Аллаху и этим же занимаются те, кто за ним последовал. Отсюда следует, что тот, кто следует за пророками, обязательно должен призывать ко Всевышнему Аллаху. Это признак Пророка ﷺ и тех, кто за ним последовал. Они не просто придерживались таухида и сторонились ширка, однако они также призывали ко всему этому.

Призыв является обязательным. Потому что после того, как ты понял великие права Аллаха на Его рабов, ты полюбишь своего Господа и будешь ненавидеть то, что Ему придают кого-то в сотоварищи. Поэтому человек должен призывать к той основе, относительно которой были единогласны все пророки и посланники, а это единобожие Всевышнего Аллаха в поклонении, в господстве и в Именах и Атрибутах.

Затем имам привел хадис, где Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посылая Му’аза в Йемен, посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, (в другом риваяте говорится: «Призови их к таухиду Аллаха»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять Намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды»» Бухари, 4347; Муслим, 19.

В этом хадисе доказательство этой главы, так как Пророк ﷺ приказал начать призыв с Единобожия. Му’аз должен был призывать людей Писания, то есть тех, кому были ниспосланы Тора и Евангелие. В Йемене жили евреи и христиане, а также небольшое количество многобожников.

В словах: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания» — подготовка Му’аза к разговору с этими людьми. Му’аз ибн Джабаль из ученых Ислама, из ученых-сподвижников. Да будет доволен им Аллах!

Начинать со свидетельства является великим делом и это является нашей целью.

Сахль бин Са’д рассказывал: «В день Хайбара посланник Аллаха ﷺ сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлет посредством его победу». Люди спорили всю ночь, пытаясь догадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром, отправившись к посланнику Аллаха ﷺ каждый был преисполнен желания получить знамя. Пророк ﷺ спросил: «Где Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «Он жалуется на воспаление глаз». За ним послали, и когда Али прибыл, Пророк ﷺ поплевал ему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху. Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. Посланник Аллаха ﷺ вручил ему знамя и сказал: «Иди со спокойствием, пока не достигнешь их территории. Затем призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны в отношении прав Всевышнего Аллаха. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды» Бухари, 3701; Муслим, 2406.

Призыв к Исламу — это призыв к таухиду. Так как самым великим столпом Ислама является свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и о том, что Мухаммад — посланник Аллаха. Сначала необходимо призывать к таухиду, а только затем к другим вопросам религии, так как основа основ ставится на первое место.

Эти два хадиса являются толкованием аята, который мы разобрали выше». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Призыв к Аллаху — это путь тех, кто последовал за посланником Аллаха ﷺ.
  1. Обращается внимание на искренность, ибо многие люди, призывая к истине, делают это ради собственных интересов.

Является очень важным моментом то, что человек, который ведет призыв, не должен радоваться тому, что люди приняли его слова из-за того, что это его слова. Однако он должен радоваться только из-за того, что люди приняли истину. А также он не должен печалиться из-за того, что люди отвергают его слова из-за того, что это его слова. Потому что это указывает на то, что такой человек призывает не к Аллаху, а к себе. Призывающего должно печалить только то, что люди отрицают истину и не принимают ее. Это и есть воплощение в себе искренности. Искренность достигается очень тяжелыми усилиями. Однако если человек призывает искренне, Всевышний Аллах поможет ему.

  1. Знание является одним из обязательных предписаний в призыве.
  1. Свидетельством красоты таухида является отдаление всего дурного от Всевышнего Аллаха.
  1. Одной из безобразных черт ширка является то, что он представляет собой оскорбление Аллаха.
  1. Одним из важнейших вопросов является необходимость отстранения мусульманина от мушриков, чтобы он не заразился ширком, даже в том случае, если он не приобщает к Аллаху ничего и никого.
  1. Таухид является первой обязанностью людей.
  1. Религия начинается в первую очередь с призыва к таухиду, даже прежде Намаза.
  1. Смысл слов «Призови их к таухиду Аллаха» заключается в свидетельстве «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха».
  1. Человек может принадлежать к обладателям Писания, но не знать этого свидетельства, либо знать, но не действовать в соответствии с ним.
  1. Указание на необходимость постепенного осведомления людей.
  1. Необходимость начинать с самого главного.
  1. Принцип расходования средств закята.
  1. Ученому следует развеять сомнения обучаемого.
  1. Запрещение брать закят из отборного имущества.
  1. Предписание бояться мольбы угнетенного.
  1. Возвещение о том, что между мольбой угнетённого и Аллахом нет преграды.
  1. Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод и массовые беды, которым подвергались господин всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и любимцы Аллаха.
  1. Слова «…я вручу знамя…» представляют собой одно из доказательств пророчества.
  1. Плевание в глаза ‘Али — также одно из доказательств пророчества.
  1. Превосходство ‘Али.
  1. Бессонная ночь сподвижников и обсуждение ими доброй вести о победе свидетельствуют об их праведности.
  1. Вера в предопределение: знамя получил тот, кто не стремился к нему, а тому, кто стремился получить его, оно не досталось.
  1. То, что Пророк ﷺ учил правилам поведения при джихаде, в его словах: «Иди со спокойствием…».
  1. Призыв к Исламу перед началом боевых действий.
  1. Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.
  1. Мудрость ведение призыва, так как Пророк ﷺ сказал: «…сообщи им то, что они обязаны делать…».
  1. Знание прав Аллаха в Исламе.
  1. Награда тому, кто наставил на путь истинный хотя бы одного человека.
  1. Допустимость клятвы при вынесении фетвы.

Контрольные вопросы