Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 52-я: О недопустимости выражения «Мир (ас-Салям) Аллаху»

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Мас‘уда: «Когда мы были вместе с Пророком ﷺ на намазе мы говорили: «Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то…». Услышав это, Пророк ﷺ сказал нам: «Не говорите “салям аля Аллах” (мир Аллаху) ибо, поистине, Аллах Сам есть ас-Салям». Аль-Бухари 2/266, Муслим 402 и 58, Абу Дауд 968, Ибн Маджах 899 и ан-Насаи 2/240.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Оставление этого выражения является возвеличиванием прекрасных имен Всевышнего Аллаха. ас-Салям — это имя Всевышнего Аллаха. Он описан тем, что полностью очищен от всех недостатков. Он очищен и далек от любого недостатка. У Него абсолютное совершенство в сущности, в именах и атрибутах. Он также даёт безопасность людям, оберегая их от всякого зла.

Всевышний Аллах даёт рабам безопасность (ас-салям), а рабы не дают Аллаху чего-то, так как Он не нуждается в Своих созданиях. Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ ﴾

«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный» Сура «Фатыр», аят 15.

Поэтому ни в коем случае нельзя говорить: «Мир (ас-салям) Аллаху». Напротив, мы говорим: «Мир (ас-салям) нам и всем праведным рабам».

Соответствие этой главы книге единобожия — явное. Из правил поведения то, что мы не должны обращаться к Аллаху с подобными словами. Это выражение несовместимо с подлинной убежденностью в единобожии, и если человек исповедует подлинное единобожие, то он обязан избегать его, потому что Аллах абсолютно не нуждается в Своих, тогда как рабы всем своим существом нуждаются в своем Создателе.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Мас‘уда: «Когда мы были вместе с Пророком ﷺ в молитве, мы говорили: «Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то…». Услышав это, Пророк ﷺ сказал нам: «Не говорите “салям ‘аля Аллах” (мир Аллаху) ибо, поистине, Аллах Сам есть ас-Салям». аль-Бухари, 835; Муслим, 402.

Сподвижники выражались так, несмотря на то, что они были единобожниками и знали о правах Всевышнего Аллаха. Они говорили эти слова, полагая, что они могут быть всего лишь приветствием. Однако любое приветствие в мусульманском шариате определяется его смыслом. Желая Аллаху мира, они хотели поприветствовать Его, и хотя их намерения были хорошими, смысл их слов был неправильным. Слова «мир Аллаху» означают пожелание того, чтобы Аллах обрел благополучие благодаря Своим рабам. Вне всякого сомнения, эти слова лживы и являются неуважением к господствующему положению Аллаха, а также к Его именам и качествам. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил сподвижникам говорить такие слова, и этот запрет носит категорический характер.

Если мы это поняли, то пойдем дальше и разберем, что значат слова «Ассаляму ’алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху!» Это — приветствие верующих в этой жизни и в Последней, как сказал Аллах:

﴿ تَحِيَّتُهُمْ يَوْمَ يَلْقَوْنَهُ سَلامٌ ﴾

«В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: “ас-салям!”» Сура «аль-Ахзаб», аят 44.

Некоторые ученые сказали, что смысл этих слов: «Пусть все имена Аллаха будут вам», то есть человек просит благодати /барака/ имен Всевышнего Аллаха и Его атрибутов для другого человека. Это один из двух смыслов.

Также из смысла этих слов: «Пусть вы будете в той безопасности, на которую указывает имя Аллаха “ас-Салям”». Многие же из мусульман, произнося это слово, даже не задумываются над его смыслом. Человек говорит другому: «Ассаляму ’алейкум», а затем приносит ему вред.

И здесь я хочу указать на важную пользу. Каждый требующий знания, и даже простой человек, говоря о чем-то, должен понимать смысл этих слов. Если мужчина говорит о чем-то, не задумываясь о смысле, то это указывает на недостаток в его нравах. Это не должно исходить от разумных людей, не говоря уже о требующих знания». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Тафсир слова «салям».
  1. Указание на то, что это является приветствием.
  1. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.
  1. Указание на причину этого.
  1. Как нужно обращаться к Аллаху с приветствием.

Контрольные вопросы