Четвертый курс по изучению Единобожия

«Даура Кифаятуль-мустазид»

Глава 62-я: О многочисленных клятвах

Всевышний Аллах сказал: «…Оберегайте же свои клятвы!» Сура «аль-Маида», аят 89.

Абу Хурайра рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Клятва делает товар ходким, однако уничтожает баракат его (заработка)”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Аль-Бухари 4/266, Муслим 1606, Абу Дауд 3335, ан-Насаи 7/246.

Салман рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “С тремя людьми Аллах не будет разговаривать [в день Воскресения — Ред.] и не очистит их [от грехов. — Ред.] и постигнет их мучительное наказание: это — развратный старик, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом”». Этот хадис передал ат-Табарани с достоверным иснадом. «Аль-Кабир» ат-Табари, «Шуаб аль-Иман» аль-Байхаки, аль-Хайсами 4/78; достоверный хадис.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Имрана ибн Хусейна: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем следующее за ним, а затем — следующее за ним. (Имран продолжил: “Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три”). После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать до того как от них будет требоваться свидетельство, будут совершать предательства, в то время когда им будут доверять, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И будут среди них много жирных»». Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд 4657, ат-Тирмизи 2222, 2223.

Там же приводится хадис Ибн Мас’уда о том, что Пророк ﷺ сказал: «Лучшее из людей — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться». Аль-Бухари 13/16.

Ибрахим [ан-Нахаи. — Ред.] рассказывал: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовали или давали обещание (или же: за свидетельство и обещание)».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Человек, который возвеличивает Аллаха и чье сердце сжимается при Его поминании, не будет использовать клятвы. Многочисленные клятвы несовместимы с полной убежденностью в единобожии, ибо если в сердце раба укореняется подлинное единобожие, или если его единобожие приближается к совершенному, то он не желает часто использовать имя Аллаха в своих клятвах. Он не подобен тем, кто всегда клянется: покупает — клянется, продает — клянется и так далее. Кто всегда клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Здесь речь идет о клятвах, которые люди скрепляют своими намерениями, то есть произносят их осознанно. Что касается клятв, произнесенных неосознанно, то Аллах прощает их. Тем не менее, желательно, чтобы приверженец единобожия оберегал свои уста и сердце от многочисленных клятв и не пытался угодить людям, раздавая праздные клятвы Аллахом.
Соответствие этой главы книге Единобожия — явное. Многочисленность клятв не соответствует полноте единобожия, а противоречит ей. Клятва, как мы говорили ранее, это подтверждение слов Кем-то великим, а это — Всевышний Аллах. А кто постоянно осознанно клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Нужно беречь имя Всевышнего Аллаха, сторониться клятв Его именем, кроме как при нужде. А многочисленность клятв не является признаком праведных людей. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ ﴾

«Оберегайте же свои клятвы» Сура «аль-Маида», аят 89.

Этот приказ указывает на обязательность, поэтому человек не должен клясться постоянно.

Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клятва делает товар ходким, однако уничтожает баракат его (заработка)». аль-Бухари, 2087; Муслим, 1606.

Уничтожение дохода (или бараката) является своего рода наказанием за то, что человек не проявляет должного уважения к имени Великого и Могучего Аллаха.

Сальман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «С тремя людьми Аллах не будет разговаривать в день Воскресения и не очистит их [от грехов] и постигнет их мучительное наказание: это — развратный старик, высокомерный бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом». Передали ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир», 6111; аль-Байхакъи в «Шу‘аб аль-Иман», 4/220.

«Развратный старик» — его голову покрыла седина, а сердце по-прежнему связано с прелюбодеянием, да убережет нас Аллах! Его не зовёт к этому страсть, в отличии от молодого юноши, но в сердце у него любовь к ослушанию. Поэтому такому человеку угрожает это страшнейшее наказание.

«Высокомерный бедняк» — он также подобен первому. Как говорят ученые, высокомерие возникает по двум причинам: либо человек сам по себе высокомерный, либо ему есть чем гордиться.

Что касается второго вида, то это запрещено! Например, человек гордиться своим имуществом или положением в обществе. Но однако у такого человека есть какая-то причина, которая побуждает его проявлять высокомерие. Это очень частое явление среди богатых людей. Они часто ведут себя высокомерно с бедняками. У таких людей есть какая-то причина, которая заставляет их гордиться. Однако еще страшнее положение того, кто высокомерный сам по себе, хотя не имеет никаких причин для высокомерия. У человека ничего нет, а он видит себя великим. Этот грех относится к величайшим грехам и именно о нём сказано в нашем хадисе. В хадисе речь идёт о бедняке, который не имеет никаких поводов для высокомерия.

«…и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом» — именно поэтому автор привел этот хадис в данной главе. Из хадиса явно видно, что этот поступок порицаем, а тот, кто совершил его, совершил тяжкий грех. Он сделал Аллаха предметом своей торговли. Это несовместимо с совершенным единобожием, несовместимо с возвеличиванием Аллаха. Такой человек попадает в большой грех.

Сообщается от Имрана ибн Хусейна о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем следующее за ним, а затем — следующее за ним». Имран продолжил: «Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три». После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать до того, как от них будет требоваться свидетельство, будут совершать предательства, в то время когда им будут доверяют, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И будут среди них много полных». Муслим, 2535.

Сообщается также от Ибн Мас’уда о том, что Пророк ﷺ сказал: «Лучшее из людей — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться».

Ибрахим ан-Нахаи рассказывал: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовал или давали обещание (или же: за свидетельство и обещание)». Муслим, 2533.

Это сообщение свидетельствует о том, что ранние мусульмане воспитывали своих детей и потомков в духе уважения к Великому и Могучему Аллаху». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Завет оберегать клятвы.
  1. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере бараката в доходе не смотря на то, что этот товар ходко продается.
  1. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продаёт ничего, не поклявшись.
  1. Указание на то, что совершённый грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
  1. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
  1. Похвала Пророка ﷺ трём или четырём поколениям и возвещение того, что произойдёт после них.
  1. Порицание тех, которые свидетельствуют, когда их не просят свидетельствовать.
  1. Праведные предшественники били детей за обязательства или за свидетельства.

Контрольные вопросы