Всевышний Аллах сказал: «Не видели ли вы аль-Лят и аль-‘Уззу, и еще третью ничтожную — Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него — женского? Это было бы несправедливым распределением» Сура «ан-Наджм», аят 19-22.
Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником ﷺ мы отправились в Хунайн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и которое называли Зату Ануат (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них». Посланник Аллаха ﷺ ответил нам: «Аллаху Акбар! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них». Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!» (Сура «Преграды», аят 138). Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!»»
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Каково положение такого человека? Он – многобожник.
Слово « البركة » происходит от слова « بُرُوك » или же от слова « بِرْكة ».
«аль-Бирка» — это бассейн или водоем. «аль-Бурук» — это когда верблюд садится и не шевелится. Слово «аль-Бирка» указывает на большое количество стоячей воды. Поэтому смысл слова «аль-Баракат» — это большое количество того, в чем есть добро и это добро постоянно, и неразлучно.
«ат-Табарук» — это испрашивание «бараката». Контексты Корана и Сунны указывают на то, что «баракат» дает только Всевышний Аллах. Всевышний Аллах сказал:
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ ﴾
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран)» Сура «аль-Фуркъан», аят 1.
А также:
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ ﴾
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть» Сура «аль-Мульк», аят 1.
А также слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ ﴾
«Мы дали баракат ему и Исхаку» Сура «ас-Саффат», аят 113.
А также:
﴿ وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا ﴾
«Он сделал меня благословенным» Сура «Марйам», аят 31.
Тот, Кто дает баракат — это Всевышний Аллах. Запрещается говорить о том, что человек дал кому-то баракат.
Баракат, который дает Всевышний Аллах бывает либо в каких-то местах или в каком-то периоде времени, либо баракат бывает в каком-то из созданий.
Например, Всевышний Аллах сделал баракат в месте, где находится дом Аллаха, или вокруг байтуль-Макъдис. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали баракат. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» Сура «аль-Исра», аят 1.
То есть на этой территории много добра и это добро постоянно. Это побуждает человека быть поближе к этому месту. Однако этот баракат невозможно перенести в другое место, так как баракат привязан именно к этому месту.
Запретная мечеть имеет баракат не из-за своей сущности и не нужно тереться об нее, чтобы получить баракат. Однако, в нем смысловой баракат. Баракат в том, что люди связывают свои сердца с этим местом. Человек получит много добра, если приедет в это место, для того чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху.
Также Черный камень, в нем есть баракат. Это баракат в поклонении. Тот человек, который его целует, приобретает баракат следования за Пророком ﷺ. Поэтому ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что посланник Аллаха ﷺ целовал тебя, я бы не поцеловал тебя» Бухари 2/160; Муслим 2/925.
Что касается бараката во времени, то это, например, месяц Рамадан. Тот, кто поклоняется Всевышнему Аллаху в такое время, приобретет добро, то есть приобретет такую награду, которую у него не получится получить в другое время.
Также баракат бывает в созданиях Всевышнего Аллаха. Баракат, который Всевышний Аллах создал в людях — это баракат того, кто уверовал. Баракат приходит от Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах дает баракат тем, кто уверовал в Него. Господа верующих — это пророки и посланники. Что касается пророков и посланников, то баракат в их сущности, то есть в их телах есть баракат. Всевышний Аллах дал телу Адама, мир ему, баракат. Также дал баракат телам других пророков, таких как Ибрахим, Нух, ‘Иса и Муса, мир им. Поэтому брать баракат с их тел дозволено.
Точно также, в теле пророка Мухаммада ﷺ есть баракат. Поэтому сподвижники брали баракат с его пота, с его волос. Они дрались за воду, которой он делал омовение.
Поэтому баракат пророков в их сущности и он может переходить от них. И это только в отношении пророков и посланников. Так как таби’ины не требовали баракат с тел таких великих сподвижников, как Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али. Они не брали баракат с их волос или воды, которой те совершали омовение. Поэтому баракат Абу Бакра и ‘Умара не в их телах, а в их делах.
Также Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть такое дерево, баракат которого подобен баракату мусульманина» Бухари, 5444.
В этом хадисе указание на то, что в каждом мусульманине есть баракат. И как сказал один из сподвижников: «Это не первый баракат вашей семьи, о Абу Бакр» Муслим, 367. Это баракат их дел, имана и знаний.
В каждом мусульманине есть баракат. Это баракат его деяний. Баракат его Ислама и имана. Баракат того, как он возвеличивает Всевышнего Аллаха. Это баракат знаний и праведных деяний. Этот баракат не переходит от одного к другому. Поэтому требование бараката от праведников — это следование за ними. Баракат от ученых — это их знания и польза от этих знаний. И не берется баракат с их тела или слюны. И так не поступали с Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али.
Что касается многобожников, то они требовали бараката от своих божеств. Божества были разные:
Требование бараката от таких вещей является ширком.
« الشجر » множественное число от слова « شجرة », то есть дерево. Все знают, что такое дерево и что такое камень. Многобожники требовали баракат от деревьев и камней. Это же повторилось во времена шейха Мухаммада.
Каков их хукм? Человек, совершающий такое является многобожником. Об этом сказал шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан в книге «Фатх уль-Маджид». Но остается вопрос это большой ширк или малый? Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах в книге «Тайсир аль-’Азиз аль-Хамид» привел аят:
﴿ أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى ﴾
«Не видели ли вы аль-Лят и аль-Уззу?» Сура «ан-Наджм», аят 19.
А затем сказал: «Если этот ширк большой, то соответствие этого аята данной главе явное. А если же ширк малый, то шейх Мухаммад использовал аяты о большом ширке для предостережения от малого, как это делали саляфы».
На самом деле требование бараката может быть большим ширком, а может быть и малым.
Большим ширком оно будет тогда, когда человек считает эти божества посредниками между рабом и Аллахом, то есть он думает, что эти божества приближают его к Аллаху. Это было убеждением многобожников во времена джахилии. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»» Сура «аз-Зумар», аят 3.
А малым ширком будет тогда, когда человек считает эти камни или деревья причиной бараката, который приходит от Всевышнего Аллаха. У такого человека нет убеждений, что эти вещи приближают его к Аллаху. Это подобно тому, кто одевает амулет «тамима», делая его причиной.
Шейх привел аяты, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى * وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى ﴾
«Не видели ли вы аль-Лят и аль-‘Уззу, и еще третью ничтожную — Манат?» Сура «ан-Наджм», аяты 19-20.
«аль-Лят» — это белая скала (камень) в Таифе. Она была уничтожена, когда племя сакъиф приняли Ислам. Пророк ﷺ послал Мугъиру ибн Шу’бу, для того чтобы разрушить этот идол. На этой скале был дом, а в нем служители.
В къыраате Ибн ‘Аббаса и некоторых других сподвижников пришло слово «аль-лятт» с двумя буквами «та».
«аль-Лятт» — это мужчина, который был известен тем, что готовил муку с финиками и кормил людей. Некоторые говорят, что он жил на этой скале, поэтому люди начали возвеличивать эту скалу. Другие же сказали, что это могила этого человека.
«аль-’Узза» — это три дерева между Меккой и Таифом. На них было построено некое строение. В нем были служители и женщина-колдунья. Когда Пророк ﷺ открыл Мекку, он отправил Халида ибн Уалида и тот вырубил эти деревья. Когда Халид вернулся, Пророк ﷺ сказал ему: «Вернись, поистине, ты ничего не сделал» Затем Халид вернулся туда и убил эту колдунью. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это и есть /’Узза/» Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11547; Абу Я’ля, 902; аль-Хайсами в «Маджму’а аз-Заваид», 6/176.
«аль-Манат» — это также скала, рядом с которой приносили в жертву животных.
Шейх привел в данной главе этот аят, потому что «аль-Лят» и «аль-Манат» были скалами, а «аль-’Узза» — деревья. В наше время происходит то же самое около деревьев, камней, пещер и могил. Это можно увидеть в некоторых странах, где люди требуют баракат от деревьев, камней и могил.
Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником ﷺ мы отправились в Хунайн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и которое называли Зату Ануат (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них». Посланник Аллаха ﷺ ответил нам: «Аллаху Акбар! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них». Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!» ‘Абдур-Разакъ в «Тафсир», 2/235; Ахмад, 5/218; Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 37375; Тирмизи, 2180; Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11185; Ибн Аби ’Асым, 76; Ибн Джарир в «Тафсир», 9/45; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 3290-3294; Абу Я’ля, 1441; Ибн Хиббан, 6702; Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И’тикъад», 204-205. Сказал Тирмизи: «Хасан Сахих».
У многобожников было это дерево. Их убеждения, связанные с этим деревом, заключались в трех вещах:
Они делали около него «и’тикаф». «И’тикаф» — это нахождение в каком-либо месте из-за величия этого места. Это является большим ширком.
Сподвижники, недавно принявшие Ислам, сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Ануат — такой же, как и у них». Они считали, что это не входит в ширк. Считали, что это действие не портит слова Таухида. Поэтому ученые сказали: «Отсюда мы понимаем, что некоторые достойные люди также могут ошибиться в вопросах ширка». Сподвижники были самыми сильными в арабском языке, но некоторые из тех, кто принял Ислам после открытия Мекки, еще не знали о некоторых вопросах таухида. И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сравнил их слова со словами многобожников.
Общеизвестно, что многобожники поклонялись другим божествам, помимо Всевышнего Аллаха, например, поклонялись дереву «Затуль-Ануат». А сподвижники не поклонялись этому дереву, они просто сказали такие слова. Пророк ﷺ уподобил их слова словам народа Мусы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил им подобное и они поняли, но если бы они продолжили просить такое дерево, то совершили бы большой ширк. Но их просьба являлась малым ширком, так как в ней связь сердца с кем-либо помимо Всевышнего Аллаха. Когда они просили, они не знали, что эта просьба является запретной. Поэтому мы не имеем право думать, что они специально противоречили Пророку ﷺ и желали ослушаться его. Их ширк заключался в словах. Как сказали ученые: «Их слова — это малый ширк».
Поэтому шейх сказал: «Ширк имеет большую и малую форму, поскольку они не вышли из Ислама после того, как попросили Пророка ﷺ сделать им дерево, подобно дереву мушриков».
Большой ширк многобожников не заключался лишь в том, что они просто требовали баракат от этого дерева. Помимо этого они возвеличивали Затуль-Ануат, а также делали у него и’тикаф. Если человек считает, что требование бараката от камней и деревьев приближает его к Аллаху и удаляет от него беды, то он совершает большой ширк. И как мы говорили ранее, ширк времен джахилийи заключался в трех вещах:
И то, что содержит в себе эти три вещи считается большим ширком.
Если задуматься о действиях тех людей, которые поклоняются могилам в наше время, то мы поймем, что их деяния подобны тем деяниям, которые совершали мушрики у «аль-Лята», «аль-’Уззы», «аль-Маната» и дерева «Затуль-Ануат». Они считают, что духовно связаны с теми, кто похоронен в могилах, и что, те будут посредниками между рабом и Всевышним Аллахом. Это большой ширк. Они связали свои сердца с кем-то помимо Всевышнего Аллаха, желая от тех, получения пользы и отдаления от вреда. Всевышний Аллах сказал о том, что многобожники говорят:
﴿ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.
Другие же люди считают это причиной бараката. Например, некоторые люди заходят на территорию Харама и обтираются о двери мечети, об ее стены. Если они считают, что в этих стенах есть какой-то дух, и тому подобное, то это большой ширк.
Если же он трется об них, считая, что там баракат, и это всего лишь причина, то это малый ширк. Если же он связал сердце с тем, что обтирает, требует от этого бараката, возвеличивая этот предмет, считая, что в нем дух, то это большой ширк». [Конец слов шейха]