Книга молитвы. Глава 6 «Описание молитвы»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) Посланник Аллаха  вошёл в мечеть, (туда же) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к Пророку . Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к Пророку  и приветствовал его, (и он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» — (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить это лучше, научи же меня(, как это нужно делать)!» (В ответ на это Пророк ) сказал: «Когда встанешь на молитву, скажи: «Аллах велик», потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом, потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы» (аль-­Бухари 757, Муслим 397).

Это исчерпывающий хадис о молитве, и далее для тебя изложено краткое описание всех действий в молитве.

(Молящийся) обращается в сторону киблы. Затем стоит, если может, если же нет, то совершает молитву сидя, и если же и так не может, то лёжа на боку. Намеревается совершить молитву сердцем, а не произнося языком. Начинает молитву словами «Аллаху акбар!», поднимая руки с этим такбиром до уровня плеч, иногда (Пророк)  поднимал до уровня (кончиков) ушей. Возлагает правую руку поверх левой на груди и старается смотреть на место земного поклона /суджуд/. Выбирает из мольб /ду‘а/, произносимых в начале молитвы, то, что необременительно для него. Затем прибегает к защите Аллаха /исти‘аза/ от шайтана и читает суру «аль-­Фатиха», а после «аль-­Фатихи» читает из Корана то, что необременительно для него (о чём далее придёт разъяснение).

Затем делает небольшую паузу, после чего поднимает руки, произносит такбир и совершает поясной поклон /руку‘/, поминая Аллаха / зикр/ тем, что необременительно для него из зикров поясного поклона. Затем выпрямляется со словами «Сами‘а-­Ллаху лиман хамидах» из поясного поклона так, чтобы принять положение стоя, и при этом каждый позвонок занял своё место. Произносит из зикров выпрямления из поясного поклона то, что необременительно для него, сохраняя при этом спокойствие.

Затем произносит такбир и совершает земной поклон, ставя руки на землю прежде колен и прочно устанавливая лоб и нос на земле. При этом надо быть внимательным к тому, чтобы земной поклон был на семи частях тела: кисти, колени, ступни и лоб с носом, сохраняя спокойствие (в этом положении) и произнося переданные (в Сунне) поминания Аллаха. Потом поднимается с земного поклона, произнося такбир, «расстилает» левую ногу и садится на неё (положение «ифтираш»), ставя вертикально правую ступню (опираясь о землю пальцами ног), пока все суставы не успокоятся (в таком положении). Произносит предпочитаемые мольбы, переданные (в Сунне) касательно этого. Затем произносит такбир и совершает второй земной поклон, делая всё то, что делал в первом. Затем поднимает голову, произнося такбир, и садится ненадолго для отдыха /истираха/ на прямую левую ногу. Упирается на обе руки так, как будто он замешивает тесто, и поднимается на второй рак‘ат молитвы.

Во втором рак‘ате делает всё то же, что и в первом, за исключением того, что Посланник Аллаха  совершал его короче первого.

Затем садится для ташаххуда, если молитва состоит из двух рак‘атов, как, например, утренняя молитва /фаджр/. Садится так, как садился между двумя земными поклонами, принимая положение «ифтираш». Держит распростёртой свою левую ладонь на левом колене, сжимает в кулак все пальцы правой руки, направляет указательный палец в сторону киблы и совершает им движения, взывая при этом к Аллаху. Произносит мольбы, переданные (в Сунне) касательно этого, и молитвы за Пророка  (салават), которые имеют разные виды.

Затем поднимается на третий рак‘ат, произнося такбир, и делает в нём всё то же, что и в первом рак‘ате. И садится ненадолго для отдыха /истираха/. Упирается на обе руки так, как будто он замешивает тесто, (и поднимается на четвёртый).

После того, как закончит четвёртый рак‘ат, садится для последнего ташаххуда и делает всё то же, что и в первом, за исключением того, что сидит в положении «таваррук»96. Затем произносит молитвы за Пророка  так, как это было в первом ташаххуде. Затем прибегает к защите Аллаха /исти‘аза/ от четырёх вещей, сказав: «Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри [фитнати-] ль-масиихи-д-даджаль /О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и от мучений ада, и от искушений жизни и смерти, и от зла [искушения] шайтана/». Затем обращается к Аллаху с различными мольбами, переданными в Сунне, до приветствия /таслим/.

Затем (молящийся) произносит слова приветствия (поворачивая голову) направо и налево, переданные (в Сунне) в различных видах, (тем самым завершается молитва).