Аллах приказал уверовать в Него и поклоняться только Ему одному. Не выполнение этого приказа может проявляться в трех формах: многобожие /ширк/, неверие /куфр/, лицемерие /нифак/.
Многобожие в арабском языке выражается словом «ширк», образовано от глагола «шарика» — «быть соучастником, партнером (в деле)». А само слово «ширк» соответственно означает «соучастие, партнерство».
Многобожие в общем смысле означает приобщение к Аллаху сотоварищей в том, что присуще только Аллаху. Существуют три разновидности такого многобожия:
Великое многобожие — это приобщение Аллаху равного и поклонение ему так же, как Аллаху. Данный вид многобожия выводит человека, совершающего его, из Ислама и уничтожает все его остальные деяния. А если человек умрет, не покаявшись в таком многобожии, то будет обречен на вечное наказание в Аду. Там он не умрет, и мучения его нисколько не будут облегчены.
Малое многобожие — это все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также поступки и слова, названные в текстах Корана и Сунны многобожием, но не достигающие степени великого многобожия. И Всевышний Аллах если пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если пожелает, то подвергнет его мучительному наказанию.
Существует несколько различий между великим и малым многобожием, но среди них наиболее важными являются следующие:
Основа многобожия и причина появления этого порока среди рода человеческого кроется в чрезмерном возвеличивании, восхвалении и прославлении почитаемых праведных предков. Всевышний Аллах сказал: «Они сказали: „Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува’а, Йагуса, Йаука и Насра“. Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!» Сура «Ной», аяты 23–24.
Вадд, Сува’, Йагус, Йаукъ и Наср — это имена праведников, которые жили в народе Нуха. После их смерти люди сделали их статуи и нарекли их этими именами. Это было сделано ими для возвеличивания своих праведных предков, увековечения памяти о них и напоминания об их достоинстве и превосходстве. Но впоследствии именно это привело их к тому, что они начали поклоняться им, обожествляя их помимо Всевышнего Аллаха.
Сообщается, что идолы, которым поклонялся народ Нуха, позднее появились и в среде арабов. Вадду поклонялось племя Киляб в Даумат аль-Джандале, Сува’у — племя Хузейль. Йагусу сначала поклонялось племя Мурад, а затем — Бану Гатыф в местечке Джауф, возле Сабы. Йауку поклонялось племя Хамдан, а Наср находился у химьяритов, в семье Зуль-Киля. Именами этих идолов звали праведных мужей из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их соплеменникам воздвигнуть истуканов в местах, где они часто сидели, и назвать этих истуканов их именами. Они сделали это, но тогда никто еще не поклонялся им. Когда же это
поколение умерло и исчезло знание, им стали поклоняться.
А также сообщается, что они были праведниками из числа потомков Адама, и их последователи брали с них пример. Когда же они умерли, их сподвижники, бравшие с них пример, сказали: «Если мы создадим их изображения, то воспоминания о них будут возбуждать в нас еще большее желание поклоняться Аллаху». Так они создали их изображения; когда же это поколение умерло, и их сменили другие, Иблис стал наущать их: «Они (т. е. ваши предки) поклонялись им, и благодаря им проливался дождь». Так люди начали поклоняться им».
Обратите внимание, что в их поступке объединились сразу два искушения. Первое — то, что они стали собираться у могил своих праведников; второе же — то, что они сделали их статуи, установили их в тех, местах где проводили свои собрания и стали сидеть возле них. Это и привело к тому, что так впервые в истории человечества появилось приобщение сотоварищей к Аллаху. Поэтому эти два деяния являются величайшими предпосылками и самыми опасными путями, приводящими к возникновению многобожия во все времена и в любой стране.
Приобщении сотоварищей к Аллаху в таком виде поклонения как мольба. И так как мольба является формой поклонения, то взывание с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, является многобожием. Следовательно, тот, кто обращается с мольбой к Пророку, ангелу, святому угоднику, могиле, камню или любому другому творению, есть многобожник и неверующий.
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» Сура «Верующие», аят 117.
А также слова Всевышнего: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» Сура «Паук», аят 65.
Приобщение сотоварищей к Аллаху в таком виде поклонения как намерение. Таковы поступки людей, совершающих праведные дела только ради достижения каких-то мирских целей или для показухи и обретения славы, не стремясь при этом достичь довольства Аллаха и заслужить Его Рай. Такие люди совершают великое многобожие, о котором поведал Всевышний Аллах: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» Сура «Худ», аяты 15–16.
Данная разновидность многобожия скрытна, но очень опасна.
Приобщение сотоварищей к Аллаху в повиновении. Тот, кто повинуется творениям, когда они дозволяют запрещенное Аллахом или же запрещают дозволенное Им, и считает, что они вправе утверждать дозволенным или запрещенным, что пожелают, и что люди могут подчиняться им в этом, зная при этом, что это противоречит шариату Аллаха, тот берет себе господ помимо Аллаха и совершает великое многобожие.
Всевышний Аллах сказал об этом: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» Сура «Покаяние», аят 31.
В этом аяте, смысл которого не вызывает никаких противоречий, подразумевается не обращение к богословам и священнослужителям с мольбой, а повиновение им в их призыве к ослушанию Аллаха, то есть в изменении Божьего закона. Так разъяснил этот аят Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижнику Ади бин Хатиму, когда тот сказал ему: «Ведь мы же не поклоняемся им!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил ему, что повиновение им тогда, когда они велят совершать грехи и изменяют закон Аллаха и является поклонением им. Он спросил Ади: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Ади, да будет доволен им Аллах, ответил: «Да, это так». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это и есть поклонение им» Ат-Тирмизи «Сунан» 3095, он назвал его хорошим, ат-Табарани «аль-Муджам аль-Кабир» 17/92.
Приобщение сотоварищей к Аллаху в любви. Здесь подразумевается любовь-поклонение, которая подразумевает возвеличивание, почитание объекта любви, а также унижение и смирение пред ним. Подобной любовью можно любить только одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И если раб обращает такую любовь кому-либо, помимо Аллаха, то он совершает великое многобожие. Доводом этому служат слова Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» Сура «аль-Бакара», аят 165.
В языковом значении арабское слово «куфр» означает «покрытие», «окутывание». Шариатское же значение этого слова подразумевает полную противоположность веры и означает неверие в Аллаха и Его посланника. Неверующим может быть и тот, кто действительно считает истину ложью, и тот, кто не делает этого, но сомневается в ней или отворачивается от нее из-за зависти, гордыни или потакания своим страстям, которые отвлекают его от следования Корану и Сунне.
Неверие, как и многобожие, подразделяется на великое и малое. Великое неверие обрекает человека на вечное пребывание в Аду, а за малое неверие человек заслуживает наказание, но не вечные страдания.
Великое неверие проявляется в пяти разновидностях:
Малое неверие — это такое неверие, которое не превращает человека в неверующего, однако обрекает его на суровое наказание, но не на вечные страдания в Аду.
Малое неверие фактически является неблагодарностью за оказанную милость и включает в себя все деяния, которые в текстах Корана и Сунны называются
неверием, однако не достигают степени великого неверия. Ниже мы приведем некоторые примеры малого неверия.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два качества в людях являются проявлением неверия: порочение родословной и причитания по покойникам» Муслим «Сахих», 67.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Не возвращайтесь после меня к неверию, рубя головы друг другу» аль-Бухари «Сахих» 121, Муслим «Сахих» 65.
Эти и другие примеры относятся к малому неверию, которое не выводит человека из Ислама.
Таковым является лицемерие, имеющее отношение к убеждениям, иначе говоря, выказывание приверженности к исламу и сокрытие неверия. Виновные в подобном грехе окажутся на самом дне Ада, ниже прочих неверных, о чём поведал Аллах Всевышний:
«Поистине, лицемеры окажутся на самом дне Ада, и не найдётся заступника для них» Сура «Женщины», аят 145.
Его называют ещё и «практическим лицемерием», а это значит, что проявления его многообразны. Так, например, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лицемера отличают собой три признака: если он рассказывает о чём-либо, то лжёт, если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания, а если ему доверяются в чём-то, то он предаёт». Этот хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передали аль-Бухари и Муслим.
Сообщается также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а отличающийся хотя бы одним из них не избавится от своего лицемерия, пока не избавится от этого качества. Четырьмя, о которых идёт речь, отличается тот, кто предаёт, если ему доверяются, лжёт, если рассказывает о чём-либо, поступает вероломно, если заключает договор с кем-либо, и преступает границы закона, если враждует с кем-нибудь». Этот хадис аль-Бухари и Муслим передают со слов ’Абдаллаха бин ’Амра.