Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

عبد الغني المقدسي الحنبلي

‘Абдульгани аль-­Макдиси аль-­Ханбали, да смилуется над ним Аллах

выдающийся имам, учёный, великий знаток хадисов, правдивый, усердно поклоняющийся, пример для подражания

‘Абдульгани ибн ‘Абдульвахид ибн ‘Али аль-Макдиси — выдающийся имам, учёный, великий знаток хадисов, правдивый, усердно поклоняющийся, пример для подражания и неуклонно следующий пророческим изречениям. Родился в 541 году по мусульманскому летоисчислению в городе Джамма‘иль, предположительно в месяце раби‘у аль-ахир.

Его требование знаний:
Получал знания и слушал хадисы от учёных Дамаска, Александрии, Иерусалима, Египта, Багдада, Харрана, Мосула, Хамадана и очень многое от них записал. Среди его учителей ‘Абдулькадир аль-Джилани, ‘Али аль-Фарра, хафиз Абу Тахир ас-Силяфи и др. Много путешествовал, собирая и записывая хадисы. Так, путешествуя в поисках знания, он дважды побывал в Багдаде и Египте. Он был набожным, бодрствовал по ночам, повелевал одобряемое и запрещал порицаемое, и не переставал усердно поклоняться, поститься, совершать ночные молитвы и распространять знания, пока смерть не пришла к нему.

Во процессе приобретения знаний он больше склонялся к изучению хадисов, тогда как его двоюродный брат Ибн Кудама аль-­Макдиси аль-­Ханбали (ум. 620 г. х.) больше склонялся к изучению фикха.

Его труды:
Он составил множество трудов и сочинений, из числа которых
1. «‘Умдату аль-ахкям» (Основы правовых норм) /Эту книгу часто путают с «Умдату-ль-фикх«,  имама Ибн Кудамы Аль Макдиси (у 620 х)/
2. «И‘тикаду аш-Шафи‘и» (вероубеждение аш-Шафи’и)
3. «ас-Сыфат» (Атрибуты Аллаха)
4. «ат-Тахаджуд» (Ночная молитва)
5. «ат-Таргиб фи ад-Ду‘а» (Побуждение обращаться к Аллаху с мольбами)
6. «аль-Михна имам Ахмад» (Испытание, постигшее имама Ахмада)
7. «Замму аль-Гыйба» (Осуждение злословия) и другие.

Сын хафиза Абу Муса рассказывал: «Мой отец сильно заболел болезнью, которая не позволяла ему говорить и ходить, и она усиливалась в течение шестнадцати дней. Я много раз спрашивал его: “Желаешь ли ты чего?” Отвечая, он повторял: “Я желаю Рая, желаю милости Господа”, — и не добавлял ничего, повторяя лишь эти слова. Я принёс ему тёплую воду, он протянул руку, и я омыл его омовением для утренней молитвы. Он сказал: “О ‘Абдуллах! Встань и проведи молитву в облегчённой форме”. Я совершил утреннюю молитву, будучи имамом, он же совершил её сидя за мной. Затем я сел у его головы, и он сказал: “Прочитай суру Ясин”, и я прочитал её, он же взывал к Аллаху, а я говорил: “Аминь!” Я сказал: “Вот лекарства отец. Выпей их”. На что он сказал: “О сынок, смерть уже близка!” Я сказал: “Желаешь ли ты чего-нибудь?” Он сказал: “Я хочу лицезреть Лик Всевышнего!” Я спросил: “Доволен ли ты мной?” Он сказал: “Клянусь Аллахом, да!” Я сказал: “Остались ли у тебя обязательства перед кем-либо?” Он сказал: “Я никому не должен и мне никто не должен”. Я сказал: “Что ты мне завещаешь?” Он сказал: “Я завещаю тебе быть богобоязненным, остерегаться наказания Всевышнего и неуклонно поклоняться Ему!” В это время его навестила группа людей. Войдя, они приветствовали его, и он ответил на их приветствия. Присев, они начали беседовать между собой. Он сказал с упрёком: “Что это? Поминайте Аллаха Всевышнего, говорите: Ля иляха илля Аллах”. Когда они встали, чтобы уйти, он начал поминать Всевышнего, шевеля губами и обратив свой взор к небу. Я же встал, чтобы подать книгу одному из присутствующих, которая находилась в углу мечети. Вернувшись к нему, я обнаружил, что душа уже покинула его, да помилует его Всевышний Аллах. Он умер в понедельник 23 числа в месяц раби‘ аль-авваль в 600 году по мусульманскому летоисчислению. В ночь на вторник он остался в мечети. А в день похорон во вторник собралось очень много людей. Его похоронили на кладбище аль-Карафа».

‘Абдуль‘азиз ибн ‘Абдульмалик аш-Шейбани слышал, как ат-Тадж аль-Кинди говорил: «После ад-Даракутни не было подобного хафизу ‘Абдульганию». 

См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 21/443 с сокращением.

Полезные ссылки

Книга «Шарх ’Умдат аль-ахкам. Том 1-й: Поклонения», шарх шейха ’Усеймина, да помилует его Аллах.
Доступна в форматах PDF и ePUB

Книга «’Умдатуль-ахкам» представляет собой сборник достоверных хадисов из «Сахиха аль-Бухари» и «Сахих Муслима», связанных с вопросам фикха и законоположениями /ахкамами/. Шейх Ибн ’Усеймин сделал разъяснение /шарх/ на данную книгу, снабдив его полезными комментариями. Толкование включает в себя: краткое знакомство с передатчиком хадиса и пользы /фауаид/, извлекаемые из хадиса. Для удобства книга разделена на два тома: первый посвящён таким обрядам и столпам Ислама (’ибадат), как: тахара (ритуальное очищение), салят (молитва), закят (обязательная очистительная подать), соум (пост), и хадж (паломничество). Второй же том посвящён различным взаимоотношениям (му’амалят) между людьми, таким как: брак и развод, содержание и расходование средств, торговля, наследство, судопроизводство, исполнение наказаний и др.