Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
عبد القادر الجيلاني
Абу Мухаммад ‘Абдулькадир ибн ‘Абдуллах аль-Джилани — шейх, имам, учёный, аскет, пример для подражания, шейхуль-ислам, знамя угодников Аллаха, шейх Багдада и учёный ханбалитского мазхаба. Родился в 470-м году по мусульманскому летоисчислению в городе Джилан.
В юношеском возрасте прибыл в Багдад, где обучался знаниям у Абу Са‘д аль-Мухаррими.
Его учителя:
Среди его учителей Абу Галиб аль-Бакиляни, Ахмад ибн аль-Музаффар, Абу аль-Касим ибн Баян и другие.
Его ученики:
Хафиз ‘Абдульганий, ас-Сам‘ани, Ибн Кудама аль-Макдиси и другие.
Он умер в возрасте 90 лет 10 числа месяца раби аль-ахир в 561 году по мусульманскому летоисчислению. Его тело провожало несметное количество людей, и он был похоронен в своей школе в Багдаде.
См. «Сияр а’ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 20/439–450 с сокращением.
Испрашивание заступничества у ‘Абдулькадира аль-Джиляни.
На вопрос отвечает Мединский ученый, преподаватель в мечети Пророка, шейх Салих ас-Сухайми, да сохранит его Аллах.
Вопрос:
Какое положение (по вопросу) прошение заступничества у моего господина ‘Абдулькадира аль-Джиляни (Гилани)?
Ответ:
Да смилуется Аллах над шейхом ‘Абдуль-Къадиром и сделает его непричастным к тому, что говорят о нем.
Просить заступничество у покойного является многобожием в отношении Аллаха (Велик Он и Могущественный), кем бы он не был покойник, будь он шейх ‘Абдуль- Къадир (да смилуется над ним Аллах) или кто либо другой, кем бы он не был, если у него просят заступничество. Заступничество имеет законность при двух условиях: Разрешение Аллаха просящему быть заступником кого-то (в Судный День) и довольство Аллаха за просяшего (человек, за которого просят заступничество). Здесь Аллах не позволил для ‘Абдуль-Къадира просить заступничество. Ведь не дозволяется даже просить заступничество у Посланника Аллаха ﷺ, ибо будут просит у него заступничество в Судный День с позволения Аллаха. Есть разница когда говорится «Заступись за меня о Посланник Аллаха» после его смерти и когда говорится «О Аллах, надели меня заступничеством Своего Пророка», «О Аллах, дай нам заступничество посредством Твоего Пророка», «О Аллах, не запрети мне заступничество Твоего Пророка», «О Аллах, включи меня в заступничество Твоего Посланника». Первое: когда человек говорит «заступись за меня о Посланник Аллаха» — это является большим многобожием и выводит из Ислама. Но если ты скажешь «О Аллах, надели меня заступничеством Твоего Пророка» — то это является чистейшем Единобожием и Аллах возвысит тебя этим степенями.
Взято с официального сайта шейха:
عرض الفتوى :ما حكم طلب الشفاعة من الشيخ عبد القادر الجيلاني رحمه الله؟
http://alsoheemy.net/play.php?catsmktba=1926
Сказал ас-Сам‘ани: «’Абдулькадир был из числа жителей Джилана. Он являлся имамом и шейхом ханбалитского мазхаба в своё время. Он был факихом, праведным, религиозным, добрым, часто поминающим Аллаха, постоянно размышляющим и сентиментальным». См. «Сияр а’ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 20/439–450 с сокращением.
Слова шейха ‘Абдулкадира аль-Джилани, высказанные им на смертном одре своему сыну, ‘Абд-уль-Ваххабу, он завешал ему: “Я завещаю тебе, боятся Аллаха и подчинятся Ему. Не страшись ни кого и не желай ни от кого [кроме Него], обращай все свои нужды к Аллаху, проси Его, не доверяй и полагайся ни на кого кроме Него, Свят Он,- [храни] Единобожие, Единобожие, Единобожие”. См. Книга “аль-Фатху ар-Рабаний ва аль-файдзу ар-рухманий”. Стр. 365. Автор ‘Абдул Кадир Джиланий. Распространитель “Мактаба Ильм аль-Хадис”, Дамаск. Издано в 2000 г.