Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
عبد الرحمن بن مهدي
Абу Са‘ид ‘Абдуррахман ибн Махди ибн Хассан ибн ‘Абдуррахман, аль-Басри, аль-‘Анбари, аль-Азди — признанный авторитет в области критики передатчиков, имам, господин хафизов, довод и пример в знаниях и делах. Родился в 135 г.х.
Из числа его учителей Суфьян ас-Саури, Шу‘ба, Хаммад ибн Саляма, Малик ибн Анас, ‘Абдуль‘азиз аль-Маджишун.
Он один из передатчиков в сборниках Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. Он известный имам хадиса, имам аль-джарха уа-тта’диля и имам (‘ильм) ар-риджаль (науки о передатчиках).
Он слышал от имамов: Йунус ибн Аби Исхакъ, ‘Имран аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Хаммад ибн Саляма, Малик ибн Анас, ‘Абдуль-‘Азиз аль-Маджишун, и др.
Передали от него: Ибн аль-Мубарак и Ибн Уахб (они из числа его шейхов), ‘Али аль-Мадини, Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан, Ахмад ибн Ханбаль, Исхакъ ибн Рахауейх, Ибн Аби Шейба, Ахмад ибн Синан, Абу Саур, и др.
Умер в городе Басра в месяце джумада аль-ахира в 198 году по мусульманскому летоисчислению.
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 9/192–209 с сокращением.
‘Али ибн аль-Мадини сказал:
«Если бы мне надо было поклясться, между углом (Каабы) и местом (Ибрахима), то я поклялся бы Аллахом что не видел никогда никого более знающего в хадисах чем ‘Абдур-Рахман ибн Махди». См. «Тарих Багъдад» 10/244.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Надежный, хафиз, знающий передатчиков и хадисы». См. «Тахзиб ат-Тахзиб»
Имама Ахмада спросили: «Был ли ‘Абдур-Рахман хафизом?» Он сказал: «(Он) хафиз». См. «Тарих Багъдад» 10/241
Аль-Мухни ибн Яхъя сказал: “Я спросил имама Ахмада ибн Ханбаля: «кто более знающий (афках): ‘Абдур-Рахман ибн Махди или Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан?» Он ответил: «‘Абдур-Рахман ибн Махди»”. См. «Тарих Багъдад» 10/242
Имам Ахмад сказал: «Если Уаки’ и ‘Абдур-Рахман разногласят, то ‘Абдур-Рахман более надежный». См. «Тарих Багъдад» 10/243
Имам Ахмад сказал: «Я не видел своими глазами подобного Яхъю ибн Са’ида (аль-Къаттан), и ‘Абдур-Рахман ибн Махди – имам». См. «аль-‘Иляль» 1/157
Имам Ахмад сказал: «Надежные (имамы) в Ираке: это Яхъя, ‘Абдур-Рахман и Уаки’». См. «Тарих Аби Зур’а ад-Димашк» 1186
Имам Ахмад сказал: «Если ‘Абдур-Рахман передает от (какого-то) человека, то тот (человек) надежный». См. «Тарих Багъдад» 10/243
Имама Ахмада спросили о Яхъе (ибн Са’иде) и Ибн Махди, и он сказал: «У Ибн Махди больше хадисов». См. «предисловие аль-Джарх уа-тта’диль» 1/261
Имам Ахмад сказал: «Я не видел в Басре подобного Яхъю ибн Са’ида, и после него ‘Абдур-Рахмана». См. «Тарих Багъдад» 5319
Имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю подобного ему в этом деле (в науке хадисов)». См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 9/194
‘Убайдуллах аль-Кауарири сказал: «‘Абдур-Рахман продиктовал мне двадцать тысяч (20.000) хадисов по памяти». См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 9/195
Абу ар-Раби’ аз-Захрани сказал: “Джарир ар-Рази сказал: «Я не видел подобного ‘Абдур-Рахману ибн Махди». Затем он начал описывать его хифз (память) и понимание в хадисах”. См. «предисловие аль-Джарх уа-тта’диль» 1/251
Мухаммад аз-Зухли сказал: «Я никогда не видел книгу в руке ‘Абдур-Рахмана ибн Махди». Т.е. он рассказывал по памяти. См. «Тарих Багъдад» 10/247
‘Абдуллах ибн ‘Али аль-Мадини сказал: «‘Абдур-Рахман ибн Махди наилучший из людей в науке хадисов». См. «Тарих Багъдад» 5319
Мухаммад ибн Яхъя сказал: «Я никогда не видел книгу в руках Абдур-Рахмана ибн Махди. Все что я слышал от него было по его памяти».См. «Тарих Багдад» 5319
Имам Ибн Са’д сказал: «Надежный, у него много хадисов». См.«Табакат аль-Кубра» 3345
Аз-Заркали ад-Димашки сказал: «Он из числа больших хафизов хадисов». См. «аль-А’лям имама аз-Заркали»
Имам ад-Даракъутни сказал о нем что он надежный. См. «аль-‘Иляль» 4/104
‘Абдур-Рахман ибн Аби Хатим сказал: «Я слышал как мой отец (Абу Хатим) сказал: «‘Абдур-Рахман ибн Махди более надежный чем сподвижники Хаммада ибн Зайда, и он надежный имам, более надежный чем Яхъя ибн Са’ид, и более умелый чем Уаки’…». См. «аль-Джарх уа-тта’диль», «Тарих Багъдад» 5366
«Поистине, джахмиты хотели отрицать, что Аллах разговаривал с Мусой, и что Он над Троном. Я считаю, что они должны принести покаяние, либо они раскаются, либо удар по их шеям». См. аз-Захаби в «аль-‘Улюу» 159, №434
«Раньше если человек встречал того, кто выше его в знаниях, это было днём трофеев» (т.е большой радостью, что он сможет узнать новое). См. «аль-Адаб аш-шарийя», 2/54
Ну’айм ибн Хаммад сказал: “Я сказал ‘Абдур-Рахману ибн Махди: «Как ты узнаешь лжеца?»
Он сказал: «Так же, как врач узнает сумашедшего»”. Сияр а’лям ан-Нубаля 9/197