Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو القاسم الاصبهاني

Абу аль-Касим аль-Асбахани, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся учёный, шейхуль-ислам, хафиз, муфассир, обладатель сильной памяти, блестяще знавший науку о передатчиках хадисов.

Абу аль-Касим, Исма’ил ибн Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Курейши ат-Тейми ат-Тальхи аль-Асбахани (аль-Асфахани). Родился 9-ого числа месяца Шаууаль, в 457 году по Хиджре. См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ия», 2/591.

Его фамилия «ат-Тальхи» связано с сподвижником по имени Тальха ибн ‘Убейдуллах, да будет доволен им Аллах, потомком которого он являлся. См. «аль-Ансаб», 4/40.

Имам аль-Асбахани был на столько твердым на достоверной Сунне, что получил прозвища: «Кауам ас-Сунна» — Блюститель Сунны, а также его называли «аль-Джузий» — Птичка, но передается что он не любил это прозвище.

Его семья:
Его отец. 
Абу Джа’фар — был праведным, богобоязненным, целомудренным и благочестивым человеком, как об этом отмечали учены. Сказал о нем Абу Закария ибн Манда: «Мы не видели в свое время никого, кто был бы подобен ему врелигии». См. «Тарих аль-Ислам», 36/369.

Его мать. Абу Муса аль-Мадини сказал: «И его мать из потомков Тальхи ибн ‘Убайдуллаха ат-Тейми, одного из десяти обрадованных Раем, да будет доволен ими Аллах». См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51.

Его сын Абу ‘Абдуллах Мухаммад. Родился примерно в 500 году по хиджре. Когда он вырос он стал искусным и выдающимся имамом арабского языка и его наук, и не было в его время тех, кто бы преуспел его в риторике, четкости и понимании. И сообщается что отец предпочел его себе, в науках языка и произношения. И несмотря на его молодой возраст, он успел написать большое количество работ. Он умер в Хамазане в молодом возрасте, в 526 году, примерно на 26 годах жизни. См. «Тарих аль-Ислам», 36/372, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52.

Да помилует их всех Всевышний Аллах и воздаст им наилучшим! Амин.

Его учителя:
В Асбахане:
‘Айша бинт аль-Хасан аль-Уаркания, у которой он учился, когда ему было 4 года.
Абу ‘Амр ‘Абдуль-Уаххаб ибн Манда
Абу Мансур ибн Щукрауайх

В Багдаде:
Абу Наср Мухаммад аз-Зайнаби
Абу аль-Хасан аль-‘Асыми

В Нейсабуре:
Абу Наср ас-Саррадж
Ахмад ибн ‘Али аш-Шейрази

В Казвине (Каспий):
Абу Мансур аль-Мукауими, с которым он читал сборник «Сунан Ибн Маджа» в 481 г.
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Курджи
и многие другие ученые из различных земель. См. «ас-Сияр», 20/81, «аль-Ансаб», 2/120.

И один из его учителей – Мухаммад ибн ‘Умар ат-Тахрани, его первый учитель, у которого он обучался в возрасте 10 лет. См. «ас-Сияр», 20/81.

Его ученики:
Его внук Яхъя ибн Махмуд ас-Сакафи
Абу Муса аль-Мадни, который обучался у него шафиитскому Фикху и науки Хадиса
Абу Са’ад ас-Сам’ани
Абу Тохир ас-Силяфи
Абу аль-‘Аля аль-Хамазани
Абу аль-Касим Ибн ‘Асакир
и многие другие. См. «Тарих аль-Ислам», 36/368, «ат-Такйид», 1/252, «ас-Сияр», 20/81.

Его книги:
На тему науки Тафсира:
«аль-Джами’», состоящая из 30 томов
«аль-Идна фи ат-Тафсир», в 4 томах
«аль-Муввазих фи ат-Тафсир», в 3 томах
«аль-Му’тамат фи ат-Тафсир», состоящая из 10 томов

На другие темы:
«И’раб аль-Кур’ан». См. «Тарих аль-Ислам», 36/371.
«аль-Худжа фи баян аль-Махаджа шарх ‘акыда Ахлю ас-Сунна», объяснение ‘акыды Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а. См. «Кащиф аз-Зунун» Хаджи Халифы, 1/631, «аль-А’лям» аз-Заракали, 1/323, «Тарих Ирбиль» в биографии аль-Хусейна ибн Халькана; Также из этой книги цитирует Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари», в начале главы о Единобожии, говоря: «Абу аль-Касим ат-Тейми сказал в своей книге “аль-Худжа…”».
«ат-Таргъиб уа ат-Тархиб»
«Китаб ас-Сунна
«Сират ас-Саляф» (очень объёмная книга)
«Даля’иль ан-Набауия»
 «аль-Магъази»
«Шарх Сахих аль-Бухари» и «Шарх Сахих Муслим», они были написаны его сыном, однако его сын скончался не успев завершить их, после чего их завершил Абу аль-Касим.
и другие. См. «ар-Рисаля аль-Мустатрафа», стр. 57, «ас-Сияр», 20/84, «Тарих аль-Ислам», 36/372, «Табакат», 2/592.

Абу аль-Касим аль-Асбахани покинул этот мир в ночь на третий день “ташрика”, после праздника ‘Ид аль-Адха, в 535 году в Асбахани. См. «аль-Ансаб», 2/120-121.

И совершили по нему заупокойную молитву под руководством его брата Абу аль-Марзи, в которой принимало участие огромное количество мусульман, подобно которой еще не видели люди. См. «Тарих аль-Ислам», 36/369.

Его племянник Абу Джа’фар Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Омывавший тело моего дяди Ахмад аль-Асуари, который был заслуживающим доверия, рассказал, что когда он хотел сдвинуть его одежду со “скрываемых мест” чтобы омыть их, Исма’ил схватил [одежду] и прикрыл им свои “скрываемые места”. И сказал он: “Это была жизнь после смерти?!”». См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51-52.

Да смилуется над ним Всевышний Аллах и воздаст ему наилучшим! Амин.

Слова похвалы в адрес Абу аль-Касима аль-Асбахани, да смилуется над ним Аллах

Сказал Ибн Касир: «Имам, Хафиз, величайший ученый – Абу аль-Касим ат-Тамими ат-Тальхи аль-Асбахани аль-Джузи, известный как “Кауам ас-Сунна”, один из Имамов шафиитского мазхаба, и один из величайших ученых Хадиса и его критики». См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ия», 2/591.

Абу Са’ад ас-Сам’ани сказал о нем: «Он был имамом науки Тафсира, Хадиса, арабского языка и литературы. Он был Хафизом… Бесценным, искусным и образованным в области Хадис и его иснадов. Он преподавал в мечети Асбахане на 3 тысячах собраниях, и посещали их группа шейхов и учеников, которые записывали (его слова). И во времена когда я находился там, и не пропустил я ни одного его диктанта, и раз в неделю он даже диктовал лично для меня у себя дома… Я записывал от него, и извлекал пользы от него. И он из учителей моего отца. Да смилуется над ним Аллах». См. «аль-Ансаб», 2/120.

Также сказал ас-Сам’ани: «Сказал мой отец: Я не видел никого в Ираке, знающего и понимающего Хадис [лучше] чем: Исма’ил аль-Джузи в Асбахане и аль-Му’таман ибн Ахмад в Багдаде». См. «Такйид», 1/252.

Абу Муса аль-Мадини сказал в своей книге «аль-Му’джам»: «Абу аль-Касим – Хафиз, Имам имамов своего времени, ученый ученых своего века, ключевой человек Ахлю ас-Сунны своего времени. Множество шейхов рассказало нам о нем, во время его жизни, когда он находился в Мекке, Багдаде и Асбахане… Я не видел никого, кто бы критиковал его слова и поступки… Его дом был оставлен для людей Знания, несмотря на то, что у него был недостаток в деньгах; и если бы кто-нибудь дал бы ему пол мира, он не почувствовал бы преимущество своего статуса (над другими)». См. «Тарих аль-Ислам», 36/368-371.

Также сказал Абу Муса: «Он делал несколько “хатмов” (собраний полного чтения Корана) с “кира’атом” группе людей. Что касается науки Тафсира, смысла и синтаксиса [Корана], он написал книгу об этом на арабском и персидском языке. А в Фикхе, его фетвы были известны на всю страну, и не один (ученый) не отверг ни одну из его фетв». См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51, «Табакат Фукаха аш-Шафи’я», 2/592.

Сказал о нем Мухаммад ибн Аби Наср аль-Ляфтувани: «Наш Шейх, Хафиз, Имам пятого века – Исма’ил, он жил в Асбахане более чем 30 лет… Он обучал людей искусствам наук… У него было пророческое имя и “кунья”, и он был родом из Курайша, от учеников Тальхи ибн ‘Убейдуллаха. Он был моим учителем, от которого я брал знания, вместе с которым я вырос, и [я] сделал первые шаги из его гнезда… Он относился ко мне как к сыну. Будет правдой, если я скажу о нем, что он был Шайбани своего времени. Да воздаст ему Аллах наилучшим. И да смилуется Аллах над нами и им». См. «ат-Таухид фи Ахбар Казуин», 2/302-303, ар-Рафи’и.

Хафиз Абу Закария Яхъя ибн Мандах сказал: «Исма’ил ибн Мухаммад аль-Хафиз, Абу аль-Касим, имел хорошую ‘акыду, был на прекрасной вере, разговаривал мало, и не было в его время никого подобного ему». См. «Тарих аль-Ислам», 36/369, «Тазкират аль-Хуффаз», 4/51.

Ад-Даккак сказал о нем: «Он не имел равных, и не было в его время никого подобного ему, и он был примерным в праведности».

Сказал Абу Тохир: «Он был достойным похвалы из-за его знания арабского языка и передатчиков Хадиса».

Абу ‘Амир аль-‘Абдари сказал о нем: «Я никогда не видел никого подобного Исма’илу, я общася с ним и обнаружил что он был Хафизом».

Абу аль-Хусейн ат-Тайюри сказал: «Не приходил к нам из Хурасан никто подобный Исма’ил ибн Мухаммад». См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52.

Сказал Абу Мас’уд ‘Абдур-Рахим: «Мы отправлялись в разные места с Абу аль-Касим, и когда мы просыпались ночью, видели его молящимся».