Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو بكر الآجري

Абу Бакр аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах

выдающейся ученый, имам, хафиза, моря знаний, мухадиса и факих, пример для подражания

Аль-Аджурри звали Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах Аль-Аджурри аль-Багдади — великий имам, хадисовед, пример для подражания и шейх почтенной мечети аль-Харам. Он родился в селе Аль-Аджур близ Багдада, которое на сегодняшний день осталось лишь в виде руин, как об этом упомянул Якут аль-Хамави. Источники не указывают точную дату рождения имама, однако есть единогласное мнение относительно даты его смерти. Исходя из этого, а также из возраста имама при его смерти, можно вывести примерную дату рождения имама Аль-Аджурри. Одна из версий гласит, что возраст имама при его смерти составлял около 93 лет. Следовательно, примерной датой его рождения будет 264 год по хиджре. Также есть версия, что он родился в 280 году. Однако, точно утверждать о достоверности этих дат не возможно.

С ранних лет Абу Бакр аль-Аджурри начал приобретать знания в области хадиса и других шариатских наук в своем родном селе. После окончания учебы в селе он переселился в Багдад, где продолжил обучение.

В начале он обучался у таких шейхов, как шейх Ибрахим аль-Кашши, АбдуЛлах ибн Хасан ибн Аби Шуайб, Муса ибн Ибрахим аль-Хаммаль и другие. Они стали его основными шейхами.
После переезда в Багдад он продолжил свой путь знаний и обучался у самых великих мухаддисов и шейхов своего времени. Среди них Абу Мухаммад Яхья ибн Са’ид аль-Хами.

Его шейхи:
Абу Муслим Ибрахим ибн АбдуЛЛах аль-Кашши или аль-Каджи (ум. 292); Абу-ль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Муса аль-Каттан (ум. 304); Абу Шуайб аль-Хаддани; Абу Халифа аль-Фадль ибн Хаббаб; Аль-Хафиз Абу Саид аль; Муфаддыль ибн Хаббаб аль-Джунди (ум. 308); Харун ибн Юсуф ибн Зияд; Касим ибн Закарийа аль-Багдади (ум. 305); Абу Бакр ибн Аби Дауд ибн; Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (ум. 316); Джаафар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Фирьяби ат-Турки (ум. 301)
Помимо всех вышеупомянутых шейхов имам Абу Бакр аль-Аджурри обучался у многих других признанных ученых своего времени.

В Багдаде он обучался, а в последствии и преподавал до 330 года хиджры, после чего переехал Мекку, где провел, обучаясь и обучая, около 30 лет.

Его ученики:
Хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн АбдуЛЛах аль-Исбахани (ум. 404), автор книги «Хилья»; Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Муфаддыль аль-Каттан; Абу-ль Хасан аль-Хаммами; Абду-р-Рахман ибн Умар ибн ан-Нуххас; Али ибн Ахмад аль-Мук’ри; Махмуд ибн Умар аль-‘Акбари; Абу-ль Касым Абду-ль Малик ибн Мухаммад ибн АбдуЛЛах ин Башран аль-Багдади (ум. 403)

Его труды:
1. «Аль-арбаина фи-ль хадис». Сборник хадисов.
2. «Ахбару Умар ибн Абду-ль Азиз»
3. «Ахляку хамаляти-ль Кур’ан»
4. «Ахкаму н-ниса»
5. «Ахляку-ль уляма»
6. «Аш-Шариа». Его блестящий труд по акиде праведных предшественников (ас-саляфу с-салих).
7. «Аль-Гураба мина-ль муъминин»
8. «Адабу н-нуфус»
9. «Мухтасару-ль фикх»
10. «Ан-Насыха»
11. «Тахриму ан-нарди уа ш-шатрандж»
12. «Фарду-ль ильм»

Исламские ученые и историки единогласны в том, что смерть величайшего ученого исламской уммы, факиха, мухаддиса, хафиза, предводителя ученых своего времени, Абу Бакра аль-Аджурри приходится на 360 год по хиджре. Всевышний Аллах забрал его душу в досточтимой Мекке, в пятницу, первого числа месяца аль-мухаррам. Похоронен имам был там же, в городе Мекка.

См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 16/133–136 с сокращением.

Слова похвалы в адрес Абу Бакра аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах

Имам Аз-Захаби сказал о нем: «Имам, мухаддис, предводитель, шейх почтенной мечети аль-Харам. Он был правдивым, благим, поклоняющимся Аллаху и следующим сунне посланника Аллаха ».
А также он сказал о нем в книге «Аль-Улювв»: «Аль-Аджурри был асаритом с хорошими произведениями».

Сказал Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали: «Он был из факихов и больших ученых».

Ас-Суюты сказал о нем: «Он был знающим (алимом), практикующим свои знания, следующим сунне посланника Аллаха ﷺ, религиозным, заслуживающим доверия».

Сказал Якут аль-Хамави: «Он был заслуживающим доверия, составил много произведений, преподавал в Багдаде, а потом переехал в Мекку, где жил до своей смерти». См. «Му‘джам аль-Бульдан» аль-Хамави, 1/51.

Сказал Ан-Надим: «Он был одним из праведных, поклоняющихся рабов Аллаха. Он был из тех, кто поселился в Мекке».

Аль-Хатыб сказал: «Аль-Аджурри был правдивым, заслуживающим доверия, религиозным. Он составил много трудов».

Ибн аль-Джаузи сказал о нём: «Он был надёжным, аккуратным, религиозным, учёным и автором (произведений)» См. «Сыфату-ссафуа» 2/479.

Ибн аль-Каййим сказал: «Он был имамом своего века в фикхе и хадисе». См. «Иджтима‘ аль-Джуюш аль-Ислямия» Ибн аль-Каййим, 1/154.

аш-Шатыби сказал: «Имам, учёный, приверженец Сунны —Абу Бакр аль-Аджурри». См. «аль-И‘тисам» аш-Шатыби, 2/139.