Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو بكر أحمد البيهقي‎

Абу Бакр Ахмад аль-­Байхаки, да смилуется над ним Аллах

имам, хафиз, выдающийся хадисовед и шафиитский законовед

Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Муса аль-Хусруджирди родился в 384-м году по хиджре в месяц ша‘бан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки.

Нишапур или Найсабур — город в Иране, второй по величине город северо-восточной иранской провинции Хорасан-Резави, расположен в северо-восточной части страны, в 670 км к востоку от Тегерана.

Начал собирать хадисы в 15 лет, много путешествовал по Хорасану, Хиджазу и Ираку. Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.

Его учителя:
1. Имам Абуль-Хасан Мухаммад ибн аль-Хусайн аль-Алави, который был самым страшим из его учителей
2. Абу Тахир аз-Зияди
3. Имам Абу Абдулла аль-Хаким, автор известной книги «Аль-Мустадрак аля ас-Сахихайн»
4. Абу Абдир-Рахман ас-Сулами
5. Абу Бакр ибн Фурак
6. Абу Али ар-Рудхабари из Хорасана
7. Хилал ибн Мухаммад аль-Хаккар
8. Ибн Бишран
И другие ученые из Табарана, Навкана, Багдада, Мекки, Куфы. Имам ас-Субки пишет, что аль-Байхаки получал знания в общей сложности у более сотни ученых.

Среди его известных учеников и тех, кто передавал от него:

1. Шейх уль-Ислам Абу Исма’ил аль-Ансари
2. Его сын Исма’ил ибн Ахмад аль-Байхаки
3. Его внук Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки
4. Хафиз Абу Закариййа Яхья ибн Мандах
5. Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
6. Захир ибн Тахир аш-Шахамий
7. Абу аль-Ма’али Мухаммад ибн Исма’ил аль-Фариси
8. Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Дах’хан
9. Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат
10. Абдульхамид ибн Мухаммад аль-Хувари
11. Абу Бакр ‘Абдуррахман ибн Абдулла ибн ‘Абдуррахман аль-Бухайри ан-Нисабури

Его труды:

  1. Сунан аль-Кабир [Большой сборник хадисов]. В десяти томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве.
  2. Маарифа ас-Сунан уаль-Асар [Знание хадисов и асаров]. В четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин Ас-Субки говорит, что этой книгой Байхаки хотел показать широту знаний имама Шафии в области хадиса.
  3. Аль-Асма’а уас-Сыфат [Имена Аллаха и Его атрибуты]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому». [Книга издана в наши дни с предисловием и примечаниями имама аль-Кавсари]
  4. Китаб-уль-Му`такъад [или Китабуль И’тикад] [Книга о вероубеждении].
  5. Аль-Ба’ас [уаль Нушур] [Воскрешение и Судный День].
  6. Ат-таргиб уаль Тархиб [Призыв к благому и предостережение от дурного].
  7. Ад-Да’уат аль-Кабир [Большая молитвенная книга].
  8. Ад-Да’уат уас-Сагир [Малая молитвенная книга].
  9. Аз-зухд [Аскетизм].
  10. Аль-Хиляфият [Различные мнения]. В трёх томах. О разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
  11. Аль-Мабсут фи нусус аш-Шафи’и [Подробное изложение текстов-доказательств, использованных имамом аш-Шафии]. В двух томах. Обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
  12. Дала’иль ан-Нубууах [Доказательства Пророчества]. В четырех томах.
  13. Ас-сунан ас-сагир [Малый сборник хадисов]. Один большой том.
  14. Шу’аб аль-иман [Ветви веры].
  15. Аль-Мадхал иля-с-Сунан [Введение в Сунну].
  16. Аль-Адаб [Книга по этике].
  17. Фада’иль аль-Авкат [Достоинство отдельных периодов времени для поклонения, две брошюры].
  18. Аль-Арба’ин аль-Кубра [Большой сборник сорока хадисов].
  19. Аль-Арба’ин аль-Сугра [Малый сборник сорока хадисов].
  20. Ар-Ру’йа [Книга снов].
  21. Аль-Асра’а [Книга о перенесении Пророка в Байтуль Мукаддас].
  22. Манакъиб аш-Шафи’и [Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и].
  23. Манакъиб Ахмад [Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля].
  24. Фада’иль ас-Сахабах [Достоинства сподвижников].

Он умер в возрасте 74-х лет в Нишапуре 10-го Джумадуль-Уля в 458 году по хиджре. Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен. Да смилостивится над ним Аллах.

См:.

  1. Аз-Захаби. Сияр а’лям ан-нубаля. Статья 4318. — Т. 11. — С. 457.
  2. Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-Нихайа. — Т. 8. — С. 222. — 458 г. по хиджре.
  3. Ас-Субки. Табакат аш-Шафи’ийа. Четвёртое поколение учёных (шафиитов). — Статья 251.

Слова похвалы в адрес Абу Бакра Ахмада аль-­Байхаки, да смилуется над ним Аллах

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 г.х.) сказал:
«Имам аль-Байхаки был одним из имамов мусульман, наставником верующих, и призывал к пути Аллаха, величественный факих, крупный хафиз, знаток усуля. Богобоязненный аскет, набожный, оказывал помощь мазхабу его основам и ответвлениям. Был горой из гор знаний.
Стал единственным своего времени, был путешественником, и самым проницательным из мухаддисов, с быстрым пониманием, и самым гениальным. Колличество его книг дошло до тысячи, и никто не способен на такое. Что касается его книги «Сунан аль-Кабир», то никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходству.
Что касается книги «Аль-Маарифату Сунаниль Асар», этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита.
И все его труды интересны, с прекрасной классификацией и организацией, в них много пользы.
Тот, кто знаком с ними из познавших Аллаха, свидетельствует, что никому из прежних не удавалось составить подобное». См. «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 4/8.

Сказал имам Якут аль-Хамави (574-626 г.х.):
«Из известных имамов является имам Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн ибн Абдуллах ибн Муса аль-Байхаки, автор известных книг. Он был имамом, хафизом, факихом, знатоком усуля, религиозным, богобоязненным. См.«Муъджамуль Бульдан», 1/538.

Имам Афиф аль-Яфии (698-768 г.х.) сказал:
«Большой имам, выдающийся хафиз, Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, шафиитский факих, единственный своего времени среди сверстников в науках. Был одним из больших учеников аль-Хакима Абу Абдуллаха в науке хадис, и превосходил его в нескольких науках. У него есть известные достоинства, много книг, количество которых доходит до тысячи» См. «Миръатуль Джинан», события 458 года.

Хафиз Абдул-Гъафир ибн Исмаил аль-Фариси (451-529 г.х) сказал о нем в своей работе «Тарих»: «Аль-Байхаки был образцовым ученым, он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота.
Он — факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве. Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел аль-Хакима, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль-Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов. Имамы просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге «аль-Ма’рифа», эти уроки посещали многие имамы». См. аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/167.

Три сна:
Хафиз аз-Захаби передал три сна связанные с имамом аль-Байхаки:
«Сказал шейх кадиев Абу Али Исмаил ибн аль-Байхаки, что ему рассказал отец (аль-Байхаки), что когда он писал свою книгу «Аль-Ма’рифа фи ас-сунан валь-Асар», когда он освободился от расставления джузов, он услышал, что факих Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам аш-Шафии держал в руках эту книгу и говорил: «Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада».

Другой ученый тоже увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и сказал: «Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».

Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал: «Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки». Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки, Исмаилом ибн аль-Байхаки.

Я (аз-Захаби) скажу: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они — достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с «Сунан аль-Кабир»».