Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو بكر الحميدي‎

Абу Бакр аль-­Хумейди, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся ученый, хафиз, факых, шейх заповедной территории

Имам Абу Бакр ‘Абду-Ллах бин аз-Зубейр бин ‘Иса бин ‘Убайду-Ллах бин Усама бин ‘Абду-Ллах бин Хумайд аль-Къураши аль-Асади аль-Макки, известный, как имам аль-Хумайди — хафиз, факъих, шейх заповедной территории (аль-харам).

Передавал от имамов:
Имам аль-Хумайди перенял знания у многих признанных ученых, среди которых:
1. Суфйан ибн ‘Уяйна аль-Макки (ум. в 198 г.х.):
Сказал аль-Хумайди: «Я находился рядом с Суфйаном бин ‘Уяйна 19 лет или примерно столько» См.: «Тарих-уль-кубра» (5/97) аль-Бухари;
2. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (ум. в 204 г.х.):
Сказал аль-Хумайди: «Я сопровождал аш-Шафи’и в пути в аль-Басру, и он получал от меня пользу в хадисе, а я получал от него пользу в (фикъховских) вопросах» См.: «Хильят-уль-аулия» (9/96).
Сказал имам Закарийя ас-Саджи: «Я спросил Абу Давуда: «Кто являются учениками аш-Шафи’и?» Он ответил: «Самый главный из них – аль-Хумайди, а также Ахмад бин Ханбаль и аль-Бувайты (Йусуф бин Яхья аль-Мисри)» См.: «Сийар а’лям ан-нубаля» (10/59);
3. Ибрахим бин Са’д (ум. в 185 г.х.);
4. Фудайль бин ‘Ийад (ум. в 187 г.х.);
5. Уаки’ бин аль-Джаррах аль-Куфи (ум. в 197 г.х.);
6. Аль-Уалид бин Муслим ад-Димашкъи (ум. в 196 г.х.);
7. ‘Абд-уль-’Азиз бин Аби Хазим (ум. в 184 г.х.);
И многие другие.

От него передавали имамы:
Среди тех, кто передавал от имама аль-Хумайди:
1. Мухаммад бин Исма’иль аль-Бухари (ум. в 256 г.х.), передавший от него самый первый хадис в своём сборнике «ас-Сахих»;
2. Абу Зур’а ар-Рази (ум. в 264 г.х.);
3. Абу Хатим ар-Рази (ум. в 277 г.х.);
4. Мухаммад бин Яхья аз-Зухли (ум. в 258 г.х.);
5. Бишр бин Муса (ум. в 288 г.х.);
6. Муслим бин аль-Хаджжадж (ум. в 261 г.х.) во вступлении к своему сборнику «ас-Сахих»;
7. Ахмад бин Ханбаль (ум. в 241 г.х.);
8. Абу Давуд ас-Сиджистани (ум. в 275 г.х.) и многие другие.
И многие другие.

 

Его книги:
1. «Ат-Тафсир» — толкование Корана;
2. «Аль-Муснад» (издана) [1] – сборник хадисов;
3. «Ар-Радду ‘аля-н-Ну’ман» — опровержение Абу Ханифе Ну’ману бин Сабиту;
4. «Ад-Даляиль» — доказательства пророчества посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Данное послание «Усулю-с-сунна» имама аль-Хумайди, которое будет процитировано ниже, приводится в конце его «аль-Муснада», а также в книгах: «Замм-ут-таъуиль» (с.93) Ибн Къудамы, «Тазкират-уль-хуффаз» (2/3) аз-Захаби, «Маджму’-уль-фатауа» (4/6) Ибн Теймийи, «Иджтима’ джуйуш аль-ислямийя» (с.86) ибн Къаййима и др. Шейх-уль-Ислям ибн Теймийя подтвердил достоверность этого сообщения от аль-Хумайди в своей книге «Муфассаль аль-и’тикъад» (с.6).
[1] — Этот сборник имама аль-Хумайди содержит в себе 1330 хадисов, 830 из которых от него передали имам аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах». Что касается остальных его хадисов, то все они почти достоверные и не опускаются ниже уровня хорошего. Исследователь его книги Хусайн Салим ад-Дарани в предисловии к ней писал, что всего 7% хадисов его сборника были слабыми. Из 1330 хадисов у него 103 хадиса, которых нет в сборниках шести хадисов, а некоторых хадисов и асаров нет даже и в девяти сборниках.

Скончался имам Абу Бакр аль-Хумайди, да одарит его Аллах Своей милостью, в Мекке в 219 году по хиджре. См.: «Сийар а’лям ан-нубаля» (10/616) аз-Захаби, «Тахзиб-уль-камаль» (14/512) аль-Миззи.

Слова похвалы в адрес Абу Бакра аль-­Хумейди, да смилуется над ним Аллах

Сказал имам Ахмад: «Аль-Хумайди у нас имам» См.: «Тахзиб-уль-камаль» (14/513) аль-Миззи;

Сказал Абу Хатим: «Он у нас достоверный передатчик и имам» См.: «ас-Сийар» (10/617) аз-Захаби;

Сказал Раби’ бин Сулейман: «Я слышал, как аш-Шафи’и говорил: «Не видел я никого среди людей сильнее памятью, чем аль-Хумайди. Он выучил от Суфйана бин ‘Уяйны десять тысяч (10 000) хадисов»» См.: «ас-Сийар» (10/618) аз-Захаби;

Исхакъ бин Рахауейх говорил: «Имамами в наше время являются аш-Шафи’и, аль-Хумайди и Абу ‘Убейд (аль-Къасим бин Саллям)»См.: «ас-Сийар» (10/618) аз-Захаби;

Сказал аль-Хаким абу ‘Абди-Ллях: «Аль-Хумайди — муфтий жителей Мекки и их мухаддис. И для жителей аль-Хиджаза в (стойкости на) сунне он как Ахмад бин Ханбаль для жителей Ирака» См.: «Табакъат-уш-Шафи’ийя» (2/141);

Сказал имам аль-Бухари: «Аль-Хумайди — имам в хадисе» См.: «ас-Сийар» (10/619) аз-Захаби;

Сказал ибн Хиббан: «Он — приверженец сунны, обладатель достоинств и религии» См.: «ас-Сикъат» (8/341).

Сказал Ибн Аби Хатим: «Аль-Хумайди – самый надёжный из передатчиков от Ибн ‘Уяйны, главный среди его сподвижников и он — надёжный имам» См.: «аль-Джарх уа-т-та’диль» (5/57);

Сказал Йа’къуб аль-Фасави: «Я не встречал никого, кто бы более искренне относился к Исламу и его приверженцам, чем Аль-Хумайди» См.: «ас-Сийар» (10/617) аз-Захаби;

Также хвалили его многие другие ученые.