Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبي بكر الإسماعيلي‎

Абу Бакр аль-Исма‘или, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающихся богословов, хафиз, шейхуль-ислам своего края

Он – Имам, Хафиз, Шейх уль-Ислам – Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим ибн Исмаил ибн Аббас аль-Исмаили аль-Джурджани аш-Шафии. Один из ранних шафиитских факихов, авторитетный мухаддис. Родился в 277 г. х.

Его известные учителя:
Усман аль-Макабири аль-Джурджани, Ибрахим ибн Зубейр аль-Хальвани, Ахмад ибн Мухаммад ибн Масрукъ, Мухаммад ибн Яхья аль-Марувази, Яхья ибн Мухаммад аль-Джинани, Абдуллах аль-Фирьйяби, Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хадрами, Мухаммад ибн Усман Ибн Абу Шейба, Мухаммад ибн Хасан ибн Саммаат, Абу Халифа аль-Джумхи, Бахлюл ибн Исхак ат-Танухи, и др. 

Его известные ученики:
Аль-Хаким, Абу Бакр аль-Баркани, Хамза ас-Сахми, Абу Хазим аль-Абдави, Абу Бакр Мухаммад ибн Идрис аль-Джарджараийи, Хусейн ибн Мухаммад аль-Баашаани, Абу Саид ан-Накъаш, Абуль-Хасан Мухаммад ибн Али ат-Табари, Абдуссамад ибн Мунир аль-Адль, Абу Амр Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Фариси, и др.

Его труды:
«Мустахрадж аля Сахих аль-Бухари», «Мадхаль аля Сахих аль-Бухари», «аль-Муснад аль-Кабир», «аль-Фауваид», «Му`джам ас-Сахаба», «Китабун фи-ль-Фикх», «И’тикъад Ахлю ас-Сунна» и др.

Слова похвалы в адрес Абу Бакра аль-Исма‘или, да смилуется над ним Аллах

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг. по хиджре) писал о нем:
«Аль-Исмаили – имам, хафиз, довод, факих, шейх уль-Ислам, Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили, аш-Шафии. Автор книги “Сахих мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”. Он был шейхом шафиитов. Родился в 277 г., начал изучение хадисов еще в детстве и писал их своей рукою. Был автором многих работ, которые свидетельствуют ему о достоинстве и главенстве в фикхе и хадисе. Он составил “Муснад” Умара, да будет доволен им Аллах, в 2 томах, “Мустахрадж аля сахих” в 4 томах, и другое. Его “Муджам” в 2 томах повествует примерно о 300 шейхах.

Сказал Хамза ибн Юсуф: “Я слышал, как ад-Даракутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог””.

Я скажу (аз-Захаби): Он отправлялся к аль-Исмаили для получения знаний, а не из-за его высокого положения относительно Абуль-Хасана ад-Даракутни.

Сказал Хамза: Я слышал Хасана ибн Али аль-Хафиза: “Было обязательным для аль-Исмаили собрать сборник хадисов для себя и выбирать то, что соответствовало его иджтихаду. Он был способен на это из-за многочисленности того, что он написал и из-за обилия его знаний, мышления и величия. Ему не подобало следовать книге Мухаммада ибн Исмаила, он был более величественней, чем то, чтобы следовать за другим”.

Я скажу (аз-Захаби): Из величия аль-Исмаили, что он знал степень “Сахих” аль-Бухари и руководствовался им.

Сказал аль-Хаким: “Аль-Исмаили был уникальным ученым своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых”.

Сказал Хамза ас-Сахми: “Меня спросил Абу Фадль Джафар ибн Фадль ибн Фурат в Египте об аль-Исмаили, его жизни и книгах. Я рассказывал ему о том, что он написал из книг и, что собрал из “муснадов”, и его “тахридже” на “Сахих” аль-Бухари, а также о его жизни. Он восхищался этому”. Также он сказал: “Он был наделен знанием, авторитетом и хорошей славой”».

Сказал Хамза: “Я слышал группу людей, из них аль-Хафиз ибн аль-Музаффар, которые рассказывали о превосходстве кираата Абу Бакра”. Они сказали: “Он был передовым во всех собраниях. Когда он присутствовал на собрании, никто кроме него не читал Коран”.

Сказал аль-Исмаили в своем “Му’джам”: “Я писал под диктовку в детстве своим почерком в 283 г.. Мне тогда было 6 лет”.

Это указывает тебе на то, что об Абу Бакре сильно заботилась его семья в детстве. От него взял фикх его сын Абу Са’д и ученые Джурджана.

Сказал аль-Кади Абу ат-Тайиб ат-Табари: “Я вошел в Джурджан с целью встретиться с Абу Бакром аль-Исмаили, когда он был еще живым. Но он умер до того как я его встретил”.

Сказал Хамза: “Я слышал его, как он говорил: “Когда пришла весть о смерти Мухаммада ибн Айюба ар-Рази, я вошел в дом и стал плакать, кричать, порвал на себе рубашку и положил землю себе на голову. Вокруг меня собралась моя семья и домочадцы, и сказали: “Что случилось?” Я сказал: “Ко мне пришла весть о смерти Мухаммада ибн Айюба ар-Рази, вы препятствуете мне пойти к нему. Тогда они утешили меня и разрешили мне выйти в Наса к Хасану ибн Суфьяну. И не было здесь даже одной волосинки” и он указал на свое лицо”. (т.е. он был слишком молод).

Я скажу (аз-Захаби): Ибн Айюб умер в 94 г. и Хасан ибн Суфьян не находится рядом с ним на его возвышенной степени.

Он сказал: “Я вышел в Багдад в 96 г., и меня сопровождали некоторые мои близкие”.

Сказал Хамза ас-Сахми: “Я слышал аль-Исмаили, как он говорил: “Я записывал хадисы под диктовку от Ахмада ибн Халида ад-Дамагани в 83 г. и я не помню его внешность”. Сказал Хамза: “Абу Бакр умер в начале Раджаба 371 г., в возрасте 94 г.”».  — конец слов имама аз-Захаби.
См. «Сияр а’лям ан-нубаля», 12/314

Также аз-Захаби писал о нем в другой книге: «Он был надежным передатчиком, доводом во многих науках. Абу Нуайм сказал: “Нет, ничего плохого в его риваятах”».См. «Аль-‘Абр фи хабр мин Гъабр», 2/137.

Хафиз Ибн Касир (701-774 гг. по хиджре) писал о нем: «Абу Бакр аль-Исмаили аль-Джурджани, факих, имам, хафиз, один из великих шафиитов в фикхе, хадисе и написании книг». См. Ибн Касир, «Табакат Шафиийин», стр. 305.

Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 гг. по хиджре) писал о нем:
«Абу Бакр аль-Исмаили, имам в местности Джурджан. Все обращались к нему за знаниями в фикхе и хадисе.

Шейх Абу Исхак [аш-Ширази] сказал: “Аль-Исмаили вобрал в себя науки фикха и хадиса, и главенствовал в религии и мирском”.

Ад-Даракутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог”.

Абу Абдуллах аль-Хаким сказал: “Аль-Исмаили был уникальным (ученым) своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых”».
См. Ибн ас-Субки, «Табакат шафиийя аль-кубра», 3/7

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 гг. по хиджре) писал: «Имам аль-Исмаили, Ахмад ибн Ибрахим ибн Исмаил ибн Аббас, Абу Бакр аль-Джурджани, один из видных хафизов. Был шейхом мухаддисов и факихов, и величайшим из них в порядочности и шедрости». См. Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 4/379.