Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو داود السجستاني
Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас аль-Азди ас-Сиджистани — выдающийся хадисовед и законовед, составитель одного из шести главных сводов Сунны под названием «Сунан Абу Дауд». Родился в 202 году по мусульманскому летоисчислению.
Собирая хадисы, обучался у шейхов Хорасана, Ирака, Хиджаза, Египта, а потом поселился в Басре и часто ездил в Багдад.
Его учениками были такие имамы, как Абу ‘Иса ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Бакр ан-Наджжад.
Абу Дауд ас-Сиджистани умер в Басре 16-го числа месяца шавваль в 275 году по мусульманскому летоисчислению.
См. «Тазкират аль-хуфаз» аз-Захаби 2/127–128.
Его труд «Сунан Абу Дауда»
Сборник известен под названием «“Сунан” Абу Дауда». Так назвал его сам автор. «Сунан» — множественное число от слова «сунна». Сунна Посланника Аллаха ﷺ включает его хадисы. Однако имам Абу Дауд, называя так свою книгу, подразумевал не просто хадисы, а хадисы, содержащие нормы шариата, поскольку книги, носящие название «Сунан», состоят из глав, соответствующих различным разделам фикха: «Вера», «Очищение», «Молитва», «Закят» и так далее.
Содержание сборника соответствует его названию. Автор отбирал хадисы, содержащие нормы шариата. Имам Абу Дауд пояснил в своём послании к жителям Мекки: «В сборник “Сунан” я включил только хадисы, содержащие нормы шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел…».
Сборник Абу Дауда считается первым сборником хадисов, содержащих нормы шариата (ахадис ахкам).
Аль-Хаттаби говорил, что до имама Абу Дауда никто из учёных не ставил перед собой цель создать сборник, состоящий только из хадисов, которые содержат нормы шариата.
Муса ибн Харун сказал: «Абу Дауд был создан в этом мире для хадисов, а в мире вечном — для Рая, и я не видел лучшего, чем он».
См. «Тазкират аль-хуфаз» аз-Захаби 2/127–128.