Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو إسماعيل الهروي
′Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Али ибн Джа’фар ибн Мансур ибн Матта аль- Ансари аль-Харави — факих, муфассир, хафиз, аскет, призывающий к истине, шейхуль-ислам Абу ‘Исмаил. Является потомком Халида ибн Зайда аль-Ансари, сподвижника Посланника Аллаха ﷺ. Родился в месяце Ша’бан 396 г.х., это более достоверно чем то, что упоминает Ибн аль-Джаузи, что он родился в месяце Зуль-Хиджжа 395 г/х. ‘Абдуль-Гъафир ибн ‘Исмаил аль-Фариси упоминает в книге «Зайль тарих Нийсабур», что он родился в 396 г/х.
Приобретение знаний:
Имам аль-Харави изучал хадисы в Герате (Хара) у Йахьйи ибн ‘Аммара ас-Сиджзи. /Герат (Хара) город на западе нынешнего Афганистана. Ранее входил в область средневекового Хорасана/. Изучал науку тафсир у Абу Мансура аль- Азди и ‘Абуль-Фадля аль-Джаруди. Изучал науку хадис у Шуайба аль-Бушанджи и др. В Нишапуре обучался у Абу Са’ида ас-Сайрафи, муфассира, чтеца Абу Насра, Абуль- Хасана ат-Тарази и группы из сподвижников аль-Асамма. Аль-Харави видел кадия Абу Бакра аль-Хийри, посетил его собрание, но не слушал от него хадисы – говоря – : «Я оставил его Аллаху». На его собрании он слышал противоречащие Сунне вещи, и порицал это. Это упомянул ар-Рухави от ас- Саляфи от аль-Муътамина ас-Саджи от него самого. Имам аль-Харави обучался в Тусе и Бистаме у многих ученых, перечисление имён которых затянулось бы. Сопровождал шейхов и следовал их примеру. Он сделал много записей от шейхов и передатчиков хадиса, и принес много пользы от них для себя и других.
Его ученики:
Среди его учеников аль-Муътаман ас-Саджи, Мухаммад ибн Тахир, ‘Абдуллах ибн Ахмад ас-Самарканди и другие.
Его труды:
Годами преподавал хадисы, написал многочисленные книги: «Замм аль-калям ва ахлихи», «Маназиль ас-Саирин», «Китаб аль-арба‘ин фи далаиль ат-таухид» и другие.
Передавала группа хафизов хадисы от шейха, из которых были: аль-Муътамин ас-Саджи, Мухаммад ибн Тахир, Абу Наср аль-Гази, Абуль-Вакът ас-Сиджзи, Абуль-Фатх аль- Кярухи.
Умер шейхуль-ислам, да помилует его Аллах, в пятницу после асра 22 зуль-хиджа 481 г/х., и был похоронен в субботу в «Кязийарикях» — на кладбище рядом с Гератом. Был очень дождливый день. Шейх обычно говорил при жизни: «Если Аллах заберёт меня летом, то надо будет подстелить что-нибудь от дождя, и Всевышний Алла облагодетельствовал его тем, о чём он думал». В день смерти ему было 84 года.
См. «аз-Зайль аля табакъат аль-ханабиля» Ибн Раджаб аль- Ханбали. С. 113-153
Шейха, имама Абу ‘Исмаила аль-Ансари аль-Харави хвалили его шейхи, его современники и люди из числа факихов, мухаддисов, аскетов, литераторов и др.
Сказал Ибн Тахир аль-Хафиз: «Я слышал, как шейх аль- Ансари аль-Харави говорил: “Когда я упоминаю какой-то тафсир, то я упоминаю его из ста семи тафсиров”. Однажды, когда я сидел перед ним, он сказал: “Я помню наизусть 12 тысяч хадисов и цитирую их по памяти”. На своем собрании, он всегда приводил хадис только с иснадом, и указывал на его достоверность или проблему в нём»
Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Имам Абу ‘Исмаил аль-Ансари аль-Харави был великим господином, имамом, учёным, ‘арифом /познавшим Бога/, много поклоняющимся, аскетом, обладающим состояниями, макамами, караматами и муджахадатами, много бодрствовал по ночам, сильнейшим защитником и помощником Сунны и врагом тех, кто ей противоречит. По этой причине на его долю выпали большие испытания. Он оказал большую помощь мазхабу имама Ахмада и возвеличивал его.»
Сказал автор книги «ат-Тарих»: Исхакъ аль-Къурраб аль- Хафиз часто размышлял над тем, что приводил с иснадом аль-Ансари аль-Харави, также как и ‘Исмаил ас-Сабуни. Их всех восхищала способность шейха указывать источники хадисов и сам он восхищал их. Они хвалили шейха аль-Ансари аль-Харави, радовались его степени учёности и призывали благо на него. Обычно Исхакъ аль-Къурраб аль-Хафиз поощрял [людей] к тому, чтобы ходили к шейху, посылал учиться у него, слушать его чтение хадисов, получать пользу от него, постоянно посещать его собрание и старался чтобы именно его предпочитали над другими шейхами. Он обычно говорил: «Невозможно чтобы какой-то лжец налгал на Пророка ﷺ, в то время как этот человек (т.е. аль-Ансари аль-Харави) всё ещё находится среди живых людей». Также сказал он: «Каждый, кого я встретил из жителей Герата и остальных городов, когда я странствовал, и о ком я слышал в этом мире только хорошее из кадиев, имамов и достойных известных людей, хвалили шейха (аль- Ансари аль-Харави) и не отрицали его достоинств и степени».
Сказал шейх ар-Рухави: я слышал, как Абу Бишр Мухаммад ибн Мухаммад ибн ХибатуЛлах аль-Хамазани в г. Хамазан сказал: я слышал некоторых литераторов, которые говорили: «У шейхуль-ислама аль-Ансари аль-Харави как-то спросили о толковании одного аята, (в ответ) он он продекламировал 400 куплетов из поэзии джахилийской эпохи*, в каждом куплете, которого упоминался язык того аята».
* Здесь имеется ввиду, что шейх использовал чистейший (древнебедуинский) арабский язык доисламской эпохи, который являлся эталоном языковой чистоты.
Сказал Ибн аль-Джаузи: нам сообщил Ибн Насыр от аль- Муътамина ибн Ахмада аль-Хафиза, сказавшего: «Шейх ‘Абдуллах аль-Ансари аль-Харави не скапливал золото, оставляя всё как есть, и в этом он следовал словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Не завязывай [свой бурдюк], иначе его завяжут и для тебя„. Шейх обычно не постился в месяце Раджаб, запрещая это. Он говорил: “Из того, что передано от Посланника Аллаха ﷺ, нет ничего достоверного о достоинстве месяца Раджаб и поста в нем„. Обычно он диктовал что-либо о месяце Ша‘бан и месяце Рамадан, и не диктовал о месяце Раджаб».
Сказал аль-Муътамин ас-Саджи: когда к шейху входили могущественные люди и правители, он обычно не обращал на них большого внимания; а когда он видел кого-то из мухаддисов-чужеземцев, то оказывал ему такой почёт, которому удивлялся как учёный, так и простолюдин, да помилует его Аллах.
Абу ан-Наср ‘Абдур-Рахман ибн ‘Абд aль-Джаббар аль- Фами упомянул шейхуль-ислама аль-Ансари аль-Харави в книге «Тарих Герат» сказав: «[шейх аль-Харави] был чудом времени, светилом на небосклоне, главной жемчужиной ожерелья смысла и величия, картиной успеха в науках добродетелей и видах достоинств. А из них, именно: помощь религии и Сунне; жесткость в подавлении врагов Ислама и нововведенцев; жертвуя своей жизнью ради этого, без лести и указа султана и визиря, будучи одинаково строгим как к старшим так и младшим, и по этой причине он страдал всё время от завистников и подвергался козням врагов, пытавшихся часто погубить его, придумывавших с помощью своих рук и языка различные способы его гибели. Шейх разрушил их планы, а Аллах оберег его от их зла и коварства и сделал их попытки причиной возвышения его самого и дел шейха и нет в этом ничего удивительного у Аллаха “Если вы поможете Аллаху (если вы будете усердствовать на Его пути), то поможет Он вам (против ваших врагов) и укрепит ваши стопы„» (сура Мухаммад, 7 аят).
См. «аз-Зайль аля табакъат аль-ханабиля» Ибн Раджаб аль- Ханбали. С. 113-153