Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو نصر السجزي
Сказал в его биографии имам Аз-Захаби:
«Имам, алим, хафиз, муджаууид (тот оживляет религию и то, что из нее забыто), шейх ас-сунна Абу Наср Убейдуллах ибн Саид ибн Хатим ибн Ахмад аль-Уаили аль-Бакри ас-Сиджистани, шейх Харама (Запретной мечети)». См. «Ас-Сияр» 17/654.
«аль-Уа’или» в его родословной, связано с городом «Уа’иль», находящийся в Сиджистане. См. «аль-Ансаб», 5/570
Его учителя: Саид ибн Хатим, его отец, который был одним из ученых-ханафитов Сиджистана, Абу Зухайр Масуд ибн Мухаммад (учитель арабского языка), Абу Абдуллах аль-Хаким, Абу Я’ла аль-Махлаби, Ахмад ибн Ибрахим аль-Абкаси, и др. учителя от которых он брал знания во время поездок в Найсабур, Египет, Басру и Мекку.
Его ученики: ’Абдуль-Азиз ибн Мухаммад, Джа’фар ибн Яхъя аль-Хакак, Джа’фар ибн Ахмад ас-Сарадж, Абу Исхак аль-Хабаль, и др. См. «ас-Сияр», 17/655, Имам Захаби.
Сказал о нем Ибн Макула: «Он был одним из выдающихся Хуфазов, он слышал от многих в Хурасане, Мекке, Египте, Басре и Ираке; и он оставался рядом с Харамом до самой смерти». См. «аль-Икмал», 7/398
Абу Са’д ас-Сам’ани сказал о нем: «Он был одним из Хуфазов, он путешествовал в Египет, и он путешествовал во все части Хурасана и встретил ученых… у него были хорошие знания в Хадисе…». См. «аль-Ансаб», 5/570
Имам ас-Суюти сказал: «Он был умелым (искуссным) и экспертом в Хадисе и Сунне, и много путешествовал». См. «Хусн аль-Мухадара фи Тарих Миср уаль-Кахира», 1/353
Сказал о нем его ученик ‘Абдуль-Азиз ибн Мухаммад: «Ученый и Хафиз… Он был умелым и достойным доверия ученым из Ахлю-Сунна». См.«аль-Ансаб», 5/571
Шейх уль-Ислям Ибн Таймия отнес его к ахлюль-хадис, не следовавшим определенному мазхабу см. «Минхадж ас-сунна» 1/317, поскольку не имеется явных доказательств, что в дальнейшем он следовал ханафитскому мазхабу и развивал его.
Однако, ханафитский ученый Абдулькадир ибн Мухаммад Аль-Кураши в книге, посвященной биографиям ученых-ханафитов «Аль-Джауахир аль-мудыя фи табакат аль-ханафия» 2/495 относит его к числу ханафитов, так же как и известный историк Османской империи Исмаиль Аль-Бабани Аль-Багдади в «Хадия аль-арифин асма аль-муаллифин уа асар аль-мусаннифин» 1/648, так как нет и того, что доказывало бы, что он перестал придерживаться изученного ранее ханафитского фикха.
И в его книге «Рисаля иля ахль Забид» видно, насколько уважительно он относится к ученым-ханафитам и защищает их.
Имам Ас-Сиджзи является автором ценных трудов, опровергающих отклонившихся последователей «каляма» — джахмитов, му’тазилитов, кулябитов, ашаритов и матуридитов: «Аль-Ибана аль-кубра фи мас-аля аль-Кур-ан», «Рисаля иля ахль Забид».
Абу Наср ас-Сиджзи говорит об ашаритах: «И что касается их (ашаритов), (они) утверждают то, что противоречит тому, во что они истинно верят и это практика еретиков. Это в их подтверждении, что Аллах Прославляемый возвысился над Престолом. Однако также из их убеждения не дозволено описывать Аллаха Прославляемого над небесами ни то что Он не в земле, и не над Троном, и не то что Он вверху». См. «Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр. 122
Также он сказал: «И убеждением людей Истины (Ахлю аль-Хакк) является, что Аллах далекий от всех недостатков, над Троном, Своей Сущностью». См. «Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр. 126
Он также сказал: «Также многие из его (аль-Ашари) мазхаба очевидно говорят в соответствии со словами Ахлю-Сунна в основе. Затем после объяснения и дальнейшего уточнения, они заканчивают словами мутазилитов. Невежественный человек примет то, что явно, но знающий человек будет говорить только о том, о чем ему известно. Поэтому их вред больше вреда мутазилитов, потому что последние (мутазилиты) сделали ясным свою позицию к Ахлю Сунна и потому, что первые (ашариты и куллябиты) скрытны и пытаются смешаться с людьми истины». См. «Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр 177-181
В частности, в «аль-Ибана аль-Кубра» он говорит: «Наши имамы, такие как Суфьян Ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зейд, Абдуллах ибн Мубарак, Фудейль ибн Ийяд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейх единогласны, что Аллах, Свят Он и Возвышен, Своей сущностью над троном, а Его знание — повсюду, что в День воскресения Его увидят взоры, что Он нисходит на нижнее небо, гневается и бывает доволен, говорит тем, чем пожелает». — Как это передал имам Аз-Захаби в «Ас-Сияр» 17/656.
И сказал в «Рисаля иля ахль Забид»: «Знайте, да наставит нас и вас Аллах, что не было разногласий между творениями, при разнообразии их религиозных групп от самого начала до того времени, когда появились Ибн Кулляб, Аль-Каляниси, Ас-Салихи, Аль-Аш’ари и их современники, которые проявляют себя как опровергающие му’тазилитов, в то время как сокрыто в них, что они сами из них и в худшем положении чем они — не было разногласий, что речь бывает только буквами и звуками, соединенными и упорядоченными».
И там же сказал: «Убеждение приверженцев истины состоит в том, что Аллах Своей сущностью — над троном».