Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو القاسم الطبراني

Абу Касим ат-­Табарани, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся хадисовед

Абуль Касим Сулайман ибн Ахмад ибн Айуб ибн Мутайр аш-Шами ал-Лахми ат-Табарани — имам, один из величайших знатоков хадисов, факих. Родился в 260 году по мусульманскому летоисчислению в местечке Табарийа, расположенном в Шаме.

Он начал собирать хадисы в Шаме, затем в течение тридцати трёх лет путешествовал по мусульманскому миру: Сирия,Ирак,Хиджаз,Йемен в поисках знаний.

ат-­Табарани обучался хадисам у ученых, число которых достигало более одной тысячи.

Его учителя:
Абу Зурах ад-Димашки, Идрис ибн Джафар аль-Аттар, Бишр ибн Муса, Али ибн Абдульазиз аль-Багауи, Мукаддам ибн Дауд ар-Райани,
Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль, Йахъя ибн Айуб аль-Алляф и многие другие.

Его ученики:
Амр ибн Абдул-Халик аль-Басри и Абу Бакр аль-Баззар.

С его слов рассказывали такие ученые как: Ибн Мандах, Абу Бакр ибн Мардавейх, Абу Нуайм аль-Исфахани, Абуль Фадль Мухаммад ибн Ахмад аль-Джаруди и другие.

Его труды:
Автор многих полезных трудов, самыми известными из которых являются
1. «аль-Муджам аль-Кабир»
2. «аль-Муджам аль-Аусат»
3. «аль-Муджам ас-Сагир»
4. «Китаб ад-Дуа»,
5. «Муснаду шамиин»,
6. «Китаб аль-Авваил» и многие другие.

Три сборника «аль-Ма’аджим» имама ат-Табарани:

Ибн Халькан сказал о ат-Табарани: “У него были увлекательные, полезные и редкие труды. Среди них три сборника «аль-Му’джам»”. См. “Мукъаддима ат-Табарани” 1/51.

Имам аз-Захаби сказал: “Не переставали хадисы ат-Табарани быть распространенными, полезными и требуемыми!” См. “ас-Сияр” 16/128.

Имам аз-Захаби, описывая книгу ат-Табарани «аль-Аусат», сказал: “Он говорил про нее: «Эта книга – моя душа». Он утомился при ее составлении, и в ней содержится как ценный (хадис), так и редкий и отвергаемый”. См. “Тазрикатуль-хуффаз” 912.

И то же самое говорил шейх аль-Альбани, упомянув эту книгу и призывая мухаддисов заняться ее исследованием, что в ней содержится как ценный хадис, так и редкий и отвергаемый, цитируя упомянутые слова аз-Захаби. См. “ас-Сахиха” 6/226.

Эту книгу упорядочил и составил по темам и главам хафиз Мухаммад ибн ‘Абдур-Рахман аль-Макъдиси. См. “Ляхз аль-альхаз” 196.

Также один из его сборников упорядочил по главам фикъха и Ибн Бальбан, который упорядочивал по главам и «Сахих Ибн Хиббан». См. “Кашф аз-зунун” 1737.

Имам аль-Хайсами сказал в предисловии этой книги: “Я обратил внимание на «аль-Му’джам аль-Аусат» и «аль-Му’джам ас-Сагъир» Абу-ль-Къасима ат-Табарани и заметил, что в них обильное знание. Они собрали в себя столько знания, которое не постичь требующему знание, кроме как после большого усердия. И я пожелал собрать из них редкие моменты по вопросам фикъха”.

Также аль-Хайсами свой самый известный труд «Маджма’у-ззауаид уа манба’ аль-фауаид» составил из различных сборников, включая три сборника «аль-Ма’аджим» ат-Табарани, в котором он собрал хадисы, которых нет в шести известных сборниках. Этот труд и прославил имама аль-Хайсами в исламской умме. Об этом сборнике аль-Хайсами — аль-Катани сказал: “Он собрал хадисы, которых нет в шести сборниках в одной книге, убрав их иснады и говоря о степени их достоверности, используя правила джарха и та’диля о передачах. Он назвал этот труд «Маджма’у-ззауаид». Это – одна из самых полезных книг по хадисам. Более того, нет второй такой книги и не составлено было ничего подобного в этой отрасли”. См. “ар-Рисаля аль-мустатрафа ли баян машхур кутуб ас-Сунна аль-мушаррафа” 172.

Все это указывает на то, что сборники хадисов имама ат-Табарани всегда имели ценность и имамы придавали им значимость, извлекая из них дополнительные пользы в хадисоведении.

Имам ат-Табарани умер в 360 году по мусульманскому летоисчислению, да смилуется над ним Аллах!

Слова похвалы в адрес Абу Касима ат-­Табарани, да смилуется над ним Аллах

Абу Бакр ибн Аби ‘Али говорил о нем: “Он (ат-Табарани) известнее того, чтобы указывать на его достоинство и знание”. См. “Манакъиб ат-Табарани” 335.

Ахмад ибн Мансур аш-Ширази сказал: “Я записал от ат-Табарани триста тысяч хадисов, и он был надежный”. См. “Табакъат аль-хуффаз” 373.

‘Абдуль-Карим ас-Сам’ани сказал о нем: “Хафиз своего времени, много путешествовал, застал многих шейхов”. См. “аль-Ансаб” 9/35.

Ибн ‘Асакир сказал о нем: “Из числа хафизов, передавших множество хадисов и путешествовавших много”. См. “Тарих ад-Димашкъ” 4/366.

Ибн аль-Джаузи сказал: “Он был хафизом и строжайшим из людей в вопросах религии Аллаха. У него была сильная память и хорошие труды”. См. “аль-Мунтазым” 14/206.

Ибн Нукъта сказал: “От него передавали хадисы его же шейхи, его ровесники и прочие люди. И передали от него Ибн Мардауайх и Абу Ну’айм в своих сборниках «Сахих»”. См. “Такмиля аль-икмаль” 4/42.

Имам аз-Захаби сказал о нем: “Имам, надежный, много путешествовал (в изучении хадисов), мухаддис Ислама”. См. “ас-Сияр” 16/119.

Он также сказал: “Хафиз, выдающийся ученый, довод, муснид этого мира! Он был рыцарем этой науки (хадисоведения)”. См. “Тазкиратуль-хуффаз” 3/912.

Он также сказал: “На ат-Табарани останавливается многочисленность хадисов и высокий иснад. Ведь он прожил сто лет! Он начал слушать хадисы в тринадцать лет и прожил до трехсот шестидесятого года”. См. “аль-Мизан” 2/195.

Он также сказал: “Хафиз, знамя, муснид своего времени. Был надежным, правдивым, обладал сильной памятью. Он был знатоком недостатков хадисов (‘иляль), знатоком о передатчиках и главах. Написал множество трудов”. См. “аль-‘Ибар” 2/105-106.