Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو سعيد الدارمي‎

Абу Са‘ид ад-­Дарими, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, имам, великий учёный, хафиз и признанный авторитет в области критики передатчиков

‘Усман ибн Са‘ид ибн Халид Абу Са‘ид ад-­Дарими ас-­Сид­жис­тани — имам, великий учёный, знаток Сунны, хафиз и признанный авторитет в области критики передатчиков. Защитник Сунны — он был очень опытным в дискуссиях.

Родился за несколько лет до двухсотого года по хиджре. Часто ездил в разные регионы в поисках хадисов.

Ад-Дарими изучал науку хадисов и причин слабости сообщений у Али бин аль-Мадини, Яхьи бин Ма’ина, Ахмада бин Ханбаля. Он превзошёл своих современников в знании Сунны и призыве к ней, в дальновидном и умелом ведении дискуссий.

Он слушал хадисы:
у Абуль-Ямана, Яхьи бин Салиха аль-Вахази, Са’ида бин Абу Марьям, Муслима бин Ибрахима, Абдуль-Гаффара бин Дауда аль-Харрани, Сулеймана бин Харба, Абу Саляма ат-Табузаки, Ну’аима бин Хаммада, Абдуллаха бин Салиха писца аль-Лейса, Мухаммада бин Касира, Мусаддада бин Мусархада, Абу Таубы аль-Халяби, Абдуллаха бин Раджа аль-Гудани, Абу Джа’фара ан-Нуфайли, Ахмада бин Ханбаля, Яхьи бин Ма’ина, Али бин аль-Мадини, Исхака бин Рахавайха, Фарва бин аль-Магара, Абу Бакра бин Абу Шейба, Яхьи аль- Химмани, Сахля бин Баккара, Абу ар-Раби’а аз-Захрани, Мухаммада бин аль-Минхаля, аль-Хайсама бин Хариджи, и у многих других в Мекке и Медине, в странах Шама, в Египте и Ираке, в аль-Джазире и неарабских территориях.

От него передавали хадисы:
Абу Амр Ахмад бин Мухаммад аль-Хири, Мухаммад бин Ибрахим Саррам, Муаммаль бин аль- Хусейн, Ахмад бин Мухаммад бин аль-Азхар, Мухаммад бин Юсуф аль-Харави, Абу Исхак бин Ясин, Мухаммад бин Исхак аль-Харави, Ахмад бин Мухаммад бин Абдус ат-Тараифи, факих Абу ан-Надыр Мухаммад бин Мухаммад ат-Туси, Хамид ар-Раф- фа, Ахмад бин Мухаммад аль-Анбари, Абуль-Фадль Я’куб аль-Карраб, и многие другие из жителей Герата и Нисабура.

Автор книг:
1. «Муснад»
2. «ар-­Радд ‘аля аль-­Джахмия» («Опровержение джахмитских воззрений»). Читать!
3. «Накд аль-имам Абу Са‘ид Усман ибн Са‘ид аля аль-­Мариси аль-­Джахми аль-‘Анид, фима ифтара ‘аля Аллах ‘Азза ва джал мин ат-таухид» («Искоренение лжи упрямого джахмита аль-­Мариси относительно Единобожия»). Читать!

Как прекрасны строки Ибн аль-­Каййима аль-­Джаузийя:

Посмотри на слова указывающего верный путь —
‘Усмана ад-­Дарими, духовного наставника.
Написанное им “Опровержение” и “Искоренение” —
Две суннитские книги, служащие для нас маяками.
Они сокрушили фундаменты секты джахмитов,
И их крыши рухнули вместе со стенами.
См. известную касыду «ан-Нунийа» 1/91.

Было сказано, что он был одним из тех, кто поднялся против Мухаммада ибн Каррама, основателя секты «Каррамия», и изгнал его из Герата.

‘Усман ад-­Дарими умер в 280 году по мусульманскому летоисчислению.

См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 13/319–326 с сокращением.

Слова похвалы в адрес Абу Са‘ид ад-­Дарими, да смилуется над ним Аллах

Аль-­Хасан ибн Сахиб аш-­Шаши сказал: «Я спросил Абу Дауда ас-­Сиджистани (автора книги “Сунан Абу Дауд”) об ‘Усмане ибн Са‘иде, и он ответил [мне]: “От него мы взяли хадисы”». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 13/319–326 с сокращением.

Ибн Хиббан сказал о нём: «Один из имамов мира — он передавал от Абу аль-­Уалида и от жителей Ирака». См. «ас-Сикат» 8/445.

Аль-Хаким поведал: «Я слышал, как Мухаммад бин аль- Аббас ад-Дабби сообщил от Абуль-Фадля Я’куба бин Исхака аль-Карраба: «Мы не видели никого, кто сравнился бы с ‘Усманом бин Са’идом. ‘Усман бин Са’ид сам не встречал подобного себе. Он обучался нравственности у Ибн аль-А’раби, фикху — у Абу Я’куба аль-Бувайты, хадисам — у Ибн Ма’ина и Ибн аль-Мадини, и продвинулся далеко вперёд в этих науках, да смилуется над ним Аллах!»».

Абу Хамид аль-А’мащи сказал: «Среди мухаддисов я не видел подобных Мухаммаду бин Яхье, ‘Усману бин Са’иду и Йакубу аль-Фасави».

Усман бин Са’ид объявил: «Кто не собрал хадисы Шу’бы, Суфьяна, Малика, Хаммада бин Зейда и Суфьяна бин Уеййны, тот — банкрот в области Сунны», т.е. он подразумевал, что такой человек не достиг степени знатока Сунны.

Если бы кто-то захотел собрать хадисы, переданные лишь ас-Саури, и записать их полностью с иснадами, отличить достоверные от слабых, то его сборник получился бы в десяти томах.

Мухаддис Яхья бин Ахмад бин Зияд аль-Харави, ученик Ибн Ма’ина, поведал: «Во сне я видел, как кто-то сказал: Усман, т.е. ад-Дарими, обладатель великого удела.»

Мухаммад бин аль-Мунзир Шукр рассказывает: «Я слушал Абу Зур’у ар-Рази, и задал ему вопрос об ‘Усмане бин Са’иде. Он ответил: «Он наделён умением прекрасно составлять письменные труды»».

Абуль-Фадль аль-Джаруди охарактеризовал: «Усман бин Са’ид был имамом, примеру которого следуют при его жизни и после смерти».

См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 13/319–326 с сокращением.