Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو يوسف
Абу Юсуф Я‘куб ибн Ибрахим ибн Хабиб ибн Хунайс ибн Са’д ибн Хабда аль-Ансари аль-Куфи, товарищ Абу Ханифы — имам, знаток, выдающийся учёный, хадисовед, шариатский судья.
Он долгое время обучался у Абу Ханифы и являлся достойнейшим и самым знающим его учеником. Занимал должность кадия Багдада при трёх халифах и первым получил титул «верховный кадий».
Автор книг «Асар» (сборник хадисов, переданных имамом Абу Ханифой), «Харадж» (сборник хадисов о налогооблажении в исламе), «Адаб аль-кади» (об этикете в мусульманском судопроизводстве), «Ихтиляф Абу Ханифа ва Ибн Абу Ляйля» (о разногласиях между двумя выдающимися куфийскими имамами) и других сочинений по мусульманскому праву и истории ислама.
Я‘куб Абу Юсуф умер в 182 году по хиджре. См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 8/535.
‘Аббас ад-Дури передал от Ибн Ма’ина (4/474), что он сказал: “Абу Юсуф – это сторонник хадиса и приверженец Сунны!”
Абу Юсуф же сам говорил: “Кто заявляет, что его иман подобен иману Джибриля, тот приверженец нововведения!” См. “Тазкиратуль-хуффаз” 1/293.
Также он говорил: “Иман – это слова и дела, и он увеличивается и уменьшается”. См. “ас-Сикъат” 7/645.
Поэтому имам Ибн Хиббан несмотря на свое предвзятое отношение к ханафитам хвалил Абу Юсуфа и говорил, что акыда его была саляфитская.
Ибн Халликан говорит: «Къади Абу Юсуф был родом из Куфы. Был факъихом и хафизом (в хадисах)».
Далее приводит Ибн Халликан в книге «Вафайят аль-А’йан ва-Анба’ абна’ аз-Заман».
Он передавал от: Абу Исхак аш-Шайбани, Суляйман ат-Тайми, аль-А’маш, Яхья ибн Са’ид аль-Ансари, Хишам ибн ‘Урва, Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар и от других малых таби’инов.
Получал знания у Мухаммада ибн ‘Абдуррахмана ибн Абу Лейлы, а потом у Абу Ханифы. Но несмотря на то, что он придерживался мазхаба Абу Ханифы, у него были некоторые расхождения с ним в вопросах фикъха.
От него передавали: Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, Бишр ибн аль-Валид, имам Ахмад, Яхья ибн Ма’ин и многие другие.
Позже жил в Багдаде.
Был къадыем /судья/ при правителях: Махди, аль-Хади и Харун ар-Рашид.
Халиф Харун ар-Рашид его очень почитал и уважал.
Абу Юсуф первый, кого стали называть «верховным судьей» или «судья судей».
Сказал аль-Мууаффакъ аль-Макки аль-Хауаризми: “Поистине, Абу Юсуф был первым, кто составил труды по усуль аль-фикъх согласно мазхабу Абу Ханифы”. См. “Манакъиб аль-имам аль-а’зам” 2/245.
А Ибн Надим писал, что первыми составили книги по усуль аль-фикъх – Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани, и он сказал, что у Мухаммада аш-Шейбани следующие книги по усулям: «Иджтихад ар-раъи», «Усуль аль-фикъх» и «аль-Истихсан». См. “аль-Фихрист” 287.
- Однако многие исследователи утверждали, что эти слова не больше, чем заявление, не подтверждённые фактами, и что однозначно первым, кто был из числа имамов, написавших труд по усуль аль-фикъх – это был имам аш-Шафи’и! См. “аль-Фикр аль-усули” 61, “Муртакъа аль-усуль” 29.
- Сказал аз-Заркаши: “Первым, кто составил труд по усуль аль-фикъх – был аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах. По этой теме он составил книгу «ар-Рисаля», книгу «Ахкам аль-Къуран», книгу «Ихтиляф аль-хадис», «Ибталь аль-истихсан», книгу «Джумма’ аль-‘ильм» и книгу «аль-Къияс»”. См. “аль-Бахр аль-мухит” 1/10.
- А ас-Суюты вообще заявил про наличие единогласного мнения /иджма/ на этот счёт, сказав: “Установлено единогласное мнение в том, что аш-Шафи’и был первым, кто установил науку по усулю, ибо он был первым, кто говорил об этом и кто написал на счёт этого отдельные труды”. См. “аль-Фикр ас-сами” 1/404.
У ученых того времени была отличительная одежда. Говорят, что Абу Юсуф первый кто изменил одежду ученых.
У таких больших ученых как имам Ахмад, Яхья ибн Ма’ин и ‘Али ибн аль-Мадини, не было разногласий в том, что Абу Юсуф надежный передатчик.
Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Абу Юсуф был хафизом, посещал уроки мухаддисов и заучивал за один раз 50 или 60 хадисов. После этого он мог диктовать их людям». Ибн ‘Абдульбарр, «аль-Интикъа».
аль-Хатиб аль-Багдади приводит историю, рассказанную самим Абу Юсуфом: «Мой отец умер рано, когда я был еще ребенком и оставил меня матери. Она отдала меня в услужение одному портному. Но я оставлял его и уходил на уроки к Абу Ханифе. Я слушал и заучивал то, что он говорил, а моя мама приходила к портному брала меня за руки и уводила домой. Абу Ханифа уделял мне большое внимание. Он видел мои стремления к знаниям. Когда это повторилось, моя мать пришла к Абу Ханифе и сказала: “Ты испортил моего ребенка! Он сирота, а я кормлю его работая и хочу, чтобы он работал и зарабатывал”. Абу Ханифа сказал:“Оставь его, он посредством того, что я ему даю, научиться есть пастилу, смазанную фисташковым маслом». Она сказала ему: «ты уже постарела и у тебя нет разума”. После этого Аллах поднял меня принёс пользу посредством этих знаний и возвысил, сделав меня судьей. И я сидел с Харуном ар-Рашидом и ел с ним за одним столом. И один раз к нам поднесли пастилу с фисташковым маслом. Харун сказал: “Не каждый день делают нам подобное”. Я спросил его: “Что это?”. Он ответил: “Это пастила, смазанная фисташковым маслом”. И тогда я рассмеялся. Харун спросил о причине моего смеха, на что я ответил: “Ничего серьезного”. Но он настоял на том, чтобы я ему рассказал, и я рассказал ему эту историю, которая произошла со мной в детстве. И тогда Харун сказал: “Знание приносит пользу и в этом мире и в мире вечном. Да помилует Аллах Абу Ханифу. Если Абу Ханифа не мог видеть глазами, то он мог видеть сердцем”».
Однажды один иудей увидел Шариатского судью Абу Юсуфа в полуденное время, ехавшего верхом на муле, а иудей шёл пешком, голодным и обессиленным. И этот иудей сказал судье: «Ваш Пророк ﷺ говорил: “Мир этот — тюрьма для верующего и Рай для неверного”. Абу Юсуф сказал: «Да». Иудей сказал: «Ты в тюрьме, а я в раю, при таком положении!?». Абу Юсуф сказал: «Да, о враг Аллаха! Я, по сравнению с тем, что приготовил для меня Аллах из по-чета в последней жизни, в тюрьме, а ты, по сравнению с тем, что приготовил для тебя Аллах из наказания в последней жизни, в раю» .
Тальха ибн Мухаммад ибн Джа’фар сказал: «Абу Юсуф является известным ученым с явными достоинствами и является самым знающим в свое время, и никто не опередил его в знаниях. Он является пределом желаний, требующих знание. Он является тем, кто написал труды об основах мазхаба Абу Ханифы. Он преподавал и распространил его мазхаб».
Мухаммад ибн аль-Хасан говорил: «Один раз Абу Юсуф заболел так, что все думали, что это безнадежно. Абу Ханифа навестил его, и мы были вместе с ним. Абу Ханифа после этого визита вышел, облокотился на порог его дома и сказал: «Если этот юноша умрет, то умрет тот, кто является самым знающим на этой земле».
Абу Юсуф рассказывал: «Однажды аль-А’маш спросил меня о каком-то вопросе, и я ответил ему. Он спросил: “Откуда у тебя это знание?”. На что я ответил: “От того хадиса, который ты мне передал”. аль-А’маш сказал: “О Якъуб, я знал этот хадис еще до того, как твои родители встретились, но до сих пор я не знал его толкования”».
Хишам ибн Яхья сказал: «Абу Юсуф знал Тафсир, было у него знания о военных походах, также хорошо знал об истории арабов. Не было среди учеников Абу Ханифы подобного ему».
Передается от Ма’руфа аль-Кархи одна история. В один из дней Ма’руф аль-Кархи отправил человека к дому Абу Юсуфа, когда тот болел. Отправляя его Ма’руф сказал: «Я думаю, что он уже умер. Если ты увидишь погребальную молитву, то сразу же сообщи мне чтобы я присутствовал на ней». Когда человек, как только зашел к дому Абу Юсуфа, его уже выносили. Тут же провели погребальную молитву и похоронили рядом с домом. Тот человек не успел вернуться и оповестить Ма’руфа о джаназе. Когда тот вернулся и рассказал Ма’руфу об этом, то он очень сильно расстроился. Тот человек сказал: «О Абу Махфуз, ты опечален относительно того, что не прочел погребальную молитву над человеком, который служил у правителей?» Ма’руф ответил: «Я видел сон, будто я вошел в рай и меня завели во дворец где были расстелены постели, ложа, диваны и были опущены занавесы. В этом месте ходили юноши. Я спросил: «Кому принадлежит этот дворец?». И мне ответили: «Абу Юсуфу». Я сказал: «Субханаллах! Чем он заслужил это пред Аллахом?» И ответили: «Тем, что он обучал людей и тем что он терпел плохое отношение со стороны людей». Имам аль-Курайши, «аль-Джавахируль-Музия фи Табакат аль-Ханафия»