Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
محمد بن إسماعيل البخاري
Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джуфи аль-Бухари, более известен как имам аль-Бухари. Родился в пятницу 11-го числа месяца шавваль 194 года по мусульманскому летоисчислению. С малых лет начал изучение Корана и религиозных дисциплин. Много путешествовал по Хорасану, Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту, обучившись почти у всех видных знатоков хадисов того времени. Сыграл исключительную роль в развитии хадисоведения.
Его ученики:
Были имамы Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Абу ад-Дунья, Ибн Хузайма и др.
Его труды:
1. «аль-Джами‘ ас-сахих» (больше известен как «Сахих аль-Бухари»)
2. «аль-Адаб аль-муфрад» (сборник хадисов о нравственных качествах, нормах поведения и т. д.)
3. «ат-Тарих аль-кабир» (сведения о передатчиках хадисов)
4. «Куна» (сведения об учёных, известных по куньям)
5. «Хальк аф‘аль аль-‘ибад»
«ат-Тафсир аль-кабир» и других сочинений, некоторые из которых утеряны.
Имам аль-Бухари умер в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году по мусульманскому летоисчислению. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы.
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 12/391–471 с сокращением; «Шарх ан-Навави ‘аля аль-Бухари» с. 23–24.
ат-Тирмизи сказал: «Ни в Ираке, ни в Хорасане я не видел человека, который знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах, лучше аль-Бухари».
Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал: «Позволь мне поцеловать тебе ноги, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», — после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу. Имам аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, и когда он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 12/391–471 с сокращением; «Шарх ан-Навави ‘аля аль-Бухари» с. 23–24.