Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

الفضيل بن عياض

аль-­Фудайль ибн ‘Ийяд, да смилуется над ним Аллах

великий имам, знаток хадисов

Абу ‘Али Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд ибн Мас‘уд ат-Тамими — великий имам, знаток хадисов, пример для подражания, был набожным человеком, заслуживающим доверия.

Аль-Фудайль родился в Самарканде в 107 году по мусульманскому летоисчислению. Среди его учеников такие имамы, как ‘Абдуллах аль-Мубарак, аш-Шафи‘и и другие.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд — за усердие в поклонении Аллаху его прозвали «‘Абид аль-Харамейн» “поклоняющийся в двух Священных мечетях”.

Умер в день ‘Ашура в 187 году по мусульманскому летоисчислению.

Достоверен ли рассказ о том, что аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, да смилуется над ним Аллах был разбойником?

аль-Фудайль ибн ‘Ийяд был разбойником с большой дороги и грабил торговые караваны следующие из одного города в другой. Причем делал он это в одиночку без чей-либо помощи и поддержки. Каждый из таких караванов должен был дать ибн ‘Ийяду что-либо ценное, когда проходил по его дороге. И все его боялись. И вот однажды, в один из дней он увидел женщину, которая ему понравилась.
И он решил взять ее в жены. Узнав в каком из дворов она проживает он тайком взабрался на забор того дома, чтобы вновь увидеть ее и тут услышал, что во дворе дома кто-то читает Коран… Читающий дикламировал аяты из Суры «аль-Хадид» и услышал ибн ‘Ийяд — повисший на заборе дома, как тот прочел 16 аят в котором Всевышний Аллах сказал:
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, — и воскликнул оттуда Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, которой почувствовал, что словно Аллах обращается именно к нему — да мой Господь, сердца верующих должны смириться и они уже усмирились перед Тобой! и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? Затем он слез с забора и задумавшись удалился… Пройдя какое-то расстояние он заметил заброшенный дом в котором никто не жил, и решил в нем сесть и подумать, словно он был в спячке и вдруг прозрел! Но подойдя к нему поближе он понял, что дом не пустует и услышал, что из него доносятся чьи-то голоса и в нем разместились на ночевке путники, и он прислушался к их разговору… Они вели дискуссию. Некоторые из них сказали: — давайте выступим в путь. Но другая группа им возразила: — Нет, нет! Как же мы можем отправиться, если разбойник Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сейчас на дороге. Вы что, хотите, чтобы он нас обчистил до нитки?! — А Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в это время сидит около них, — Не стоит. Лучше переждать до утра. И задумался ибн ‘Ийяд о том, как же они опасаются его. И произнес: — О мой Господь я каюсь перед Тобой и чтобы быть праведным в своем покаянии я отправлюсь к Каабе и буду постоянно жить рядом с ней. И он покинув Куфу отправляется в Мекку. И начинает требовать знания, а в последствии становится большим ученым.

Сей рассказ наиболее распространенный из существующих рассказов о покаянии аль-Фудайль бин ‘Ияда, да смилуется над ним Аллах. Его приводит Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» 48/384.

Среди передатчиков этой истории Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Салями – Мухаммад бин аль-Хусайн ас-Салями.

Абу Бакр аль-Хатыб, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Мухаммад бин Юсуф аль-Каттан сказал мне: «Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Салями был незаслуживающим доверия передатчиком, и он выдумывал хадисы для суфиев»” См. «Тарих Багдад» 2/248, Ибн аль-Джаузий «ад-Ду’афа уа аль-Матрукун» 3/52.

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, упомянув его в работе «Полезное о слабых [передатчиках]» сказал: “Высказались о нем [неблагоприятно]. Он не является заслуживающим безусловного доверия” См. «аль-Мугни фи ад-Ду’афа» 2/571.

В труде «Соразмерные весы для критической оценки передатчиков» он также сказал: “Высказались о нем [неблагоприятно]. Он не является тем, на кого можно опираться” См. «Мизан аль-И’тидал фи накд ар-Риджаль» 3/523.

А шейх аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, о нем сказал так: “Сам он из религиозных, праведных, достойных и благих людей. Многие его рассказы, которые он передает, достоверны. Но он также иногда передает слабые рассказы и даже вымышленные, зная, что они являются ложью” См. «Маджму’а ар-Расаиль уа аль-Масаиль» 1/29.

Существуют и несколько других версий покаяния аль-Фудайль бин ‘Ияда, да смилуется над ним Аллах.

Одну из них в «Истории Багдада» упоминает Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, в которой сообщается, что один из соседей аль-Фудайля бин ‘Ияда сообщил, что аль-Фудайль в одиночку разбойничал на дорогах. И вот в одну из ночей он вышел совершить очередной разбой. Он подобрался к каравану, который остановился на ночлег, и услышал, как некоторые говорят друг другу: “Отправляйтесь с нами к этому поселению, ибо дальше впереди находится человек, разбойничающий на дорогах, по имени аль-Фудайль”. От этих слов Фудайля охватил страх, и сказал им: “О, люди! Я аль-Фудайль, проезжайте! И клянусь Аллахом, [с этого времени] я буду предельно стараться больше никогда не ослушаться Аллаха”. После этого он возвратился к себе домой и оставил то, чем ранее промышлял.

Один из передатчиков этого сообщения Ибрахим бин аль-Лайс ан-Нахшаби, который неизвестен знатокам и передатчикам хадисов. Не упоминается также и имя соседа аль-Фудайль бин ‘Ияда, передавшего всю эту историю, поэтому и он является неизвестным.

Третий рассказ передает тот же Ибн ‘Асакир в «Истории Дамаска», и в нем сообщается, что аль-Фудайль как-то вечером вышел, намереваясь напасть на караван. Он услышал, как некоторые из проезжавших людей этого каравана говорили: “[Скорее] проходите это место, дабы случаем Фудайль не встретил нас и не отнял все, что у нас с собой есть”. Услышав эти слова аль-Фудайль бин ‘Ияд призадумался и опечалился. Он сказал: “Эти люди боятся меня лютым страхом”. Затем он подошел к ним (они не знали, что он и есть аль-Фудайль), поприветствовал их и сказал: “Этой ночью вы остановитесь у меня и будете в безопасности от Фудайля”. Они возликовали и отправились вместе с ним. Разместив их у себя аль-Фудайль вышел в поисках корма для их животных, а когда вернулся, услышал, как кто-то из них читает: «Разве не наступило время для тех, которые уверовали, чтобы смирились их сердца при упоминании Аллаха и [когда они слышат] то, что Он ниспослал из истины» (Коран; сура 57, аят 16). Тут аль-Фудайль стал громко и протяжно кричать, разорвал на себе одежду, а затем сказал: “[Да! О, Господь!] Уже пришло время

Один из передатчиков этого сообщения Абу аль-Хасан ‘Али бин ‘Абдуллах бин аль-Хасан бин Джахдам аль-Хамазани аль-Муджауир.

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, о нем сказал: “Он не заслуживает доверия, и был обвинен [в некоторых вещах]. Ибн Хайрун сказал: «Также было сказано, что он лжет»” См. «Сияр А’лям ан-Нубаля» 17/276.

Также имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах в труде «Соразмерные весы для критической оценки передатчиков» сказал: “Он был обвинен в измышлении хадисов” См. «Мизан аль-И’тидал фи накд ар-Риджаль» 3/142-143.

Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллах сказал: “‘Али бин ‘Абдуллах бин Джахдам — Абу аль-Хасан ас-Суфи, автор «Бахджату аль-Асрар». Он был шейхом суфиев, скончался в Мекке. О нем говорили, что он был отъявленным лжецом” См. «аль-Мунтазам фи Тарих аль-Мулюк уа аль-Умам» 8/14.

Заключая вышеизложенное, можно сказать, что вопрос правомерности заявления о достоверности истории становится актуальным и хотелось бы иметь научное доказательство, подкрепляющее данное утверждение.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Наиболее известные асары от  аль-Фудайля ибн ‘Ийяда, да смилуется над ним Аллах

аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Ты хочешь Рая, в котором пророки и правдивые? Ты хочешь стоять в рядах вместе с Нухом, Ибрахимом и Мухаммадом, благословение им и мир? За какие же дела? За какие страсти, которые ты оставил ради Аллаха, Всемогущ Он и велик? Из-за какого близкого, которого ты оставил ради Аллаха? Из-за какого далекого, которого ты приблизил ради Аллаха?».
Затем сказал, да помилует его Аллах: «Шайтан не оставляет человека, пока не обманет его любым путем. Он вытянет из него то, что он расскажет о своих делах. Может быть он совершит много тавафа и скажет «какой приятный таваф был ночью». Или он постился и скажет «каким тяжелым был сухур и какая сильная жажда». И если ты сможешь не рассказывай и не говори. Если ты красноречив, то скажут «до чего он красноречив, и как прекрасна его речь, и прекрасен его голос». Это обольстит тебя и ты начнешь важничать, а если ты не красноречив и у тебя нет прекрасного голоса, то скажут «он не может нормально рассказывать и у него нет прекрасного голоса». Если тебя это опечалит и станет тяжким для тебя, то ты делал на показ, а если ты сядешь и заговоришь, не обращая внимания на того, кто тебя порицает и на того, кто тебя хвалит, то говори». См. Хильяту аль-Аулия, 8/91
«Раб боится Аллаха по мере своих знаний о Нём». См. «ас-Сияр», 8/427.
«Всевышний ревнует сердце верующего к тому, чтобы в нём было нечто такое, в чём находил бы он радость и успокоение. Поэтому, Аллах омрачает этот мир и его обитателей для него, дабы человек был склонен и привязан только к Нему». См. «аль-Адабу-ш-Шар‘ийя», 3/582.

«Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия». См. «Шарх усуль аль-и’тикъад» 1/138.

  • Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее — они объединяются, а если не находят общего — они расходятся».
  • Этот хадис передали аль-Бухари в своём «Сахихе» (3336) и «аль-Адабуль-муфрад» (900) со слов ‘Аиши; Ахмад (2/295, 527, 539), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (901), Муслим (2638), Абу Дауд (4834), Ибн Хиббан (6168) со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (8912) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен ими Аллах.
  • Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2768), «Сахих аль-Адабуль-муфрад» (691, 692).
  • Ибн Батта сказал: «Правдив был аль-Фудайль, да смилуется над ним Аллах, ибо мы своими глазами видим такое проявление». Ибн Батта «аль-Ибана» (429).

«Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, “а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!” (аль-Бакъара 2: 269)».  См. «Ахлякъуль-‘уляма» 63.

«Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!» См. «аль-Азкар» 238.

«Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя». Его спросили: «Как это о Абу ‘Али?!» Он ответил: «Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!» См. «аль-Хилия» 8/91 и «Табакат аль-ханабиля» 2/36.

«Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!» аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.

«Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!» См. «Хильятуль-аулия» 8/104.

«Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!» аль-Лялякаи 262.

«Верующий покрывает и даёт добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает» См. «Сорок Хадисов» имама ан-Науауи 36.

«Приверженцы Сунны — это те, кто знает о том, что поподает им желудок только дозволенное!» аль-Лялякаи 51.

«Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы». См. Ибн аль-Джаузи «Сайд аль-хатир» 601-602.

Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67: 2).
аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: «Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!» Его спросили: «А что значит: искренними и правильными?» Он ответил: «Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным — то, что соответствует Сунне». Абу Ну’айм в «Хилия» 8/95.

«Для нас постигшим является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас являются обладающие щедрыми душами и чистыми сердцами и проявляющие искренность по отношению к людям». См. «Сорок Хадисов» имама ан-Науауи 35.

«Прекращение совершения добрых дел ради людей — рия, и совершение добрых дел ради людей — малый ширк. Настоящая искренность в делах — это когда Аллах хранит тебя от обеих этих крайностей». См. Абу Аммар Ясир аль-Каси «Рия — скрытый ширк» 33.

«Аллах низвел откровение некоторым пророкам: «Если ослушается Меня тот, кто знает меня, то Я дам над ним власть тому, кто не знает Меня». См. Ибн аль-Каййим «Ад-да’а уа дауа» 64.

«Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим». См. Абу Малик Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин «Уникальное пособие для ищущих знание» 32.

«В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, на сколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!» Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 48/426.

«Не завидуйте судьям/къадиям/ и милостиво относитесь к подчинённым! Тот, кто стал судьёй, тот зарезан без ножа. И следует судье, которому поручено судить, который испытан тем, что назначен судьёй, проводить один день в проведении судебных процессов, а второй день в плаче, потому что завтра он будет предстоять перед Всевышним Аллахом». Абу Бакр аль-Марвази в «Ахбару шуйух ва ахлякъихим».

«Кто выдал замуж свою близкую за приверженца нововведений, тот порвал с ней родственную связь!» аль-Барбахари в «Шарху-Ссунна» 139.

«Просьба о прощении без прекращения совершения греха является покаянием лжецов». См. «аль-Азкар» 489.

«Когда злословие (клевета) появляется, братство ради Аллаха пропадет; и в такой ситуации ты будешь как вещи, покрытые золотом или серебром: деревянный изнутри, (только) выглядящий хорошо снаружи». Абу Ну’айм в «Хилья аль-аулия, 3/стр. 395.

«Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!» См. «аль-Ибана» 1/24.

«Клянусь Аллахом, тебе не дозволено причинять страдания собаке или свинье без права. Так как же ты причиняешь страдания и обижаешь мусульманина?» См. «ас-Сияр», Сияр 8/427.

«Нет ничего более тяжелого на земле, чем отказ от желаний и страстей».
См. «аль-Хилья», 8/98.

«Я хочу, чтобы между мной и приверженцами нововведений была железная крепость». См. аль-Лялякаи в «ас-Сунна», 1149.

«Если джахмит скажет тебе: “Я не верую в Господа, который спускается (на нижнее небо)”, то ответь ему: “А я верую в Господа, который делает то, что пожелает”». См. аль-Лялякаи, 2/452

«Я обнаружил, что моя душа чувствует симпатию к людям, которые зовутся друзьями, после чего испробовал на практике (их дружбу), в результате убедился в том, что большинство из них завистники в отношении (имеющихся у меня) благ, они не покрывают малую оплошность человека, не знают о правах своего товарища, не помогают материально своему другу. Я поразмыслил над этим и понял, что многие из них завидуют тем благам, которыми обладает человек. Всевышний Аллах ревнует, когда сердце верующего испытывает симпатию к чему-либо помимо Него, от чего Аллах делает нелестным для человека этот мир и их обитателей для того, чтобы он был привязан только к Аллаху.
Необходимо, чтобы ты относился ко всем людям как к знакомым, не раскрывая своих секретов кому-либо из творений Аллаха. Тебе следует брать в друзья только тех, кто поможет в трудную минуту. Обращайся с такими “знакомыми” поверхностно и общайся с ними только при необходимости с осторожностью, затем удались от них и займись своим делом, уповая на своего Творца, ведь только Он приносит благо и только Он удаляет зло». См. «аль-Адаб аш-Шари’а», 3/582.

«Тот, кто возвеличит повеление Аллаха, того и Аллах возвеличит, и без (наличия или отсутствия у него) благородного происхождения». См. аль-Маруази в «Ахбару-ш-Шуюх уа ахлакъухум».

«Если ты прекратишь надеяться на творения, пока ты не попросил их о чём-либо, то клянусь Аллахом, Он дарует тебе всё что ты пожелаешь». См. «Расаилу Ибни Раджаб», 3/173.

«Придёт в Судный День этот мир в своих украшениях и блеске, кичливо и хвастливо, и скажет: “О Господь, сделай меня местом обитания для твоих лучших рабов!” Всевышний Аллах так ответит ему: “Я не считаю тебя достойным их. Потому что, ты — ничто. И поэтому, стань развеянной пылью!”». См. Ибн Аби ад-Дунья в «Заммид-Дунья», 125.

«О мискин!
Ты — злодей, а думаешь, что ты — благодетель.
Ты невежда (джахиль), а думаешь, что ты — знающий (‘алим).
Ты — скупой, а думаешь, что ты — щедрый.
Ты — глупый, а думаешь, что ты — разумный.
Твой срок короткий, а надежда далекая».

Я сказал (аз-Захаби): «Клянусь Аллахом он (т.е. ибн ‘Ийяд) сказал правду,
ты — несправедливый, а считаешь себя притесненным,
ты ешь запретное, а считаешь себя очень религиозным,
ты — нечестивец, а убежден, что ты — справедливый,
ты требуешь знания ради мирского (Дунья), а думаешь, что ты требуешь ради Аллаха». См. «ас-Сияр», 7/405.

«Что тебе до того, что тебя не будут хвалить люди? И что тебе до их порицания, если они будут тебя порицать, а у Аллаха ты будешь хвалимым?» См. «Хильяту аль-Аулия», 8/88.

«Если вы можете оставаться неизвестным, то сделайте это. Какой вред от того, если никто не знает вас? Какой вред от того, если никто не хвалит вас?». См. «ат-Тавааду валь-Хумуль», 43.

«Если ты настолько отчаялся в созданиях, что не желаешь от них ничего, то обязательно даст тебе твой Покровитель всё, что ты хочешь!»
См. «Джами’ аль-’улюм аль-хикам», 459

«Кто будет искать для себя брата, у которого не было бы какого-либо порока, тот останется в одиночестве».
См. «Раудатуль Угаля», 169.

«Если предёт к тебе один мужчина с жалобой на другого, то скажи ему: “О брат мой, прости его. Ведь прощение ближе к богобоязненности”. А если скажет тебе: “Моё сердце не может прощать, и я буду отстаивать свои права в соответствии с установлением Аллаха!” Тогда ответь ему так: Если желаешь совершить правдивый поступок, то требуй свои права только в равноценном (приченённой тебе несправедливости) количестве. В противном случае вернись на путь прощения. Ведь границы прощения обширны. Потому что тот, кто простит и улучшит (взаимоотношения), то награда такого человека за Аллахом. И тот, кто может простить, спокойно спит по ночам у себя в постели. А тот, кто желает победы для себя, не может уснуть, всё размышляя об этом». См. «Хильяту аль-Аулия», 2/337.

«Если кто увидев порочный поступок своего брата по вере, вместо наставления его на исправление своей ошибки, улыбнувшись ему станет смеяться, то такой будет из тех, кто предал своего брата по вере». См. ад-Динауари в ’’аль-Муджаласяту уа Джауахируль ильм’’, 5/115.

«Если я вижу бид’атчика, то, как будто я вижу мунафика». См. «Шарху Сунна Барбахари», 127.

«Музыка и песни содействуют (подталкивают к) прелюбодеянию». См. Ибни Аби-д-Дунья.

«Если ты не способен выстаивать молитву ночью, и поститься днём — то знай что ты лишённый, и закованный. Заковали тебя твои грехи». См. «Хилья аль-Аулия» 8/96.

«Кто боится Аллаха — не повредит ему ничто, а кто боится кого-либо помимо Аллаха — не принесет ему пользы ничто». См. «Хильяту аль-Аулия», 8/88.

«Признаком аскетизма в отношении этого мира и людей является то, что ты не любишь, когда люди хвалят тебя и не придаёшь значения их порицаниям. И пусть не беспокоит тебя безизвестность и отсутствие похвалы. Если ты достоен похвалы у Аллаха, то пусть твоё порицание в глазах людей не огорчает тебя». См. «Хилья аль-Аулия» 8/9.

«Не позволительно общаться с человеком, у которого дурной нрав. Потому что такой будет призывать только ко злу». См. «Масавиу аль-ахлакъ», 20.