Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

عز الدين بن عبد السلام

‘Иззу-дин ибн ‘Абдуссалям, да смилуется над ним Аллах

шейхуль-ислам, имам, выдающийся законовед, один из больших ученых своего времени, пример смелости в деле защиты истины, порицания лжи и несправедливости, получившего почетное имя «Султан-уль уляма» /«правитель ученых»/

Абу Мухаммад ‘Иззу-дин ибн ‘Абдуссалям ибн Абу-ль-Касим ас-Суламий, аш-Шафиий – шейхуль-ислам, имам, выдающийся законовед, один из больших ученых своего времени, пример смелости в деле защиты истины, порицания лжи и несправедливости, получившего почетное имя «Султан-уль-‘уляма» /«правитель ученых»/, родился в 577 году хиджры.

Как пишет имам ас-Субкий в «Табакат Аш-шафиия», аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям происходил из бедной семьи, далекой от мира науки. Он вырос и жил в Дамаске, учился у великих ученых своего времени, пока его не вынудили переселиться в Египет, где его встретили со всеми почестями.

Бедность и нищета не стали для ‘Иззу-дина ибн ‘Абдуссаляма помехой в поиске знаний.

«Не было такого, чтобы я не начинал изучение какой-либо науки у шейха, как я заканчивал у того же шейха то, что начинал; и такого, чтобы я доходил до середины, и шейх не говорил: “Теперь мне нечему тебя учить, ты можешь продолжить самостоятельно”, — но, тем не менее, я не уходил от него, пока не заканчивал то, что начинал», — писал имам ибн ‘Абдуссалям.

Также он рассказал: «В течение 30 лет я не засыпал до тех пор, пока не повторял про себя все известные мне разделы по фикху (абвабуль ахкам)».

Судья Бадру ад-дин ибн Джамаа рассказал, что однажды жена имама передала ему немного денег, на покупку небольшого сада, где они могли бы временами отдыхать. Шейх раздал эти деньги нуждающимся, которых он встретил по дороге. Когда он вернулся домой, жена спросила его: «О мой господин, купил ли ты нам сад?» Он ответил: «Да, купил, но в Раю. Поистине, я встретил более нуждающихся людей, и раздал им деньги», и эти его слова жена восприняла с благодарностью».

Как сообщил Ас-Суютий (ум. 911 г.х.), однажды ‘Иззу-дин ибн ‘Абдуссалям издал фетву, которую впоследствии он посчитал ошибочной. Чтобы исправить ошибку, он приказал возвестить с минаретов мечетей, на рынке и везде, где происходило скопление людей, что такая-то его фетва является неверной.

Он имел незаурядные способности, острый ум и любовь к знаниям, являлся блестящим оратором, долгое время вел проповеди в большой мечети «Бану Уммайя» /«Большая Омейядская мечеть»/ в Дамаске и был верховным судьей Египта.

Имам был факихом (правоведом), авторитетом в самых различных областях научных знаний. Имам Ибн ‘Абдуссалям — автор десятков книг, которые пользуются популярностью и сегодня. Он был ученым в таких науках, как тафсир (толкование Корана), хадис (изречение Пророка ﷺ), акыда (вероучение), фикх (юриспруденция), усул-уль-фикх (основы юриспруденции). Имам был литератором и поэтом, перу которого принадлежат прекрасные стихи.

Его учителя:
Фикху шейх обучался у великого ученого шейха Фахру ад-Дина ибн Асакира (ум. 620 г.х.)
Усул-уль-фикх (основы юриспруденции) изучил у шейха Сайф ад-дина аль-Амадия (ум. 631 г.х.)
Науку о хадисах он слушал у Аль-Хафиза Абу Мухаммада Аль-Касима бин аль-Хафиза ибн Асакира (ум. 600 г.х.) и «шейха шейхов» ‘Абд-уль-Латтифа бин Исмаила бин Аби Саид аль-Багдадий (ум. 596 г.х.), Умара бин Мухаммада ас-Сахравардий (ум. 632 г.х.) и у аль-Кадия ‘Абд-ус-Самада бин Мухаммада аль-Харастаний (ум. 614 г.х.), а также у ряда менее известных ученых своего времени.

Его ученики:
У него учились великое множество больших ученых, которых не сосчитать. Из числа наиболее известных учеников имама можно выделить Таккию ад-Дин Мухаммада бин ‘Али ибн Дакик аль-‘Иид (ум. 702 г.х.) и Абу Шаму ‘Абду-ар-Рахмана аль-Макдисий (ум. 665 г.х.) Его учениками также являются автор известной книги «Аль-Фурук» Шихабу ад-Дин Ахмад бин Идрис аль-Карафий (аль-маликий) (ум. 684 г.х.), Таджу ад-Дин Абду аль-Ваххаб бин Халаф ибн бинт аль-А′азз (ум. 665 г.х.), которого по просьбе имама назначили судьей после его смерти.

Ибн ‘Абдуссалям оставил после себя более 30 книг и сочинений в таких науках, как тафсир, хадис, вероучение, юриспруденция, основы юриспруденции и воспитание. Наиболее известные и значимые труды имама:

Его труды:
• «Тафсир аль Азим» («Большой тафсир»)
• «Каваиду аль-ахкам» («Основы норм»)
• «Фарк байналь иман валь ислам» («Разница между иманом и исламом»)
• «Фатава»
• «Бидаяту ар-Расул» («Жизнеописание Пророка ﷺ»)
• «Аль-Джихад ва фадаилуху» («Джихад и его достоинство»)
• «Ахвалу ан-Нас явмаль кияма» («Состояние людей в Судный день»)

Рассказывают, что когда имам находился при смерти, султан Египта Аз-Захир Бейбарс отправил к нему человека с просьбой назначить после себя судьей его сына, однако имам отказался поступить таким образом, сказав, что наиболее достойным после себя видит Таджу ад-Дина ибн бинт аль-А′азаза.

Имам ‘Иззу-дин ибн ‘Абдуссалям скончался 10-го числа джумада аль-ула 660 года в возрасте 87 лет, прожив активную и плодотворную жизнь, посвященную поклонению и распространению знаний. В последние годы своей жизни имам оставил судейство и уединился дома.

Имам был похоронен утром следующего дня у подножия холма Аль-Мукаттам. Проводить имама в последний путь пришло большое количество людей, среди которых был и правитель Шама и Египта, великий султан аз-Захир Бейбарс.

«Сегодня моя власть стала действительно прочной», — сказал султан Бейбарс, взглянув на огромною толпу, собравшуюся на похороны имама, — потому что стоило ему только сказать, и народ бы быстро лишил меня власти».

Печаль от кончины имама охватила и жителей Дамаска, откуда он происходил родом. 25-го джумада аль-ула в Дамаске после пятничного намаза была совершена похоронная молитва.

Слова похвалы в адрес ‘Иззу-дина ибн ‘Абдуссаляма, да смилуется над ним Аллах

Хафиз Аль-Мунзирий (ум. 656 г.х.) сказал об имаме: «Мы давали фетвы, пока к нам не прибыл шейх Иззу д-Дин, после же его прибытия это положение ограничилось им».

Его ученик Абу Шама (ум. 665 г.х.) аль-Макдисий сказал: «Шейх являлся наиболее достойным кандидатом быть проповедником и имамом. Поистине, он устранил большое количество новшеств, которых придерживались прежние проповедники».

Имам Ан-Нававий (ум. 676 г.х.) сказал о нём: «Шейх и имам, звание имама, величие, владение различными науками и искусность которого признанно единогласно, — Абу Мухаммад ’Абдулазиз ибн ’Абдуссалам».

Сказал имам Ибн Риф’a (ум. 710 г.х.): «Не будут люди спорить между собой о том, что Ибн ’Абдуссалам и его ученик Ибн Дакик аль-’Ид достигли степени иджтихада».

Хафиз Аз-Захабий (ум. 748 г.х.) сказал: «Он достиг степени иджтихада, и на нём завершилось главенство в мазхабе. Вместе с этим он был аскетичным и богобоязненным, повелевал одобряемое и запрещал порицаемое и обладал твердостью в религии».

Сказал имам Ибн ас-Субкий (ум. 771 г.х.): «Он, несомненно, шейх Ислама и мусульман, один из величайших имамов, правитель ученых, имам своего века. Он тот, кто стоял во главе призыва к благому и порицания порицаемого (араб. «амру биль ма’руф ва нахью аниль мункар») в свое время, владел тонкостями шариата и его таинствами, знал смыслы и значения (текстов и норм). Он был примером скромности и глубокого познания, смелости в защите правды».

Ибн Кассир (ум. 774 г.х.) в своей книге «Аль-Бидая ва н-нихая» («Начало и конец») сказал об имаме: «На нем закончилось главенство шафиитского мазхаба, к нему приходили с вопросами со всех концов света. А в конце жизни он перестал ограничиваться следованием мазхабу, потому что его возможности стали намного обширней, и начал издавать фетвы согласно своему иджтихаду».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаланий (ум. 852 г.х.) охарактеризовал его так: «Высокий духом, проникающим в глубину изучаемого вопроса. Обучался и обучал, давал фетвы, писал сочинения. Его описали как достигшего уровня самостоятельного итжтихада. Он стоял над призывом к благому и не боялся в этом ни старшего, ни младшего, при этом был очень скромен и набожен, вел аскетический образ жизни, проявлял искусство познания разных наук».

Ибн Имад аль-Ханбалий (ум. 1089 г.х.) сказал о нем: «Имам, учёный во многих науках, единственный в своё время, повелитель ученых, искусный в фикхе, усуле и арабском языке, опередивший своих сверстников и современников, совместивший в себе знание многих наук, как тафсир, хадис, фикх, разногласия ученых и их ошибки. Он достиг степени иджтихада, и к нему съезжались ученики со всех стран, написал полезные произведения».

‘Иззу-дин ибн ‘Абдуссалям, да смилуется над ним Аллах, критиковал фанатичное следование одному мазхабу и упорство в этом. Он говорил: «Удивительным является то, что правоведы-последователи (араб. «факих мукаллид») мазхабов придерживаются слабого мнения имама, которому нет оправдания, но, тем не менее, следуют ему и оставляют ясное из Корана и сунны только из упорства «таклида» (следования). Более того, они пытаются истолковывать и приводить оправдания далекими и лживыми толкованиями с целью защищать свой «таклид»».

Сказал Аль-Яфиий (ум. 768 г.х.) в книге «Миръатуль Джинан»: «Имам аль-Изз был горой имана, не боялся ни султана, ни правителя, неукоснительно следовал приказам Аллаха и Пророка ﷺ, а также тому, что велит ему шариат».

Автор книги «Мифтаху Саада» Ат-Ташкубри Зада (ум. 968 г.х.) описал его следующим образом: «Он говорил истину, и не брали его ни мягкость, ни страх в этом деле. Называл правителей именем, когда другие целовали им руки».

Передал имам Ас-Субкий (ум. 771 г.х.) в «Табакат аш-Шафийя» со ссылкой на Абуль Хасана аль-Баджий: (ум. 714 г.х.): «В один из праздников Имам аль-Изз зашел в крепость к правителю Египта и увидел, что он сидит роскошном наряде, как это принято у правителей Египта, а перед ним выстроились его войска и подчиненные разных чинов. Когда окружение султана принялось целовать руку правителя, имам Ибн Абдуссалам, обратившись к нему, воскликнул: «О Аюб, что ты скажешь своему Господу, когда Он в Судный день спросит тебя: «Разве не даровал Я тебе власть над Египтом, а ты позволил продавать спиртное?» Правитель спросил: «Происходит ли такое?» Имам ответил: «Да, в такой-то лавке продается спиртное и т.п. порицаемое, в то время как ты наслаждаешься благодатью богатства». Правитель, обратившись к имаму, ответил: «О господин, я не допускал такого, такой порядок существует еще со времен моего отца». «Ты подобен тем, кто сказал: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам» (Коран 43/22)», — ответил ему шейх. После этого правитель распорядился закрыть эту лавку.
Когда имам вернулся домой, я спросил его, не боялся ли он султана, на что он ответил: «Когда я подумал о могуществе Аллаха, султан показался мне не более чем маленьким котом»».