Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
علي بن المديني
Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ибн Наджих ас-Са‘ди — житель Медины, а затем Басры /г. Ираке/. Составитель множества трудов, знаток своего времени и выдающийся образцовый учёный в области изучения хадисов.
Родился в 161 году по мусульманскому летоисчислению.
Обучался у таких выдающихся ученых своего времени, как:
Хаммад ибн Зайд, Суфьян ибн ‘Уяйна, Му‘тамир ибн Суляйман, Джарир ибн ‘Абд-аль-Хамид, аль-Валид ибн Муслим.
Его учениками были:
имамы Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари, Абу Хатим ар-Рази, Абу Давуд ас-Сиджистани, Абу аль-Касим аль-Багави и др.
Автор сочинений:
«Аль-Асами ва-ль-куна», «Табакат», «Кабаиль аль-‘араб», «Ихтиляф аль-хадис», «Мазахиб аль-мухаддисин», «‘Иляль аль-хадис» — всего более 100 трактатов по хадисоведению.
Он умер в 234 году по хиджре в месяц Зуль-Ка‘да, в местности ас-Самира
См. «Тазкират аль-хуфаз» аз-Захаби 2/13–14.
имам аль-Бухари сказал: «Я ни перед кем не чувствовал себя таким ничтожным, как перед ‘Али ибн аль-Мадини». См. «Табакату аль-Ханабиля» ибн Раджаб 1/215.
имам аль-Бухари сказал: «Я чувствовал, что мои познания незначительны, только оказавшись перед ‘Али ибн аль-Мадини».
Абу Хатим сказал: «Ибн аль-Мадини являлся знаменем среди людей в познании хадисов и причин их недостоверности. И я ни разу не слышал, чтобы Ахмад ибн Ханбаль упоминал его имя. Он всегда называл его кунью (Абу аль-Хасан) — в знак уважения к нему».
аз-Захаби писал: «У этого имама очень много достоинств и заслуг, только он подпортил свою репутацию своим отношением к неким аспектам относительно веры в Коран, а также часто обращался к Ахмаду ибн Абу Дуаду. Однако позже он отказался от своей прежней позиции, раскаялся и объявил о неверии тех, кто говорит о сотворенности Корана. Да простит его Аллах и проявит к нему Свою милость. Он умер в 234 году по хиджре в месяц Зуль-Ка‘да, в местности ас-Самира». См. «Тазкират аль-хуфаз» аз-Захаби 2/13–14.
Пишет имам ‘Али ибн аль-Мадини, да смилуется над ним Аллах:
«Среди сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, не было тех, у кого были бы свои сподвижники, которые следовали бы его мазхабу, давали бы фатвы в соответствии с его фатвами и шли бы по его пути, кроме трех: Абдуллах ибн Мас’уд, Зейд ибн Сабит и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас.
قال الإمام علي بن المديني (161 — 234 هـ): «لم يكن في أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم من له صحيبة يذهبون مذهبه ويفتون بفتواه ، ويسلكون طريقته إلا ثلاثة : عبد الله بن مسعود وزيد بن ثابت وعبد الله بن عباس».
Сподвижники ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, которые давали фатвы в соответствии с его фатвами и читали Коран в соответствии с его чтением, это: ‘Алькама ибн Кейс, аль-Асвад ибн Язид, Масрук, ‘Абида ас-Сальмани, аль-Харис ибн Кейс и ‘Амр ибн Шурахбиль…
ثم قال: «فأصحاب عبد الله بن مسعود الذين يفتون بفتواه ويقرءون بقراءته : علقمة بن قيس والأسود بن يزيد ومسروق وعبيدة السَّلْماني والحارث بن قيس وعمرو بن شرحبيل».
…Сподвижники Ибн ‘Аббаса, которые следовали его мазхабу и шли по его пути, это: ‘Ата, Тавус, Муджахид, Джабир ибн Зейд, ‘Икрима, Са’ид ибн Джубейр…
ثم قال: «وأصحاب ابن عباسٍ الذين يذهبون مذهبه ويسلكون طريقه : عطاء وطاوس ومجاهد وجابر بن زيد وعكرمة وسعيد بن جبير».
…Сподвижники Зейда ибн Сабита, которые брали от него знание и давали фатвы в соответствии с его фатвами, некоторые из них встречались с ним, некоторые не встречались — их двенадцать: Са’ид ибн аль-Мусейиб, ‘Урва ибн аз-Зубейр, Кабиса ибн Зуайб, Хариджа ибн Зейд, Сулейман ибн Ясар, Абан ибн ‘Усман, ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, аль-Касим ибн Мухаммад, Салим ибн ‘Абдуллах, Абу Бакр ибн ‘Абдуррахман, Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман, Абу Тальха ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф, Нафи’ ибн Джубейр ибн Мут’ым».
См. «аль-‘Иляль», 43.
ثم قال: «وأصحاب زيد بن ثابت الذين كانوا يأخذون عنه ويفتون بفتواه منهم من لقيه ومنهم من لم يلقه اثنا عشر رجلا : سعيد بن المسيب وعروة بن الزبير وقبِيصة بن ذؤيب وخارجة بن زيد وسليمان بن يسار وأبان بن عثمان وعبيد الله بن عبد الله والقاسم بن محمد وسالم بن عبد الله وأبو بكر بن عبد الرحمن وأبو سلمة بن عبد الرحمن وطلحة بن عبد الله بن عوف ونافع بن جبير بن مطعم».
انظر: العلل لابن المديني، ص.
‘Али ибн аль-Мадини, да помилует его Аллах, сказал:
«Да возвеличит тебя Аллах! В Сунне есть нечто обязательное; и тот, кто оставит хоть малую часть из этого, не принимает её и не верит в неё, не относится к приверженцам Сунны:
Вера в предопределение с его добром и злом. Затем вера в хадисы о нем; вера в предопределение, не задавая вопросов „как?“ и „почему?“ или „каким образом?“ И тот, кто не знает толкования какого-либо хадиса, и его разум не может постичь его, то пусть этим ограничится, ученые же избавили его. И он должен верить в него (этот хадис) и принимать его. Подобно хадису Зайда ибн Вахба, переданному им от Ибн Мас‘уда, который сказал: „Правдивый и достойный доверия рассказал нам…“ и подобных ему хадисов, переданных от заслуживающих доверия людей.
— Не следует никому вести препирательства и споры, и не должен человек обучаться вести диспуты. И, поистине, рассуждения в вопросах предопределения и других вопросах Сунны порицаемы. А тот, кто этим занимается, то даже если его слова являются правильными и соответствуют Сунне, не относится к числу приверженцев Сунны до тех пор, пока он не оставит спор, не предастся и не уверует полной верой.
— Коран — это несотворенное Слово Аллаха, и он не является сотворенным. Так не уставай же говорить, что Коран не является сотворенным! Ведь Слова Великого и Всемогущего Аллаха исходят от Него, а то, что исходит от Него, не является сотворенным. В это следует верить и не спорить ни с кем относительно этого.
— Вера в весы в Судный День, как об этом сообщается в хадисе: „Будет взвешен раб в Судный день, и не будет он весить даже комариного крыла“. И будут взвешены дела рабов, как это пришло в достоверных сообщениях. Необходимо верить в эти сообщения и принимать их, и отворачиваться от тех, кто отвергает что-либо из этого, а также оставлять препирательства относительно этих вопросов.
— Вера в то, что Великий и Всемогущий Аллах будет говорить с рабами в Судный День и произведет с ними расчет, и не будет между ними переводчика. Необходимо верить в это и принимать.
— Вера в водоем. Вера в то, что у посланника Аллаха ﷺ в Судный День будет водоем, к которому придет его община. Ширина его равна длине, — в месяц пути. Количество сосудов, из которых будут пить, равняется числу звезд на небе, как сообщается в хадисах. Необходимо верить во всё это.
— Вера в мучения в могиле. Эта община будет испытана в могилах и спрошена о Пророке ﷺ. И придут к нему (т.е. похороненному) Мункар и Накир таким образом, как это пожелает Великий и Всемогущий Аллах и как Он этого захочет. Необходимо верить в это и принимать это.
— Вера в заступничество Пророка r и в то, что люди (из числа грешных мусульман) выйдут из Огня после того, как будут сожжены и превратятся в уголь. После чего будет приказано бросить их в реку у дверей Рая, (и будет это так), как этого захочет и пожелает Аллах и как об этом сообщается в достоверных сообщениях. Поистине, должна быть вера во все это и принятие этого.
— Вера в то, что Антихрист (Масих ад-Даджаль) выйдет, и будет написано у него между глаз „неверный“ (кяфир). Необходимо верить в хадисы об этом, которые дошли до нас, и верить в то, что это случится.
— Вера в то, что Иисус, сын Марии (‘Иса ибн Марьям), снизойдет с небес и убьет его (т.е. Масиха ад-Даджаля) у ворот города Лод.
— Вера (иман) — это слова и дела в соответствии с Сунной и намерением.
— Вера увеличивается и уменьшается, и наиболее полной верой обладают те верующие, у кого наилучший нрав.
— Оставление молитвы является неверием, и нет из дел такого, оставление чего было бы неверием, кроме молитвы. Тот, кто полностью перестал совершать намазы, становится неверующим, и по Шариату лишается неприкосновенности жизни.
— Лучшие люди в этой общине после ее Пророка ﷺ — это Абу Бакр ас-Сыддик, затем ‘Умар, потом ‘Усман ибн ‘Аффан. Мы отдаем им предпочтение так же, как это делали сподвижники посланника Аллаха ﷺ, и не разногласим в этом.
Затем после этих троих — участники собрания (асхаб аш-Шура), их пятеро: ‘Али, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф и Са‘д ибн Малик. Все они достойны были стать халифами, все они имамы, и так считали сподвижники посланника Аллаха ﷺ.
Затем лучшими людьми после сподвижников посланника Аллаха r является целое поколение, в которое он был послан. Тот, кто был вместе с Пророком ﷺ год или месяц, или час, или просто видел его, или приезжал к нему (и, уверовав, умер на этом), тот является его сподвижником. Его степень зависит от того, сколько времени он был вместе с посланником Аллаха ﷺ. И самый низкий по степени из сподвижников лучше, чем те, кто не видел посланника Аллаха ﷺ, даже если невидевшие Пророка ﷺ встретят Великого и Всемогущего Аллаха со всеми своими (праведными) делами. В общем, те, кто был сподвижником Пророка ﷺ, видел его собственными глазами, будь то даже один час, и уверовал в него, лучше, чем последователи сподвижников (таби‘ины), даже если бы последние и совершили все праведные дела, которые только могут быть.
— Далее, обязательно повиноваться и подчинение предводителям и правителям верующих, будь они благочестивыми или нечестивыми, тем, к кому перешла власть и вокруг кого собрались люди и довольны им. Никому, кто верует в Аллаха и в Судный День, не дозволяется провести хотя бы одну ночь без подчинения правителю, будь он благочестивым или нечестивым, ибо он все равно является повелителем правоверных.
— Военный поход ведется под руководством правителей до Дня воскресения, будь (правитель) благочестивым или нечестивцем, и не оставляются (борьба на пути Аллаха). — Распределение трофеев и приведение в исполнение шариатских наказаний находится только в полномочии обладателей власти. И никто не должен их поносить или пытаться их свергнуть. Дозволенным выплачивать им (т.е. правителям) обязательную милостыню (закят), уплативший закят освобождается от ответственности, и (этот закят) является действительным, независимо от того, является ли этот правитель благочестивым или нечестивым.
— Пятничная молитва за ним или за поставленным им человеком дозволена и состоит из двух рака‘атов. Тот, кто повторно совершает их, является приверженцем религиозных нововведений, поступающим вопреки пути предшественников и наперекор (Сунне). Нет ему никакого вознаграждения за пятничную молитву, если он не считает, что обязан молиться за правителями, какими бы они ни были, благочестивыми или порочными. Согласно Сунне, мусульманин должен молиться за ними, не испытывая при этом в груди никакого стеснения.
— Тот, кто выступил против какого-либо мусульманского правителя из правителей мусульман, вокруг которого собрались люди и признали его власть, каким бы образом это ни произошло — будь то путем довольства людей или же силой — то тем самым мятежник разбивает единство (мусульман). Такой человек (своими действиями) противоречит хадисам посланника Аллаха ﷺ, и если этот мятежник умрёт в таком положении, он умрёт смертью времён джахилии.
— И никому нельзя воевать с мусульманским правителем или выступать против него. Тот, кто делает это, является приверженцем религиозных нововведений и не следует Сунне.
— Сражение с разбойниками и мятежниками является дозволенным, если они нападут на человека, посягая на его жизнь или имущество. И он (т.е. тот, на кого напали) может сражаться за свою жизнь и свое имущество, пока не отразит нападение. А если они (т.е. разбойники или мятежники) его оставили, то не следует гнаться за ними и преследовать их. Это подобает делать только правителям. Тот, на кого напали, имеет право защищать себя (только) в том месте, где произошло нападение, и он должен стараться никого не убить. А если все-таки напавший умрет от руки того, на кого он напал, и тот защищал свою жизнь и свое имущество в сражении, то пусть Аллах унизит этого убитого. Если же в такой ситуации будет убит защищающийся, то есть когда он сражается за себя и за свое имущество, то надеемся, что он погиб мучеником на пути Аллаха (шахидом), как пришло в сообщениях об этом. Во всех сообщениях велено сражаться с напавшим, однако не приказано убивать его. И не следует подвергать его установленному для него по шариату наказанию, однако дело его предоставляется на рассмотрение правителю, и он уже решает, как с ним поступить.
— Мы не свидетельствуем ни для кого из мусульман, судя по совершаемым им делам, — будет он в Раю или в Аду. Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Великий и Всемогущий Аллах проявит к нему милость.
— Тот, кто встретит Аллаха с грехами, за которые положено наказание в адском Огне, кающимся и не упорствующим в своих грехах, то, поистине, Аллах простит ему. Аллах принимает покаяние от Своих рабов и прощает грехи.
—Тот, кто встретит Его, будучи наказанным по шариату за свой грех, то это является искуплением для него, как пришло в хадисах от посланника Аллаха ﷺ.
— А тот, кто встретит Его грешником и не покаявшимся в своих грехах, за которые полагается наказание, то дело его на усмотрении Великого и Всемогущего Аллаха: если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, простит ему.
— Тот же, кто встретит Его многобожником, то Он накажет его и не простит ему никогда.
— Побивание камнями того, кто, будучи в браке, совершил прелюбодеяние, является заслуженным, если он признался в этом, и было доказано, что он это совершил. Так, побивал камнями (за прелюбодеяние) посланник Аллаха ﷺ, и побивали камнями праведные имамы после него.
— Тот, кто порочит кого-либо из сподвижников посланника Аллаха ﷺ или ненавидит их за что-то и говорит об их недостатках, является приверженцем религиозных нововведений до тех пор, пока не станет просить для всех них милости Аллаха, и не будет в его сердце неприязни к ним.
— Лицемерие — это неверие, при котором не веруют в Великого и Всемогущего Аллаха и в тайне поклоняются кому-то помимо Него, хотя внешне и показывают веру, подобно лицемерам, которые были во времена посланника Аллаха ﷺ. Он принимал от них внешнее проявление Ислама. Если же кто-то из них проявляет открытое неверие, то его следует казнить. Что касается хадисов, в которых говорится: „Тот, в ком соберутся три (признака), является лицемером“, то они служат для устрашения, и мы передаём их так, как это пришло, и не истолковываем их. То же самое касается его высказываний: „Не становитесь после меня неверными и заблудшими, которые будут рубить друг другу головы“; „Если два мусульманина сразились друг с другом с мечами в руках, то убивший и убитый — в Огне“; „Поносить мусульманина является нечестием, а убивать его — неверием»; „Тот, кто скажет своему брату, что тот неверный, то один из них таковым и становится“ и „Отказываться от родословной является неверием, даже если (родословная) не знатная“. То же самое касается упомянутых нами и других хадисов. Если они дошли до нас и являются достоверными, то мы принимаем их, даже если не знаем разъяснения (этих хадисов). Мы не разглагольствуем в этих вопросах, не спорим относительно них, не истолковываем, кроме как посредством толкования, которое сообщается (от праведных предшественников), и не отвергаем их.
— Рай и Ад уже созданы (Всевышним Аллахом). Как передается, посланника Аллаха ﷺ сказал: „Я зашел в Рай и увидел дворец…“, „…и увидел кяусар“. А также: „Я заглянул в Рай и увидел, что большинство его обитателей (такие-то), и я заглянул в Ад и увидел, что большинство его обитателей — (такие-то)…“. Кто утверждает, что Рай и Ад не созданы, тот не признает истинность священных текстов, и я не считаю, что он верит в Рай и Ад.
— Мы верим в высказывание Пророка ﷺ: „Души мучеников пасутся в Раю“, а также в другие подобные хадисы.
— Над тем из мусульман, кто умер единобожником и молящимся, мы совершаем погребальную молитву и просим для него прощение. Мы не отстраняемся от испрашивания для него прощения и не оставляем молитву за него из-за тех грехов, которые он совершил, будь то малые грехи или большие. Его участь на усмотрении Великого и Всемогущего Аллаха.
— Если ты увидишь человека, который любит Абу Хурайру, обращается к Аллаху с мольбами за него, просит для него милости, то ожидай от этого человека блага и знай, что он непричастен к ереси!
— Если ты увидишь человека, который любит ‘Умара ибн Абд-аль-Азиза, вспоминает его благие дела и рассказывает об этом, то знай, что в этом благо, если на то будет воля Аллаха!
— Если ты увидишь человека, который из басрийцев ссылается на Айюба ас-Сихтияни, Ибн Ауна, Юнуса и ат-Тайми, любит их, часто вспоминает их и следует их примеру, то ожидай от этого человека блага! А вслед за ними идут Хаммад ибн Саляма, Муаз ибн Му‘аз, Вахб ибн Джарир, ибо, поистине, все они являются испытанием (михна) для приверженцев религиозных нововведений.
— Если ты увидишь человека из жителей Куфы, который ссылается на Тальху ибн Масрафа, Ибн Абджара, Ибн Хаййана ат-Тайми, Малика ибн Маигвала, Суфьяна ибн Са‘ида ас-Саури и Заида (ибн Кудаму), то ожидай от него блага! Если далее за ними следуют Абдуллах ибн Идрис, Мухаммад ибн Убейд, Ибн Абу Утба и аль-Мухариби, то ожидай от него блага!».
См. «Шарх усуль итикад», 283