Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو زكريا النووي

Абу Закарийя ан-­Навави, да смилуется над ним Аллах

имам, шейх уль-ислам, известный учёный, выдающийся хадисовед и законовед шафиитского мазхаба

Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ибн Мар’и ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джум’ата Ан-Навави ад-Димашки аш-Шафии — выдающийся хадисовед и имам, который удостоился высокого звания шейх уль-ислам, а также получил прозвище «Оживитель религии» (Мухйиддин).

Родился в деревне Нава (недалеко от Дамаска) в 631 году по мусульманскому летоисчислению. Его отец переехал вместе с семьей в Дамаск, когда ан-­Навави было 18 лет. С того времени он начал серьёзно изучать религиозные дисциплины.

Его шейхи:
Обучался у таких известных учёных того времени, как муфтий Дамаска Таджуддин аль-­Фазари,
кадый Абу аль-­Фатх ‘Умар ибн Бундар ат-­Тифлиси,
Абу Исхак Ибрахим ибн ‘Иса аль-­Муради,
Абу аль-­Бака Халид ибн Юсуф ан-­Набулуси,
Абу Исхак Ибрахим ибн ‘Умар аль-­Васити и др.

Ан-­Навави возглавлял Дом хадисов «аль-­Ашрафия» в Дамаске и преподавал в разных медресе.

Его ученики:
Аляуддин бин Аттар,
Шамсуддин бин Такиб,
Шамсуддин Джаъван,
Шамсуддин бин Каммах,
Хафиз Джамалуддин аль-Миззи,
Кады Кадыев Бадруддин бин Джама’а,
Рашидуддин аль-Ханафи,
Абуль Аббас Ахмад бин Фарадж аль-Ишбили.

Его труды:
«аль-­Минхадж фи шарх Сахих Муслим»
(комментарий к сборнику хадисов имама Муслима),
«Рияд ас-салихин мин калям саййид аль-мурсалин» (сборник хадисов),
«Рауда ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин» (книга по мусульманскому праву),
«Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин» (книга по мусульманскому праву),
«аль-­Азкар аль-мунтахаб мин калям саййиб аль-абрар» («Поминания Аллаха» — переведена на русский язык),
«ат-­Тибьян фи адаб хамаля аль-­Кур‘ан» (об адабах изучения Корана),
«Иршад тулляб аль-хакаик» (хадисоведческий трактат),
«ат-­Такриб ва-т-тайсир фи ма‘рифа сунан аль-башир ан-назир» (хадисоведческий трактат),
«Тахзиб аль-асма ва-ль-люгат» (об именах учёных и законоведческих терминах),
«Бустан аль-‘арифин» (о благочестии и праведных деяниях) и др.
Незавершёнными остались его труды:
«аль-­Маджму‘ шарх аль-мухаззаб» (книга по мусульманскому праву),
«Табакат аль-фукаха» (биографические сведения об учёных),
комментарии к «Сахиху» имама аль-­Бухари и др.

Умер в родной деревне в 676 году хижры.