Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
محمد بن إسماعيل الصنعاني
Мухаммад ибн Исма’иль ибн Салях ибн уль-Амир ас-Сан’ани. Его род возвращается к Хасану ибн ‘Али ибн Аби Талибу, т.е. он принадлежал к семейству Пророка Мухаммада ﷺ.
В городе Кахлян, одной из провинций Йемена в месяце Джумад уль-Ахира в 1099 году хиджры /1688 г./. Его отец перебрался в столицу Йемена – Сан’а со всей семьей в 1107 году. В столице отец отдал его на обучение религиозным наукам самым известным ученым Йемена того времени
Сказал имам аш-Шаукани об отце имама ас-Сан’ани: «Его отец был благородным человеком, ведущим аскетичный образ жизни. Совершал множество поклонений, обладал полноценным знанием и пониманием, и был также прекрасным поэтом. Скончался третьего числа месяца зуль-хиджа 1142 г/х».
• Его шейхи, у которых он обучался в Йемене:
1) ‘алляма Зейд ибн Мухаммад ибн уль-Хусейн (Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Большой специалист, шейх шейхов Саны своего времени в абсолютно всех науках средств. От него эти знания переняли самые большие ученые того времени. Скончался в 1123 г/х».)
2) ‘алляма Салях ибн уль-Хусейн аль-Ахфаш (Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Ученый, специалист, известный аскет, вел скромный образ жизни, и жил лишь на те средства, которые заработал своими руками. Имеет славную историю в порицании порицаемого. Его слово было принимаемо правителями, обладал невиданным уважением. Не боялся ради Аллаха порицаний порицающих. Скончался в 1142 г/х».)
3) ‘алляма ‘Абдуллах ибн ‘Али аль-Уазир (Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Прославился знаниями в науках средств и тафсире Корана. Скончался в 1147 г/х».)
4) кады ‘Али ибн Мухаммад аль-‘Ансий (Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Красноречивый поэт, известный судья. Требовал знания и преподавал различные виды наук. Скоропостижно скончался в 1139 г/х».)
5) хафиз Хашим ибн Яхья аш-Шами (Сказал о нем имам аш-Шаукани: «Один из известных ученых, великих поэтов. Достиг великих знаний во всех науках, обогнал в этом всех своих сверстников. Преподавал различные науки своим студентам. Требующие знания Саны получили от него много пользы, и на его руках была воспитана целая группа ученых. Скончался в 1158 г/х».)
6) шейх ‘Абдульхалик ибн Зейн аз-Зужажи аз-Забиди (Воспитал целую группу обладающих знанием, среди которых имам ас-Сан’ани. Скончался в Сане в 1152 г/х.) и др.
Но вместе с глубиной знаний перечисленных выше ученых, и их известностью, слабой стороной ученых Йемена того времени было слепое следование за мазхабами в вопросах фикха, и слабая практика науки хадисоведения. Все это сподвигло автора нашей книги отправиться за знаниями дальше.
В итоге имам ас-Сан’ани отправился на земли Мекки и Медины, и требовал знания у ученых тех земель. Среди этих шейхов:
• Его шейхи, у которых он обучался в Мекки и Медины:
1) ‘Абдуррахман ибн Аби аль-Гайс аль-Хатыб.
2) Тахир ибн Ибрахим ибн Хасан аль-Курди аль-Мадани.
3) Мухаммад ибн Аби аль-Хасан ас-Синди.
4) Мухаммад ибн Ахмад аль-Асади.
5) Салим ибн ‘Абдиллях аль-Басри.
Все перечисленные выше люди были известными учеными земель Хиджаза того времени.
Имам ас-Сан’ани отправлялся в Мекку и Медину четырежды, а также требовал знания в Таифе. Однажды при одном из возвращений от шейха ас-Синди в Йемен, их корабль перевернулся и затонул в море, но имаму ас-Сан’ани удалось спастись, по милости Аллаха.
• Его ученики:
В первую очередь его сыновья – Ибрахим, ‘Абдуллах и Касим. А также те, кто затем стал выдающимся ученым тех времен – как ‘Абдулькадир ибн Ахмад, Ахмад ибн Мухаммад Катын, Ахмад ибн Салих ибн Аби р-Рижаль, аль-Хасан ибн Исхак аль-Махди, аль-Хусейн ибн ‘Абдулькадир ибн ‘Али и др.
Сказал имам аш-Шаукани: «Увеличилось количество последователей ас-Сан’ани из требующих знания и простонародья. Люди стали действовать по его иджтихаду, придали ему известность, и читали ему книги хадиса. Он воспитал множество требующих знания, более того ученых-муджтахидов». См. «Бадр ут-Тали’» 1/137.
• Его труды:
— «ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-сагыр», комментарий на сборник хадисов «аль-Джами’ ас-сагыр», собранный ас-Суюты, изданный в 11 томах.
— «Субулю-с-Салям шарх Булюгъ аль-марам», один из самых известных и лучших комментариев на сборник хадисов по вопросам фикъха «Булюгъ аль-марам», составленный хафизом Ибн Хаджаром. Этот комментарий имам ас-Сан’ани составил с комментария одного Йеменского зайдита, который назывался «аль-Бадр ат-тамам». Имам ас-Сан’ани сократил его, исправил и внёс различные дополнения.
— «Иджаба ас-саиль шарх Бугъя аль-амиль», труд по «усуль аль-фикъх».
— «аль-‘Удда», примечания к книге имама Ибн Дакыка аль-‘Ида «Щарх аль-‘Умда».
— «Татхир аль-и’тикъад», одна из лучших его работ по вопросам вероубеждения, которую хвалили и советовали читать множество учёных ахлю-Сунна после него.
— «Иршад ан-нукъад иля тайсир аль-иджтихад», книга, в которой ас-Сан’ани делал опровержение фанатичным приверженцам мазхабов из числа поздних поколений, утверждавших, что двери иджтихада закрыты, и что каждый обязан делать лишь такълид.
Из числа слов имама ас-Сан’ани по этой теме: “Воистину, тамазхуб (фанатичная приверженность мазхабу) – это источник раскола мусульман, врата всякой смуты мирской жизни и религии! Разве раскололо молитву, на которую велено собираться всем вместе в Доме Аллаха в Заповедной мечети что-либо, кроме как разрозненность мазхабов, которое породило засеянное дерево обязывания приверженности (к мазхабу)?! И разве не проливалась кровь, и не обвиняли мусульмане в неверии друг друга по причине приверженности к различным мазхабам?!” См. “Мунхатуль-Гъаффар” 1/67.
• О его вероубеждении и о книге «Татхир аль-и’тикъад»
Изначально имам ас-Сан’ани был зайдитом, однако впоследствии перешёл на вероубеждение саляфов, и написанное им свидетельствует ясно об этом, как например, его труд «Татхир аль-и’тикъад».
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи в комментарии на его книгу «Татхир аль-и’тикъад», сказал: “Что касается аль-Амира Мухаммада ибн Исма’иля ас-Сан’ани, то он известен своей саляфией в вопросах вероубеждения. Он является саляфитом, следующий манхаджу праведных предшественников”. Сл. “Шарх Татхир аль-и’тикъад” № 1.
Муфтий шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх – учитель Ибн База говорил: “Книга «Татхир аль-и’тикъад» — прекрасная книга. О если бы жители Йемена последовали тому, что в ней! Ведь автор книги – их великий ученый, и его книги возвеличиваются ими”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 13/121.
Задали вопрос учёным Постоянного Комитета: «Какая книга является лучшей в вопросах вероубеждения и единобожия?»
Они ответили: “Самая великая книга, которая разъясняет правильные вероубеждения – это Книга Аллаха, а затем хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А также из лучших книг в этих вопросах – книга «Фатх аль-Мажид», «‘Акыда аль-Уасития», также книга «аль-‘Улюу», также «ат-Тауассуль уаль-уасиля», «Мухтасар Сауа’ик аль-мурсаля», а также книга «Татхир аль-и’тикъад» и «Шарх ‘акыда ат-Тахауия»”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 3/184.
Шейх Мукъбиль ибн Хади сказал: “Из книг, которые я советую приобрести каждому, кто способен читать – книга «Татхир аль-и’тикъад ‘ан адран аль-ильхад”. См. “Рияд аль-джанна” 280.
• Некоторые случаи из его жизни:
Несколько раз в своей жизни имам ас-Сан’ани подвергался покушениям на его убийство, а также изгнанию из Саны за свои противоречащие ханафитским, зейдитским, му’тазилитским и т.п. воззрения и фетвы. Однажды он подвергся избиению прямо во время пятничной хутбы, будучи имамом за то, что не произнес некоторых фраз, обычно произносимых зейдитами. Также был заключен в тюрьму, в которой находился около двух месяцев.
Он был женат дважды. Впервые он женился в возрасте тридцати пяти лет (35). От этого брака у имама ас-Сан’ани родился сын, которого он назвал Ибрахимом. Затем он развел свою жену, сжалившись над ней после того, как его изгнали из Саны и разлучили их. Затем, через некоторое время он женился во второй раз, и вторая жена родила ему троих детей.
Однажды он заболел диареей, и его болезнь усилилась и сильно затянулась. Во время этой болезни он попросил принести ему две книги – «аль-Инсан уль-Камиль» (аль- Джийли) и «аль-Маднун бихи ‘ аля ахлихи» (аль-Газали). При чтении этих книг имам ас- Сан’ани увидел в них явное неверие, приказал сжечь эти книги и испечь ему на них хлеб. И после того, как съел этот хлеб, его диарея ушла, словно ее и не было. Более того, наш имам больше никогда не жаловался на болезни живота.
Он был из тех, кто первым завез в Сану книги хадисоведения и оживил в ней эту науку. Также был из тех, кто активно участвовал в жизни своего народа и в решении проблем государственного и общественного направления. Кроме наук хадисоведения и фикха прославился также и тем, что был великим поэтом, который разъяснял Истину в своих стихах и раскрывал ее.
Однажды распространились слухи о том, что Сан’ани желает стереть мазхаб зейдитов и заменить его, в чем его поддерживает правитель Саны. После чего на Сану двинулось многотысячное войско зейдитских племен-революционеров, которых с трудом удалось успокоить посредством выплаты им ежегодного налога со стороны правителя Саны.
О его бесстрашии и смелости в деле приказа одобряемого и запрета порицаемого говорит один из случаев. Однажды, правитель Йемена аль-Имам аль-Махди аль -‘Аббас ибн уль-Хусейн перевел в личную собственность общественное имущество мусульман (уакф) на многих землях Йемена, после чего имам ас-Сан’ани написал ему письмо, в котором разъяснял о запрете этого деяния и величии греха за него.
Также имам ас-Сан’ани прославился своей борьбой с общим невежеством и могилопоклонничеством. Он многократно писал вышеназванному правителю с требованиями отправить призывающих на разные земли Йемена, которые бы обучили людей правильным убеждениям в вопросах единобожия, обучили людей намазу и разрушили идолов различных местностей – как камни, деревья и могилы. И этот амир, да отблагодарит его Аллах, внял этим требованиям и действительно послал в различные концы Йемена различных проповедников и призывающих, результатом чего стало уничтожение многих идолов тех времен.
Также, однажды, группа индусов-многобожников провезла в Йемен множество своих идолов и, подкупив обладателей власти некоторых территорий, начала расширенный призыв к своей идеологии. Тогда, по требованию имама ас-Сан’ани, правитель лично выехал на эту территорию и встал перед этими людьми. После этого имам ас-Сан’ани отдал приказ на уничтожение их идолов, среди которых был идол в виде женщины. Идолы были разрушены и растоптаны ногами.
Также, в год своей смерти, имам ас-Сан’ани послал своего сына с письмом к правителям Мекки с требованием того, чтобы они приостановили грабежи, которые творятся на аравийском полуострове с их молчаливого согласия.
Скончался имам ас-Сан’ани в Сане в месяц ша’бан 1182 года в возрасте 83-х лет.
Подробную биографию имама ас-Сан’ани можно найти в следующих источниках: «аль-А’лям» 6/38, «’Инуан уль-Мажд» 1/53, «Фахрас уль-фахарис» Каттани 1/387, «Му’жам уль-муаллифин» 9/56-57, «Бадр ут-Тали’» 2/13, «Хадият уль-‘Арифин» 2/338 и др.
Сказал имам аш-Шаукани: «Большой имам, абсолютный муджтахид, автор множества произведений».
А также: «Он усовершенствовал знания во всех науках без исключения, и обогнал в этом сверстников. Он был единственным главой знания в Сане. Он проявил себя муджтахидом, действующим по доводу, удаляющимся от слепого следования (таклид), и рассеивающим всякие мнения, на которые нет шариатского довода».
А также: «И, говоря в общем, он был из имамов-муджаддидов, которые обновили религию».
(Все эти высказывания имама аш-Шаукани из «Бадр ут-Тали’» 2/137-138).
Сказано в его биографии из книги «Дау ун-нахар» (1/16): «Имам, ‘алляма, муджтахид, специалист в самых различных науках, хафиз, отличился своей точностью в передаче знания и совершенством в его приобретении. Корона специалистов, султан знающих, автор множества произведений, муфтий своего времени, предводитель ученых, действующих по знаниям шариата».
Как и любой выдающийся учёный ас-Сан’ани не защищён был от ошибок, они были у него, и были у тех, кто был до него и величественнее него. Быть может, в некоторых его трудах проскакивали отголоски зейдитских отклонений, однако в сравнении с той истиной и пользой, которую принёс для общины этот имам, его ошибки просто тонут.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: «Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки. И так же, если в нем больше недостатков, чем достоинств, то они устраняют его достоинства». Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’у баяниль-‘ильм» 2/48.
Что касается некоторых шейхов с КСА из числа современников, то они высказывали различные упрёки в адрес ас-Сан’ани по причине якобы его последних слов с упрёком в адрес имама Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба.
На самом деле, есть большое разногласие среди учёных, кому именно принадлежат эти слова, и к примеру, шейх Сулейман ибн Сахман, из числа учёных Надждийской школы, отрицал тот факт, что эти слова принадлежали ас-Сан’ани. Было сказано, что эти слова про Ибн ‘Абдуль-Уаххаба высказал внук или сын ас-Сан’ани, который был заблудшим суфием.
Говорит шейх Мухаммад ибн Мани’ в «Мукъаддима ад-Диуан» касательно приписанного ас-Сан’ани: «Автор, да смилуется над ним Аллах, из числа имамов таухида, и хвалил его шейх Сулейман ибн Сахман, называл его имамом. А слова с его отказом от похвалы надждийца (Ибн ‘Абдуль-Уаххаба), то они не принадлежат ас-Сан’ани. Это было сказано в примечаниях, написал кто-то из его сыновей и ложно приписал их отцу».
Но даже если на самом деле и сказал такое ас-Сан’ани про Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, то это следует расценивать как слова учёных-современников друг о друге, на которые не следует обращать внимание. Ведь подобное происходило и среди имамов-саляфов, как слова Ибн Ма’ина про аш-Шафи’и, Абу Зур’и про аль-Бухари, аль-‘Укъайли про Ибн аль-Мадини и т.п. и т.д.
Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «На прошлой хутбе ты упоминал, что в некоторых касыдах шейх Мухаммад ас-Сан’ани хвалил шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба. Но некоторые упоминают и другую касыду, что якобы ас-Сан’ани, да смилуется над ним Аллах, отказался потом от этого. Является ли эта последняя достоверной?»
Шейх Мукъбиль ответил: «То, что мне видится, она достоверна. Делавший примечание к Диуану говорит, что она недостоверная, но мне видится, что она достоверна. Однако, братья мои, необходимо знать, что ас-Сан’ани говорит: «Я не отказываюсь от того, касательно чего я хвалил его из вопросов таухида. Но я отказываюсь от похвалы исходя из того, что дошло до меня касательно убийств и кровопролитий, вот от этого я отказываюсь». И затем, оба эти человека могли быть правыми и ошибаться, что-то знать, а что-то нет. Я думаю, что когда пришли люди с Наджда, Ибн аль-Амир (ас-Сан’ани) поверил им в то, что они рассказали (касательно Ибн ‘Абдуль-Уаххаба). Тогда как Всевышний Аллах говорит в Своей славной Книге: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (49: 6)». См. “аль-Мусара’а” 417.
Сказал шейх Салих Али Шейх: «Имам Мухаммад ибн Исма’ил ас-Сан’ани – автор книги «Субулю-с-Салям», у него есть книга «Татхир аль-и’тикъад». Он проявил огромное усердие в возвращении людей к Сунне и отдалении их от порицаемого такълида и фанатичной приверженности к нововведениям. Но он допустил ошибку в некоторых вопросах. Например, то, что ему приписывают в известной касыде, в которой он отказывается от похвалы надждийского призыва после того, как хвалил его. В этой касыде он говорит: «Я отказался от слов, которые сказал о надждийце». Он имеет в виду шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба. За эту касыду ухватились главы приверженцев нововведений. Она причисляется ему, а также приписывается и его сыну Ибрахиму. Её распространяют под лозунгом, что ас-Сан’ани раньше поддерживал надждийский призыв, но затем отказался.
И аш-Шаукани, да помилует его Аллах, его положение также известно. У аш-Шаукани есть ошибочный иджтихад касательно вопроса тауассуля, также ошибочный иджтихад касательно сыфатов. У него есть нехорошие слова про ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, а также и про Му’ауию, да будет доволен им Аллах. Но учёные не упоминают об этом.
Шейх Сулейман ибн Сахман написал книгу «Табриа аш-шейхейн аль-имамейн» (Непричастность двух шейхов имамов), имея в виду их – имама ас-Сан’ани и имама аш-Шаукани. Для чего они так делали (защищали и хвалили их)? Потому что основа, на которой были эти учёные – это Сунна! Они не противоречили нам в основах вероубжедения, и не противоречили в вопросах таухида. Как и не противоречили нам в защите Сунны и опровержении приверженцев нововведений. Но они проявили иджтихад и ошиблись в некоторых вопросах. А за ошибкой учёного не следуют, нужно умалчивать об этом и распространять истину, и приводить те их слова, которые защищают истину». Сл. “аль-Фатуа байна мутабакъа уа мусаяра аль-ахуа”.
Важно отметить касательно слов шейха Салиха о том, что имам аш-Шаукани делал таъуиль сыфатов. Да, в тафсире «Фатх аль-Къадир» аш-Шаукани в отношении некоторых сыфатов следовал пути аш’аритов. Однако в своём труде под названием «ат-Тухаф фи мазахиб ас-саляф» он отвергает таъуиль и говорит, что необходимо утверждать все качества Аллаха так, как Он описан ими, без искажения, без обессмысливания, без воображения и без уподобления, и что именно таковым был мазхабв саляфов.
Касательно ‘акыды имама аш-Шаукани есть прекрасная докторская диссертация, написанная 27 лет назад под названием «Манхадж аль-имам аш-Шаукани филь-‘акыда» в 890 стр.
Кто желает узнать больше и подробнее, пусть вернётся к этому труду.
В любом случае, что ас-Сан’ани, что аш-Шаукани были муджтахидами из имамов ахлю-Сунна, были противниками слепого такълида и фанатизма, призывали людей возвращаться к Корану и Сунне и тому пути, которому следовали саляфы и имамы-муджтахиды, подобно Малику, Абу Ханифе, аш-Шафи’и, Ахмаду, Ибн Таймии, Ибн аль-Къайима, Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба и др.
Известный учёный – шейх Мухаммад ибн Мани’ (да смилуется над ним Аллах) – учитель шейха ‘Абду-р-Рахмана ас-Са’ди, касательно слов заблудшего аль-Каусари, сказавшего про имама аш-Шаукани: «У него были отвратительные отклонения. Сторонники истины не обращают внимания на заблудших подобных ему» (“аль-Макъалят”, 233), сказал: “аш-Шаукани – из числа великих учёных мусульман. И справедливые обладатели знания знают о его высоком положении в приверженности Корану и Сунне. А слова аль-Каусари в данном случае не имеют значения, поскольку он враг приверженцев хадиса». См. “Та’ликъат аль-‘алляма Ибн Мани’ ‘аля макъалят аль-Каусари” 203.
Также шейх Ибн Мани’ сказал: «Не обольщайся бредом аль-Каусари, воистину, он был испытан ненавистью к приверженцам хадиса, к таким, как аш-Шаукани, ас-Сан’ани, Сыддыкъ Хан и тем, кто жил раньше них из числа сторонников Сунны». См. “Та’ликъат аль-‘алляма Ибн Мани’ ‘аля макъалят аль-Каусари” 214.
Шейх аль-Альбани сказал: «Кто из числа требующих знание не слышал про имама аш-Шаукани?! Кто из числа требующих знание не слышал про ас-Сан’ани?! Кто из обладателей знания не слышал про Салиха аль-Мукъбили, автора книги «аль-‘Алям аш-шамих фи исар аль-хаккъ ‘аля аль-абаъ уаль-машаих»?! Кто не слышал о них?! Нет такого! Эти люди в основе были зейдитами, они не были ни ханафитского мазхаба, ни шафиитского, ни маликитского, ни ханбалитского, они не имели отношения к четырём мазхабам. Зейдиты вообще не из ахлю-Сунна уаль-джама’а. Однако, когда они (ас-Сан’ани, аш-Шаукани и аль-Мукъбили) последовали этому пути (очищения и довода), к которому мы призываем следовать всех мусульман, чтобы они сближались, не проявляли взаимную ненависть, то в них (этих троих) воплотилось то, что воплотилось в имамах, которых мы упоминали. Они стали из нашего числа, они стали суннитами, стали опровергать зейдитов, так как они противоречат Сунне. Это и есть манхадж объединения, а не разделения. А когда каждый человек следует своему мазхабу, то это и есть то, что разделяет, а не объединяет». Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 2.
1. Разногласий между Учеными. Причины и наша позиция в отношении этого. Автор: Шейх Мухаммад бин Солих аль-Усеймин
2. Разъяснения необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины. Автор: шейх Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам
3. Обязан ли мусульманин следовать какому-либо из четырех мазхабов?