Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

محمد بن إدريس الشافعي‎

Мухаммад ибн Идрис аш-­Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах

имам, великий учёный, специалист по наукам Корана, хадисоведения и арабского языка

Абу́ ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн аль-‘Аббас ибн Усман ибн Шафи‘ ибн ас-Саиб ибн ‘Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн аль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф аль-Мутталиби аль-Кураши — известный имам, учёный, специалист по наукам Корана, хадисоведения и арабского языка.

Основатель мазхаба шафиитов — одного из четырёх признанных мазхабов, дошедших до наших дней. Он родился в год смерти имама Абу Ханифы, в 150 году по мусульманскому летоисчислению в городе Газза (Палестина), затем его мать переехала с ним в Мекку.

Аш-Шафи‘и был очень умным, прекрасно знал арабский язык и литературу. Из числа его учителей наиболее выдающимися были: Малик, Суфьян ибн ‘Уяйна, аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани и др.

Он первый кто заявил о Усулюль-фикх как о отдельной науке и написал об этом свои работы.

Однозначно первым, кто был из числа имамов, написавших труд по усуль аль-фикх – это был имам аш-Шафи’и! См. “аль-Фикр аль-усули” 61, “Муртакъа аль-усуль” 29.

Сказал аз-Заркаши: “Первым, кто составил труд по усуль аль-фикъх – был аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах. По этой теме он составил книгу «ар-Рисаля», книгу «Ахкам аль-Къуран», книгу «Ихтиляф аль-хадис», «Ибталь аль-истихсан», книгу «Джумма’ аль-‘ильм» и книгу «аль-Къияс»”. См. “аль-Бахр аль-мухит” 1/10.

А ас-Суюты вообще заявил про наличие единогласного мнения /иджма/ на этот счёт, сказав: “Установлено единогласное мнение в том, что аш-Шафи’и был первым, кто установил науку по усулю, ибо он был первым, кто говорил об этом и кто написал на счёт этого отдельные труды”. См. “аль-Фикр ас-сами” 1/404.

Имам аш-Шафи‘и написал много книг, а именно: «аль-Умм», «ар-Рисаля», «Ихтиляф аль-хадис», «Джумма‘ аль-‘ильм», «Ибталь аль-истихсан», «Ахкам аль-Къуран», «Сыфа аль-амр уа-ннахи», «ар-Радд ‘аля Мухаммад ибн аль-Хасан», «Фадаиль аль-Къурайш», «аль-Мабсут филь-фикх», «аль-Амали аль-Кабир» и др.

Сказал аль-Музаний: «Я слышал как говорил аш-Шафи’ий: «Я выучил Куран когда мне было семь лет, и выучил аль-Муатта когда мне было десять!».

Сказал сам имам аш-Шафи’ий, да простит его Аллах: «Ненасытность у меня была в двух вещах: стрельба (из лука) и требование знаний!».

Имам аш-Шафи‘и скончался в 204 г. х. в возрасте 54 лет в Египте по причине обильного кровотечения, случившегося из-за обострения геморроя.

Слова похвалы о Мухаммаде аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах

аль-Хумайди рассказывал: “Я слышал, как Муслим аз-Зунджи – учитель аш-Шафи’и, говорил ему: «О Абу ‘Абдуллах, выноси фатуа, клянусь Аллахом, пришло время, чтобы ты давал фатуа!» А в это время аш-Шафи’и было всего пятнадцать лет”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 39, аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 2/243.

Сказал имам Ахмад ибну Ханбаль: «Я не оставляю ду’а Аллаху за аш-Шафи’ий на протяжение тридцати лет, и прошу прощения за него!».

аш-Шафи’и факъих

Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан про аш-Шафи’и сказал: “Я не видел никого разумнее и более знающего фикъх, чем он”. См. “Мукъаддима Муснад аш-Шафи’и” 1/42.

• Когда перед аль-Хумайди упоминали о аш-Шафи’и, он говорил: “аш-Шафи’и – это господин факъихов!” аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 2/68.

Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Если бы не аш-Шафи’и, то мы не знали бы фикъх хадисов”. См. “Тауали ат-таъсис” 85.

аз-За’фарани сказал: “Сторонники хадисов спали, пока аш-Шафи’и их не разбудил”. См. “Тауали ат-таъсис” 30.

‘Абдуль-Малик аль-Маймуни сказал: “Как-то Ахмад ибн Ханбаль мне сказал: «Я не смотрю на книги, которые кто-либо составил по фикъху, кроме книг аш-Шафи’и». И Ахмад сказал мне: «Почему ты не смотришь в них?» И он упомянул мне книгу «ар-Рисаля» и выделил её из всех его книг”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 61.

Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Как-то я написал Ахмаду ибн Ханбалю, чтобы он указал мне на книгу из числа книг аш-Шафи’и, которая мне принесёт пользу, и он указал мне на книгу «ар-Рисаля»”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/234.

Сказал аз-Заркаши: “Первым, кто составил труды по усуль аль-фикъх – был аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах. По этой теме он составил книгу «ар-Рисаля», книгу «Ахкам аль-Къуран», книгу «Ихтиляф аль-хадис», «Ибталь аль-истихсан», книгу «Джумма’ аль-‘ильм» и книгу «аль-Къияс»”. См. “аль-Бахр аль-мухит” 1/10.

• Многие имамы упоминали следующий ответ имама аш-Шафи’и в числе примеров высокого понимания им фикъха:
Хармаля рассказывал: “Как-то аш-Шафи’и спросили о человеке, во рту которого финик, который сказал: «Если я его съем, то моя жена разведена, и если я его выплюну, то моя жена разведена», на что аш-Шафи’и ответил: «Следует съесть половину финика и выплюнуть вторую половину»”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/143, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 15/7.
Т.е. поступив таким образом, развод такого человека не вступил в силу, поскольку он не является тем, кто съел этот финик полностью, как и тем, кто выплюнул его полностью.

аш-Шафи’и мухаддис

Ибн Уахб сказал: “аш-Шафи’и – из числа имамов хадисоведения”. См. “Мукъаддима Муснад аш-Шафи’и” 1/42.

Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Мухаддис не сможет обойтись без книг аш-Шафи’и”. См. “ас-Сияр” 10/57.

Имамы Абу Зур’а и Абу Дауд говорили: “Не передавал аш-Шафи’и хадиса, в котором бы он допустил ошибку”. См. “ас-Сияр” 10/47, “Тахзиб ат-тахзиб” 9/30.

Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани сказал: “Если приверженцы хадиса когда-либо что-то говорили, то делали это словами аш-Шафи’и”. См. “Тауали ат-таъсис” 77.

Следует отметить, что Ибн Аби Хатим и аль-Байхакъи в своих трудах, посвящённых имаму аш-Шафи’и передавали множество его слов относительно передатчиков хадисов, либо с похвалой в их адрес, либо с предостережением от слабых и ненадёжных из их числа. Имам аш-Шафи’и по праву также считается имамом науки аль-джарх уа-тта’диль.

аш-Шафи’и муфассир

Абу Хассан аз-Зияди сказал: “Я не видел никого, кто сильнее всех разбирался бы в значении аятов Корана, чем аш-Шафи’и”. аль-Байхакъи в “Ахкам аль-Къуран” 20.

Юнус ибн ‘Абдуль-А’ля говорил: “Вначале я сидел с толкователями Корана и спорил с ними, но что касается аш-Шафи’и, если он начинал говорить о тафсире, то делал это так, словно сам был свидетелем ниспослания Корана”. аль-Байхакъи в “Ахкам аль-Къуран” 28, Ибн Касир в “Манакыб аль-имам аш-Шафи’и” 169.

• Даже учитель аш-Шафи’и – Суфьян ибн ‘Уейна, когда его спрашивали о толковании Корана, поворачивался к аш-Шафи’и и говорил: “Спросите его”. См. “Тауали ат-таъсис” 76.

Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Группа из числа знатоков Корана поведала мне, что аш-Шафи’и был самым знающим человеком своего времени о значениях Корана”. См. “Тауали ат-таъсис” 90.

Ар-Раби’ ибн Сулейман сказал: “Редко бывало так, чтобы войдя к аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, я не обнаружил его со свитком Корана, исследующим законоположения Корана”. аль-Байхакъи в “Ахкам аль-Къуран” 28.

аш-Шафи’и языковед

Имам Ахмад сказал: “Слова аш-Шафи’и – довод в арабском языке”. См. “Мухтасар аль-Муъаммаль” 31.

Абу ‘Усман аль-Мазини сказал: “аш-Шафи’и для нас является доводом в арабской грамматике”. См. «аль-Маджму’» 1/25.

• Известный языковед Абу Хатим ас-Сиджистани сказал: “аш-Шафи’и сильнее нас знает язык арабов”. См. «аль-Маджму’» 12/140.

• Имам-языковед аль-Азхари сказал: “аш-Шафи’и был красноречивым, и его слова – довод в арабском языке”. См. “аль-Лисан” 8/419.

Хотелось бы завершить похвалу и достоинства великого имама аш-Шафи’и словами Дауда ибн ‘Али аль-Асбахани аз-Захири, который сказал:
“В аш-Шафи’и собрались такие достоинства, которые не собирались в другом человеке. Первым достоинством является его происхождение и род, ибо он из рода Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Из числа этих достоинств также – его религиозность и правильное вероубеждение, лишённое страстей и нововведений.
Из числа этого также:
– его великодушие;
– его познания в достоверности и слабости хадисов;
– его познание отменённых хадисов и отменяющих;
– его знание Книги Аллаха, сообщений Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его жизнеописания и жизнеописания его халифов (да будет доволен ими Аллах);
– разоблачение противоречащих (истине);
– написание книг в ранние и поздние годы.
Из числа этого также – его сторонники и ученики, соответствовавшие ему, как Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, который был подобен ему в своём аскетизме, знании, набожности и стойкости на Сунне. Также такие ученики, как Сулейман ибн Дауд аль-Хашими, ‘Абдуллах аль-Хумайди, аль-Хусейн ибн аль-Фалляс, Абу Саур, Ибрахим ибн Халид аль-Кальби, аль-Хасан ибн Мухаммад аз-За’фарани, Абу Я’къуб Юсуф ибн Яхья аль-Бууейты, Хармаля ибн Яхья ат-Туджиби, ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Муради, Муса ибн Аби аль-Джаруд, аль-Харис ибн Сурайдж, Ахмад ибн Халид аль-Халляль. А также защитник его мазхаба – Абу Ибрахим Исма’иль ибн Яхья аль-Музани.
И не собралось ни в ком из учёных и факъихов то, что собралось в аш-Шафи’и, да помилует Аллах его и их всех”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 2/324-325, Ибн Асакир в “Тарих Димашкъ” 14/417.

Следует отметить, что относительно биографии и достоинств имама аш-Шафи’и было написано около восьмидесяти трудов на протяжении истории Ислама, не считая того, что написали о нём современники. См. “Та’ликъ ‘аля Тахзиб аль-люгъат” 1/156.

Сказал имам Ахмад ибну Ханбаль: «Поистине Аллах посылает к людям в конце каждого века того, кто обучает их Сунне (возрождает Сунну), и отрицает от посланника Аллаха ﷺ, ложь и всё что приписывают ему. Посмотрели мы, и говорим, что в первом веке им был ‘Умар ибну ‘абдуль-‘Азиз, а во втором имам аш-Шафи’ий!».

Сказал Хармаля: «Я слышал как говорил о аш-Шафи’ий: «Его называют в Багдаде приверженцем и защитником хадисов».

Сказал имам Ахмад ибну ‘Алий аль-Джурджаний: «аль-Хумэйдий, когда упоминали аш-Шафи’ий, говорил: «Передал нам господин всех факыхов – имам аш-Шафи’ий».

Сказал Яхья ибну Саийд аль-Каттан: «Я не видел более мудрого (разумного сообразительного) и разбирающегося в фикхе чем аш-Шафи’ий».

Сказал ‘Алий ибну аль-Мадиний своему сыну: «Я не оставил ни одного слова от аш-Шафи’ий не записав его, ибо поистине в них знание!»

Имам аз-Захаби передал, что Юнус ас-Садафи рассказал: «Я не встречал человека более разумного, чем имам аш-Шафи‘и. Однажды мы заспорили о каком-то вопросе, а потом разошлись. Но когда аш-Шафи‘и встретил меня потом, то взял за руку и сказал: „О, Абу Муса, неужели разногласие в одном вопросе может помешать нам быть братьями?!“. Это указывает«, — заключает аз-Захаби, — «на мудрость и достоинство имама аш-Шафи‘и. Ведь обычно соперники начинают во всем препираться друг с другом». «Сияр а‘лам ан-нубаля», 10, с. 16; также Ибн ‘Асакир «Тарих мадинат Димашк» 14/ 403/2.

Имам Малик про аш-Шафи’и говорил: “Я не видел более понимающего, чем этот юноша”. См. “Тауали ат-таъсис” 74.

Имам аль-Хумайди рассказывал, что как-то имам Ахмад посоветовал ему посетить собрание имама аш-Шафи’и, после чего аль-Хумайди сказал: “Когда мы ушли с собрания, Ахмад ибн Ханбаль спросил меня: «Каким ты увидел его?» Тогда я стал перечислять вопросы, в которых он допустил ошибки, что было причиной его курайшитства (т.е. из-за зависти к нему). На это Ахмад мне сказал: «Неужели ты не желаешь, чтобы человек из числа курайшитов обладал такими познаниями и таким красноречием?! Он упоминает сотню положений и допускает ошибки в пяти или десяти вопросах, так оставь то, в чём он ошибся и бери то, в чём он был прав». Слова Ахмада запали мне в сердце, и я стал посещать уроки аш-Шафи’и так часто, что превзошёл их в сидении с ним”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 25, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/103.

Абу Саур сказал: “Я, Исхакъ ибн Рахауейх, Хусайн аль-Касабиси и группа из числа иракцев не оставили наше нововведение (чрезмерное увлечение в использовании собственных мнений и аналогий), пока не встретили аш-Шафи’и”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 43, Ну’айм в “аль-Хилья” 9/110, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 51/342.

Абу Саур также рассказывал: “Как-то ‘Абду-р-Рахман ибн Махди написал аш-Шафи’и, который в то время был юношей, чтобы он составил для него книгу, в которой будет содержаться: разъяснение смыслов Корана; науки, связанные с сообщениями о нём; довод единогласного мнения; разъяснение отменяющих и отменённых положений из Корана и Сунны. Тогда он составил для него свою книгу «ар-Рисаля». После этого ‘Абду-р-Рахман ибн Махди говорил: «Каждый раз, когда я совершаю молитву, обращаюсь в ней с мольбой за аш-Шафи’и»”. Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 28/239.

См. «Тахзийб ат-Тахзийб» (3/ 497 – 500).

Асары передаваемые от Мухаммада аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых сообщил своей общине Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И этому не может противоречить никто из творений Великого и Всемогущего Аллаха, до которого дошёл довод из Корана, а также достоверное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если же кто-то будет противоречить этому после того, как ему будет предоставлен довод, то он станет неверным во Всемогущего и Великого Аллаха. Однако до того времени, пока человеку не будет приведён соответствующий довод в виде шариатского сообщения, он имеет оправдание из-за своего невежества, поскольку знание об этом не постигается ни разумом, ни познанием, ни размышлением, ни чем-либо подобным.
Великий и Всемогущий Аллах сообщил, что Он – Всеслышащий. Сообщил, что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: «Однако Его обе Руки простёрты» (5: 64).
И у Него есть правая Рука, ибо сказал: «а небеса будут свернуты Его правой Рукой» (39: 67).
У Него есть Лик, ибо Он сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28: 88) и «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающего величием и великодушием» (55: 27).
У Него есть стопа, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой», т.е. на Ад. аль-Бухари (2826), Муслим (2848).
Аллах улыбнётся тому, кто будет убит на Его пути. аль-Бухари (4848), Муслим (1890).
Господь нисходит каждую ночь на ближнее небо. аль-Бухари (1145, 6321), Муслим (168).
Аллах не является одноглазым, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминая о Дадджале (антихристе), сказал: «Поистине, он – одноглазый, а ваш Господь таковым не является». аль-Бухари (806, 4581).
Верующие воочию увидят своего Великого и Всемогущего Господа в День воскрешения подобно тому, как они видят луну в ночь полнолуния. аль-Бухари (7131), Муслим (2933).
У Него есть пальцы, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого сердца, которое не находилось бы между двумя из Пальцев Милостивого, Велик Он и Могуч». Ахмад (4/182), Муслим (2654).
Истинная сущность того, чем описал Себя Великий и Всемогущий Аллах, а также описал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не постигается ни умом, ни познанием. Никто не становится неверным из-за своего невежества об этом до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение. Если же переданное об этом является шариатским сообщением, то оно в понимании занимает положение услышанного напрямую. Услышавший шариатское сообщение обязан подчиниться ему в действительности и засвидетельствовать его, как будто он воочию увидел и непосредственно услышал это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Мы утверждаем упомянутые качества Аллаха и отвергаем их уподобление, как отверг это от Себя Сам Всевышний, сказав: «Нет никого подобного Ему» (42: 11)”. Ибн Аби Я’ля в “ат-Табакъат” 1/283, Ибн Къудама в “Сыфа аль-‘Улюу” 124.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Я уверовал в Аллаха и во всё, что пришло от Аллаха именно так, как этого пожелал Аллах. И я уверовал в Посланника Аллаха ﷺ и во всё, что принёс Посланник Аллаха ﷺ именно так, как этого пожелал Посланник Аллаха ﷺ”. См. “Рисаля аль-Мадина” 121.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Коран – это Слова Аллаха Всевышнего, и он не сотворён. А кто скажет, что Коран сотворён, тот – неверный”. аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 165.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если бы люди знали о том, сколько страсти содержит в себе философия «аль-калям», то они убежали бы от неё так же, как бегут ото льва”. аль-Харауи в “Замм аль-калям” 1159.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если человек станет заниматься суфизмом (тасаууф) в начале дня, то до наступления обеда ты обязательно обнаружишь его уже ставшим глупцом”. Ибн аль-Джаузи в “Тальбису иблис” 327.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Я оставил в Ираке вещь, которую внесли еретики, именуемую ими как «ат-тагъбир», посредством чего они отвлекают людей от Корана”. аль-Халляль в “аль-Амр биль-ма’руф” 191, аль-Абури в “Манакыб аш-Шафи’и” 52.
Ранний имам и признанный языковед – Абу Мансур аль-Азхари сказал: “То, что читается из числа стихов на распев с поминанием Аллаха Всевышнего, именуется «ат-тагъбир». Словно они произносят эти стихи (нашид) на песенный манер (альхан), впадая в возбуждение и танцуя при этом”. См. “Тахзиб аль-люгъа” 8/122.

• Сказал аль-Бууейты: “Я спросил аш-Шафи’и: «Можно ли мне молиться за рафидитом?»
На это он ответил: «Не молись ни за рафидитом, ни за къадаритом, ни за мурджиитом».
Я сказал: «Опиши их нам».
Он сказал: «Кто говорит, что иман – это лишь слова, тот – мурджиит.
Кто говорит, что Абу Бакр и ‘Умар не являются имамами мусульман, тот – рафидит.
Кто приписал абсолютную «волю» к себе, тот – къадарит»”. аль-Харауи в “Замм аль-калям” 215, аз-Захаби в “ас-Сияр” 10/31.

• Юнус ибн ‘Абдуль-А’ля сказал: “Как-то я сказал аш-Шафи’и: «Поистине, наш друг – аль-Лейс ибн Са’д», говорил: «Если вы увидите человека, идущим по воде, то не обольщайтесь им, пока не сопоставите его деяние с Кораном и Сунной». На это аш-Шафи’и сказал: «Он был краток, да смилуется над ним Аллах. Более того, если вы увидите человека, идущим по воде и даже летающим по воздуху, то не обольщайтесь им, пока не сопоставите его дела с Кораном и Сунной»”. См. “Табакъат аш-шафи’ийя” 63.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Для раба Аллаха встретиться со своим Господом со всеми грехами, не считая многобожия, будет лучше, чем Он встретится с ним с чем-либо из нововведений”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/111.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Иман – это слова и дела, он увеличивается при послушании Аллаху и уменьшается при Его ослушании”. После чего он прочитал следующий аят: «чтобы увеличилась вера у верующих» (74: 31). Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/114.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Иман – это слова, дела и убеждение в сердце. Разве ты не слышал Слов Всевышнего и Великого Аллаха: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (2: 143). Речь идёт о молитве, которую вначале совершали по направлению к Иерусалиму. И молитва была названа верой (иман), и она включает в себя слова, дела и убеждение”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 81.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Единогласное мнение сподвижников, таби’инов и тех, кого мы застали после них, гласит, что иман – это слова, дела и намерение, и что одного из трёх недостаточно без другого”. аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 5/956.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Сподвижники и таби’ины не разногласили в предпочтении Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) над другими”. См. “Минхадж ас-Сунна” 2/43.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Никто, никогда не имеет права говорить на что-либо «харам» или «халяль», кроме как на основании знания. А знание – это сообщение из Корана или Сунны, или единогласное мнение (аль-иджма’), или аналогия (кыяс)”. См. “ар-Рисаля” 120.

• Имам Ахмад сказал: “Как-то я спросил аш-Шафи’и про аналогию (кыяс) и он сказал: «К аналогии следует прибегать лишь при необходимости»”. Абу Я’ля в “аль-‘Удда” 4/1316.
Т.е. к аналогии необходимо обращаться в том или ином вопросе лишь тогда, когда на этот счёт нет указаний в Коране, в Сунне, в единогласном мнении или в словах сподвижников.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Коран понимается на основе его внешнего смысла до тех пор, пока довод самого Корана, или довод Сунны, или единогласное мнение (иджма’) не будет указывать на то, что брать следует скрытый (неочевидный) смысл, а не внешний”. См. “ар-Рисаля” 1727.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя относить к скрытому (неочевидному) смыслу, как и конкретизировать его, кроме как на основании другого хадиса от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не кого-либо иного”. См. “аль-Умм” 4/132.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Аллах не допустил того, чтобы какая-либо книга вся была достоверной, кроме Его Книги (Корана)”. См. “аль-Джидд аль-хасис” 14.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Ни я, ни кто-либо из обладателей знания, не говорим: «В этом все единогласны», кроме как если каждый учёный, которого ты встретишь, скажет тебе это, передавая от тех, кто был до него, как, например то, что обеденный намаз состоит из четырёх рака’атов, что вино запрещено, и т.п.”. См. “ар-Рисаля” 534.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Мы не знаем такого человека, который собрал бы всю Сунну так, чтобы он ничего не упустил. Но если собрать знание всех учёных, то вся Сунна будет известна. Если же разделить знание каждого из них, то и знание о Сунне будет разделено. Но то, что неизвестно одному, известно другому”. См. “ар-Рисаля” 139-140.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Любой человек может упустить что-либо из Сунны, и она может ускользнуть от него. Но что бы я ни сказал или какую бы основу я ни вывел, если в этом вопросе будет от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-то, что противоречит тому, что я сказал, то следовать необходимо за тем, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это будет моим мнением”. аль-Байхакъи в “аль-Манакыб аш-Шафи’и” 1/475.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Воистину, впал в заблуждение тот, кто оставит пророческий хадис ради слов того, кто был после него”. аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 398.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Любой (достоверный) пророческий хадис – это мои слова, даже если вы не слышали их от меня”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 93.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Что бы я ни сказал, если достоверные слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будут противоречить этому, то их необходимо принять, и не делайте такълид за мной”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 48.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Учёные единогласны в том, что тот, кому стала известна Сунна Посланника (мир ему и благословение Аллаха), не имеет права оставлять эту Сунну по причине слов кого-либо”. См. “ар-Рух” 264.

• аль-Хумайди рассказывал: “Однажды, когда мы находились в обществе аш-Шафи’и, к нему подошёл один человек и спросил его касательно какого-то вопроса. аш-Шафи’и ему ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил так-то и так».
Тот человек спросил: «А ты что скажешь?»
На это аш-Шафи’и возмутившись, сказал: «Свят Аллах! Ты что увидел меня в церкви, или синагоге, или увидел на моей груди крест?! Я тебе говорю: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил так-то и так», а ты спрашиваешь: «А ты что скажешь?»!”Абу-ль-Фадль аль-Мукъри в “Ахадис фи замм аль-калям уа ахлих” 2/13, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 51/287.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Когда я видел человека из числа знатоков хадиса, я как будто видел самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. аль-Хатыб в “Шарфу асхабиль-хадис” 90.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если бы не знатоки хадиса, то мы стали бы обычными продавцами бобов”. аль-Харауи в “Замм аль-калям” 387.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Знание состоит из двух видов: следование (иттиба’) и извлечение законоположений (истинбат). Следование – это следование за Кораном, и если нет этого (исследуемого вопроса) в Коране, то за Сунной. А если этого нет в Сунне, то следование за словами тех, кто был из числа наших предшественников (саляф), относительно чего нам не известны противоречия”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 148.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “У знания есть различные уровни. Сначала идёт Коран, а потом Сунна, которая является достоверной. Вторым идёт единогласное мнение (иджма’) касательно того, на что нет указания в Коране и Сунне. А третьим идёт высказывание некоторых сподвижников, относительно которых нам не известно, чтобы кто-то пошёл им в противоречие”. См. “аль-Умм” 7/246.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если сподвижники сойдутся в каком-то вопросе, то мы возьмём то, в чём они сошлись. Если один из них сказал что-то, и никто из них не стал ему противоречить, то мы возьмём его мнение. А если они разошлись в чём-то, то мы возьмём слова группы из них. Однако мы не выходим за границы слов сподвижников”. аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 110.

• ‘Убайдуллах ибн Харун рассказывал: “Я слышал, как аш-Шафи’и, будучи в Мекке, сказал: “Спрашивайте меня, о чём пожелаете, я отвечу вам из Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”
Тогда я подумал: “Какой же он невоспитанный человек”.
Его спросили: “О Абу ‘Абдуллах, а что ты скажешь о человеке, убившем осу в состоянии ихрама?”
Он ответил: “Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник» (59: 7).
А со слов Хузайфы сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-‘Укъайли, аль-Халили, аль-Альбани.
А Тарикъ ибн Шихаб рассказывал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб повелевал убивать ос в состоянии ихрама”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/109, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 259, аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 468.
Обратите внимание на то, как имам аш-Шафи’и привёл доказательство из Корана и Сунны на то, что дозволено убивать ос в состоянии ихрама! Сначала он привёл аят, повелевающий следовать велениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), затем привёл хадис, повелевающий следовать за Абу Бакром и ‘Умаром (да будет доволен ими Аллах), после чего привёл слова ‘Умара по заданному вопросу.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Я не знаю ни от кого из числа факъихов мусульман, чтобы они разногласили относительно необходимости принятия хадиса, передающегося малочисленными путями (хабар аль-уахид)”. См. “ар-Рисаля” 1248.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Требующий знание без доказательств подобен тому, кто собирает дрова ночью, который вместе с дровами берёт и змею, жалящую его”. аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Нет после выполнения столпов Ислама чего-либо лучшего, чем приобретение шариатского знания”. У него спросили: «Это лучше даже, чем джихад на пути Аллаха?!» Он ответил: “Лучше даже, чем джихад на пути Аллаха”. аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 310.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Требование знания лучше, чем добровольные молитвы”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 97, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/119.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Понимание смысла Корана любимей для нас, чем простое заучивание его букв”. Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 59/219.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Знание – это не то, что выучено, однако знание – это то, что приносит пользу”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/123.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Знание является невежеством для невежественных людей, так же, как и невежество является невежеством для обладающих знанием”. См. “Файд аль-Къадир” 2/102.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Учёные делали исключением из запретного вида злословия (гъиба), некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть даже обязательные. К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах Шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека”. См. “аль-Умм” 7/90.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Отцы и матери обязаны воспитанием своих детей, обучением их очищению и молитве, вплоть до физического наказания за их отказ от этого, когда они уже станут разумными и понимающими. А кто из детей достигнет возраста появления поллюций или месячных, или же достигнет пятнадцатилетнего возраста, то исполнение обязанностей для него становится обязательным”. аль-Багъауи в “Шарх ас-Сунна” 2/407.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если неверный из страны, с которой у мусульман нет договора (харбий), зашёл в исламскую страну под гарантией безопасности и умер в ней, то его имущество нельзя трогать. И правитель мусульман должен отправить его имущество его наследникам, где бы они ни были”. См. “аль-Умм” 4/296.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Хотел бы я, чтобы люди понимали то, что сказано в моих книгах о значениях Корана и Сунны и распространяли это, даже если они не будут в этом ссылаться на меня”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 84.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Самое высокое положение среди людей занимает тот, кто не считает себя таковым, а самым большим достоинством среди людей обладает тот, кто не замечает своего достоинства”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 1/211.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Если факъихи, поступающие в соответствии со знанием, не являются приближёнными Аллаха (аулия), тогда у Аллаха нет приближённых”. аль-Байхакъи в “Адаб аш-Шафи’и” 2/155.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Не проживай в городе, в котором нет учёного, дающего тебе фатуа касательно вопросов твоей религии, и в котором нет врача, указывающего тебе на состояние твоего здоровья”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 224.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Не проси совета у того, у кого нет в доме муки, ибо, поистине, его мысли заняты другим”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 142.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Довольство людей – это вещь недостижимая, поэтому следуй тому, что принесёт тебе пользу, оставив всё, что тебя не касается. Ведь, поистине, добиваться довольства творений – не предписано и не узаконено, тогда как добиваться довольства Создателя является установленным и обязательным предписанием”. См. “Мухтасар Сыфа ас-сафуа” 85.

• Имам аш-Шафи’и сказал: “Управлять людьми намного сложнее, чем управлять животными”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 207.

• Имам аш-Шафи’и сказал:  «Я не знаю, чтобы полоскание рта и носа было обязательным для совершающего омовение. И я не знаю разногласий в том, что если совершающий омовение оставит их [т.е. полоскание рта и носа] осознанно или по забывчивости и совершит намаз – он не переделывает его вновь».  См. «аль-Умм» 1/39

Абу Джафар ат-Табари (ум. 310 г.х.) сказал:
«Не пришло ни от одного сподвижника посланника Аллаха ﷺ сообщение, обязывающее оставившему полоскание рта и носа возобновить намаз. И в этом самый явный довод на верность того, что мы говорим, что они полоскали нос и рот, только из предпочтения лучшего.
Если кто-то подумает, что в хадисах переданных от Посланника Аллаха ﷺ, таких как «Тот, кто совершает омовение, пусть высморкается» – содержится довод на обязательность полоскания носа, то будет сказано, что довод в иджма’ на то, что это не фард, за оставление которого, нужно возобновлять намаз».  См. «Тафсир» Табари 180/8

Умение имама аш-Шафи’и вести спор и сила его аргументации

Общеизвестно, что имаму аш-Шафи’и была дарована способность вести диспут наилучшим способом. Ведь бывает так, что человек обладает знанием, однако неспособен использовать это знание и аргументацию во время диспута. Однако подобное никак нельзя сказать про имама аш-Шафи’и, о великой способности вести научный спор которого было засвидетельствовано многими его современниками.
Так, например, среди достоверных сообщений на эту тему, можно упомянуть следующие:

Харун ибн Са’ид сказал: “Если бы аш-Шафи’и стал препираться о том, что этот столб, который из камня на самом деле из дерева, то одолел бы, по причине его силы в споре”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/103.
Однажды ар-Раби’ ибн Сулейман сказал аль-Музани про имама аш-Шафи’и: “Если бы он вступил в спор даже с шайтаном, то одолел бы его”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/139.

Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-Хакам сказал: “Когда я видел, как кто-то спорит с аш-Шафи’и, я проникался жалостью к его оппоненту”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/208.

Также он сказал: “Если бы ты увидел аш-Шафи’и, спорящим с тобой, то посчитал бы его хищником, который тебя разрывает”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/209.

О том, что имам аш-Шафи’и в своих диспутах преследовал только истину

Следует отметить, что всё упомянутое, о великой способности и таланте вести диспуты имамом аш-Шафи’и, конечно же не означает, что он был заядлым спорщиком, пытавшимся доказать во что бы то ни стало, лишь свою точку зрения и свою правоту. Напротив, он всегда преследовал лишь истину и не желал для своих оппонентов допущения ими ошибок. И сам аш-Шафи’и часто говорил: “Я никогда не спорил ни с кем с намерением одержать верх над оппонентом”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/173.

Также аш-Шафи’и говорил: “Я никогда ни с кем не спорил, желая, чтобы он ошибся”. Ибн Хиббан в “ас-Сахих” 5/496.

Также аш-Шафи’и сказал: “С кем бы я ни препирался из числа тех, кто отвергал предоставленный ему довод, то он обязательно терял почёт в моих глазах, а что касается принимавшего довод, то я начинал его почитать. И с кем бы я ни препирался, мне было без разницы, с кем будет довод, так как я следовал за доводом, даже если он был с моим оппонентом”. Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 14/15, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису иблис” 703.

Какие великие слова, но как же мало внемлющих подобному.
Более того, имам аш-Шафи’и лучше многих людей своего времени понимал, что такое приемлемое разногласие в религии! Юнус ас-Садфи рассказывал: “Я никогда не видел разумнее, чем аш-Шафи’и! Однажды мы поспорили с ним относительно одного вопроса, а затем разошлись. Когда же мы вновь встретились, он взял меня за руку и сказал: «О Абу Муса! Разве мы не остались братьями, хоть и не сошлись в одном вопросе?»” См. “ас-Сияр” 10/16.

Приведя эту историю, имам аз-Захаби сказал: “Это указывает на совершенный разум этого имама и на его понимание фикъха. Ведь люди не переставали разногласить”. См. “ас-Сияр” 10/16.

Однако подобное касается приверженцев Сунны, ибо в отношении приверженцев нововведений имам аш-Шафи’и говорил: “Я никогда не спорил ни с кем, желая, чтобы он ошибся, если не считать приверженца нововведений. Поистине, я желаю, чтобы его положение стало ясным для людей”. Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 51/384.

Некоторые научные диспуты имама аш-Шафи’и по вопросам фикха и пользы, извлекаемые из них

Содержание

Введение
О том, что научные диспуты по фикъху дозволены без разногласий

Кратко о великом имаме аш-Шафи’и
Некоторые высказывания имама аш-Шафи’и по различным положениям религии
Умение имама аш-Шафи’и вести спор и сила его аргументации
О том, что имам аш-Шафи’и в своих диспутах преследовал только истину

Диспут между имамами аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом относительно запретности продажи и сдачи в аренду домов и земель Заповедной территории Мекки
Коротко об имаме Ибн Рахауейхе
Суть данного диспута
Кто приводит этот диспут
Текст самого диспута
Пользы, извлекаемые из данного диспута
По поводу аргумента аш-Шафи’и хадисом: «А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!»
По поводу аргументации Исхакъа ибн Рахауейха аятом о Заповедной мечети Мекки
Об отклонённой версии данного диспута
О словах имама Ахмада, что в этом диспуте Исхакъ одолел аш-Шафи’и

Диспут между имамами аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом относительно дозволенности использования шкур животных после дубления
Суть данного диспута
Кто приводит этот диспут
Текст самого диспута
Пользы, извлекаемые из данного диспута
О словах аш-Шафи’и, что хадис Ибн ‘Укайма является записанным, а хадис Маймуны является услышанным
Указывает ли то, что аш-Шафи’и замолчал, на его поражение в данном диспуте?
О достоверности и понимании хадиса Ибн ‘Укайма, к которому склонился имам Ахмад

Диспут между имамами аш-Шафи’и и Мухаммадом аш-Шейбани относительно превосходства Абу Ханифы и Малика
Коротко об имаме Мухаммаде аш-Шейбани
Суть данного диспута
Кто приводит этот диспут
Тексты самого диспута
Пользы, извлекаемые из данного диспута
Об искажённой версии данного диспута

Заключение
Использованная литература

Данный материал находиться: здесь