Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

أبو عيسى الترمذي‎

Абу ‘Иса ат-­Тирмизи, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, выдающийся хадисовед и законовед, составитель одного из шести главных сборников Сунны — «Сунан ат-­Тирмизи»

Абу ‘Иса Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ибн аль-Даххак ас-Сулями ат-Тирмизи — выдающийся хадисовед и законовед, составитель одного из шести главных сводов Сунны — «аль-­Джами‘ ас-сахих» (больше известна как «Сунан ат-­Тирмизи»). Родился в Термезе (совр. Узбекистан) в 209 г. х., собирал хадисы в Хорасане, Ираке, Мекке и Медины.

Его учителя:
Обучался у таких учёных, как Мухаммад аль-­Бухари, Исхак ибн Рахавайхи и другие.

Его ученики:
Его учениками были выдающиеся знатоки хадисов: Абу аль-‘Аббас аль-­Махбуби, Абу ‘Али аль-­Карраб, Абу Са‘ид аш-­Шаши, Абу Хамид аль-­Марвази и др.

Его труды:
Одной из главных его работ — это составление одного из шести главных сводов Сунны — «аль-­Джами‘ ас-сахих», больше известна как «Сунан ат-­Тирмизи».
О своём сборнике хадисов ат-­Тирмизи сказал: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живёт говорящий Пророк». Ему также принадлежат сборники хадисов «аш-­Шамаиль аль-­Мухаммадия», «аль-‘Иляль аль-­Кабир» и другие трактаты.

В конце жизни ат-­Тирмизи потерял зрение. Умер под Термезом 13-го числа месяца раджаб в 279 году по мусульманскому летоисчислению.

Аз-­Захаби пишет: Абу Са‘д Аль-­Идриси передал со своим иснадом, что Абу ‘Иса (Мухаммад ибн ‘Иса ат-­Тирмизи) сказал: «Я был на пути в Мекку и переписал две части хадисов одного шейха. Затем я нашёл его и попросил (чтобы он прочитал его хадисы, а имам ат-­Тирмизи сверил бы его чтение со своими записями, получив таким образом непрерывный иснад к матнам через прослушивание) — я думал, что те две части записей у меня с собой — и он согласился. И тут (когда приступили к чтению) я увидел, что у меня две стопки чистой бумаги, а шейх продолжал читать хадисы. Вдруг он посмотрел и увидел у меня в руках пустые листы. Он сказал: “Неужели ты не постесняешься передо мной (так себя вести)?” Тогда я рассказал ему о своей ситуации и добавил: “Я всё запоминаю”. Он попросил: “Повтори”. И я повторил ему (всё, что он прочитал). Он не поверил мне и сказал: “Ты заучил их прежде, чем подойти (ко мне)?” Я сказал: “Расскажи мне другие (хадисы)”. И он рассказал мне сорок (других) хадисов, затем сказал: “Ну, давай (повтори)”. Я повторил ему их и не ошибся ни в одной букве”».

См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби 13/270–263 с сокращением; «Кут аль-Мугтазий» ас-Суютый с. 12; «Тазкират аль-хуфаз» аз-Захаби 2/154.