Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابن أبو داود

Ибн Абу Давуд, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, имам, выдающийся хадисовед, сын Абу Дауда

‘Абду-Ллах бин Сулейман бин аль-Аш’ас бин Исхакъ бин Башир аль-Азди, известный как «Ибн Аби Давуд». Его кунья – Абу Бакр. Он родился в 230-ом году хиджры. Он является сыном имама Абу Давуда, автора сборника хадисов «Сунан».

Еще в юном возрасте, он много путешествовал с отцом по исламским землям в поисках знаний. Они посетили Хорасан, Исфахан, Багдад, Куфу, Мекку, Медину, Шам, Египет и другие города. Во время этих путешествий он получал и записывал знания, а в итоге он поселился в Багдаде.

Первым ученым (помимо его отца), от которого он взял знание, был Мухаммад бин Аслям ат-Туси. Этим он очень обрадовал отца, так как ат-Туси был выдающимся учёным. Сам Абу Бакр ибн Аби Давуд рассказывал об этом: «Первым, от кого я записал знания, хадисы и это было в 241 году, был Мухаммад бин Аслям ат-Туси. Он был праведным человеком, и мой отец очень обрадовался, когда узнал об этом, и сказал, что мои первые записи о знании были от праведного человека». Абу Бакр говорит, что он видел джаназа Исхакъа бин Рахавейха, умершего в 238-ом году хиджры.

• Высокое стремление к знанию:
С самого детства его отличало рвение к поиску, получению и передаче знания. В подтверждение этого передается от его ученика Абу Хафса ‘Умара бин Шахина, что он слышал как Абу Бакр ибн Аби Давуд говорил: «Я приехал в Куфу для получения знаний о хадисах от ученых Куфы, а у меня был всего один дирхам. Я купил 30 муддов бобов, и это было моей пищей. Я записывал хадисы от Абу Са’ида и от ‘Усмана, записав тысячу хадисов, а за месяц записал 30 тысяч хадисов. Среди них были хадисы с прерванным иснадом и хадисы мурсаль. Я питался этими бобами и записывал от имама Абу Са’ида аль-Ашаджжа. Не успели закончиться эти бобы, как я уже записал 30 тысяч хадисов». См.: «Тарих Багъдад» (9/466). Автор характеризуется как хафиз муткъин (выдающийся знаток), знавший из Сунны очень многое наизусть.
Он рассказывает: «Я по памяти рассказал в Исфахане людям из числа знатоков хадиса 36 тысяч хадисов, и они указали мне на то, что я ошибся в семи из них, но после отъезда я проверил свои записи и увидел, что пять из них я рассказал так, как записано». См.: «Тарих Багъдад» (9/466).

Его учителя:
Учился у выдающихся имамов того времени, включая своего отца, а также: Саляма бин Шабиб, Ахмад бин Салих, Мухаммад бин аль-Мусанна, Мухаммад бин Башшар, ‘Амр бин ‘Усман аль-Химсы, Исхакъ аль-Каусадж, Мухаммад бин Яхья аз-Зухли, ‘Амр бин ‘Али аль-Фалляс, Йусуф бин Муса аль-Къаттан и многие другие.

Ученики:
Оставил после себя много учеников, среди которых: Ибн Хиббан, автор «Сахиха», Ибн Аби Хатим, имам Абу-ль-Хасан ад-Даракъутни, Абу Ахмад аль-Хаким, Ибн Батта автор книги «аль-Ибана», Абу Муслим Мухаммад аль-Катиб, Абу Бакр бин Мухаммад аль-Варракъ, Абу Хафс ‘Умар бин Шахин и многие другие.

Его ‘акъида (вероубеждение):
Его ‘акъидой была ‘акъида саляфов, асхаб-уль-хадис, последователей Сунны. И труд «аль-Хаийя» является тому наглядным подтверждением. Несмотря на то, что это произведение краткое, в нем автор изложил убеждения, соответствующие пути ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а.

Передано от него, что после написания этого стихотворения он сказал: «Это мои слова, мои убеждения, слова моего отца, это слова наших шейхов, и это слова ученых, которых мы не видели, но как они дошли до нас. Кто скажет, что у меня другие убеждения, тот лжец».
Что касается ложно приписываемых ему некоторых отклонений, то отлично ответил на это шейх аль-Му‘аллими, да одарит его Аллах Своей милостью, в «ат-Танкиль» (1/307-314).

Его труды:
Стихотворение «аль-Хаийя» – из важнейших трудов, сообщающих о настоящей ‘акъиде ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а. Оно состоит из 33 строк. Называется «Хаийя», потому что все строки заканчиваются на арабскую букву «ха (ح)». Это одна из первых поэм, написанная о вероубеждении ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а. Многие ученые придавали большое значение этой поэме, например Имам аль-Аджурри закончил свою книгу «аш-Шари’а» этой поэмой.

Сказал аз-Захаби: «Эта поэма передана в форме мутауатир (многочисленными путями) от её автора. Её передал аль-Аджурри (ум. в 360 г.х.) и также написал к неё комментарии. Также её передал Абу ‘Абду-Ллах бин Батта в “аль-Ибана”» См.: «аль-‘Улювв» (2/1223).

Также из тех, кто написал к ней разъяснения, был Ибн-уль-Баннаъ. См.: «Зейль табакъат-уль-ханабиля» (1/35) Ибн Раджаба.

Этот имам, относительно заслуг которого единодушны знатоки религии, написал много книг, среди которых: «аль-Муснад», «ат-Тафсир», «аль-Масахиф», «аль-Масабих», «ан-Насих уа-ль-мансух», «Фадаилю-ль-Къуръан», «аль-Ба’с уа-н-нушур», «Шари’ату-т-тафсир». Также упоминали, что к его книгам относится книга «ас-Сунан», которую он показал имаму Ахмаду бин Ханбалю и он одобрил её и посчитал отличной, и это не та книга, которая принадлежит его отцу и известная как «Сунан Абу Давуда».

Конец жизни:
Умер Ибн Аби Давуд, да одарит его Аллах Своей милостью, в Багдаде в месяце Зуль-хиджжа в 316 г.х. в возрасте 87 лет.
Сообщается, что погребальный намаз по нему совершило около трёхсот тысяч человек или даже более. Оставил после себя трёх сыновей: ‘Абду-ль-А’ля, Мухаммад и Абу Ма’мар ‘Убайду-Ллах и пять дочерей, да простит Аллах его и всех мусульман.

См. «Тазкират-уль-хуффаз» (7/767) аз-Захаби, «Тарих Багъдад» (9/464) Хатыба аль-Багъдади, «Сийар а’лям ан-нубаля» (13/221) аз-Захаби, «Табакъату-ль-ханабиля» (2/51) Къады Ибн Аби Йа’ля, «Лисан-уль-мизан» (3/293) хафиза Ибн Хаджара, «аль-Макъсад-уль-аршад» (2/34) Ибн Муфлиха, «аль-Камиль» (6/735) Ибн-уль-Асира и др.

Слова похвалы в адрес Ибн Аби Давуда, да смилуется над ним Аллах

Его ученик Абу Хафс бин Шахин, указывая на силу памяти Абу Бакра ибн Аби Давуда, говорит: «Абу Бакр ибн Аби Давуд годами диктовал нам хадисы, и я не видел в его руках книг». Когда Ибн Аби Давуд уже состарился, он сидел на минбаре, а ниже него на ступеньку сидел его сын Абу Ма’мар, и в руках его была запись о хадисах. Сын говорил: «хадис такой-то», и имам произносил этот хадис наизусть по памяти.

Хафиз Абу Мухаммад аль-Халляль сказал: «Был он имамом Ирака, и не было в Ираке в его время никого, кто лучше знал хадисы, чем он».

Хатыб аль-Багдади сказал о нем: «Он был знатоком фикъха, ‘алимом, хафизом, знатоком Сунны» См.: «Тарих Багъдад» (9/464).

Ибн Халликан сказал о нем: «Ибн Аби Давуд из самых крупных хуффазов Багдада, ученый, к которому люди приходили обучаться».

Имам аз-Захаби писал о нём очень много похвальных слов: «Он был из тех, о которых говорят: «Море знаний». Некоторые считали, что он превзошел в знаниях своего отца».

Сказал о нём ад-Даракъутни: «Достойный доверия, надежный».

Сказал Ибн Аби Йа’ля: «Он был сообразительным ученым, хафизом».

Также аз-Захаби упоминает, что Ибн Аби Давуд написал много трудов и стал предводителем ханбалитской школы в Багдаде.

См. «Тазкират-уль-хуффаз» (7/767) аз-Захаби, «Тарих Багъдад» (9/464) Хатыба аль-Багъдади, «Сийар а’лям ан-нубаля» (13/221) аз-Захаби, «Табакъату-ль-ханабиля» (2/51) Къады Ибн Аби Йа’ля, «Лисан-уль-мизан» (3/293) хафиза Ибн Хаджара, «аль-Макъсад-уль-аршад» (2/34) Ибн Муфлиха, «аль-Камиль» (6/735) Ибн-уль-Асира и др.