Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
ابن عابدين الحنفي
Он — имам ханафитов своего и последующего времени, правовед левантских (шамских) земель Османской империи Абу ан-Нур Мухаммад-Амин ибн Умар ибн Абдульазиз ибн Ахмад ибн Абдуррахим ибн Наджмуддин ибн имам Саляхуддин Абидин ибн Наджмуддин ибн Мухаммад-Камаль ибн Такыюддин аль-Мударрис ибн Мустафа аш-Шихаби ибн Хусейн ибн Рахмату-Ллах ибн Ахмад ибн Али ибн Ахмад ибн Махмуд ибн Ахмад ибн Абдуллах ибн Иззуддин ибн Абдуллах ибн Касим ибн Хасан ибн Исмаил ибн Хусейн ан-Натиф ибн Ахмад ибн Исмаил ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-А’радж ибн имам Джа’фар ас-Садик ибн имам Мухаммад аль-Бакыр ибн имам Зейнуль-Абидин ибн имам Хусейн ибн Фатыма бинт Мухаммад ﷺ. Представитель благородного рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха, унаследовавший от своих предков праведность, знание и добродетель.
Это что касается рода по отцу. А его мать была из семьи хафиза Мухаммада Абдульхайя ад-Дауди.
Известен как Ибн Абидин аль-Хусейни. Абидин — имя прославившегося знанием и праведностью прапрапрапрадеда. Самого себя он представлял как Мухаммад Абидин.
Родился в 1198 г.х. в Дамаске. Его отец Умар Абидин не был ученым, но был праведным человеком и занимался торговлей. Еще в раннем детстве Мухаммад-Амин выучил Коран и занимался тем, что помогал отцу в его торговых делах. Однажды, когда он сидел в магазине отца и повторял Коран, проходил один шейх и сказал ему, что не годится читать Коран в таком месте, в котором люди пренебрегают вниманием к нему, к тому же, в его чтении есть ошибки, и он непременно должен научиться правильному чтению. Это стало причиной, направившей Мухаммада к пути исламских знаний, и он присоединился к урокам шейха Мухаммада Саида аль-Хамауи аш-Шафии — шейха дамасских чтецов. У этого шейха он заучил три матна по таджвиду и видам чтения, изучил их, прочитал ему весь Коран несколькими видами чтения, прошел с ним часть арабской грамматики и морфологии, заучил поэму «Зубад» по шафиитскому фикху и усвоил ее.
Когда отец увидел усердие и успехи сына, то очень обрадовался этому и стал оказывать ему полную поддержку. Он говорил: «Покупай что хочешь, а оплата на мне. Ты оживил то, что что я умертвил из жизненного пути моих предков». И подарил ему родовую библиотеку, унаследованную от предков.
Затем он перешел к шейху Шакиру аль-‘Аккаду ас-Салими аль-Ханафи аль-Хальуати аль-Кадири, известному как Ибн Мукаддам Са’д. Учился у него семь лет, прочитал с ним много книг в инструментальных и других науках. Шейх побудил его перейти из шафиитского мазхаба в ханафитский и обучил многим книгам ученых-ханафитов. Шейх аль-‘Аккад заметил в нем большие способности, стремление и пригодность для исламских знаний, и помимо уроков очень поддерживал его, побуждал заниматься анализом и исследованиями, составлять первые работы, сам просил своих пожилых шейхов дать ему иджазы с иснадами к сборникам хадисов и другим ценным текстам исламского научного наследия. Следуя советам шейха, в 17 лет Мухаммад-Амин написал свои первые труды. Биографы передают, что от шейха аль-‘Аккада имам Ибн ‘Абидин перенял также кадирийский тарикат. В 1222 г.х. шейх аль-Аккад умер, и молодой в годах, но большой в знаниях ученик продолжил учиться у шейха Саида аль-Халяби аль-Ханафи — старшего из учеников шейха аль-‘Аккада. С ним он закончил те книги, которые не успел закончить с шейхом аль-‘Аккадом и прочитал многие другие, посвященные ханафитскому фикху и инструментальным наукам.
• Его учителя
Как видно, у имама было четыре основных учителя, от которых он взял знания в самых различных науках и получил разрешения на передачу хадисов и других текстов из исламского научного наследия. Это Мухаммад Саид аль-Хамауи аш-Шафии, Мухаммад-Шакир аль-‘Аккад ас-Салими аль-Ханафи, Саид аль-Халяби аль-Ханафи и Халид ан-Накшубанди. Кроме них было еще 11 шейхов, от которых он получил разрешение на передачу того, к чему у них есть иснады, и собрания некоторых из этих шейхов он посещал, а от некоторых получил иджазу посредством рекомендаций своих учителей. А что касается шейхов, у которых он посещал отдельные уроки или собрания и не взял иджазу на что-либо, то таких было очень много.
• Жизнь ученого
Затем он принялся за написание главного труда своей жизни — «Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар», известного как «Хашия Ибн ‘Абидина», в котором досконально проанализировал большую часть из наследия ханафитского фикха. Параллельно с этим он писал другие работы и не ограничивался лишь письмом. Днем он преподавал и принимал людей с вопросами, давая фатвы и решая их проблемы, а ночью занимался исследованиями и составлением трудов. Помимо этого, он был имамом в соборной мечети «Та’диль».
Слава о его обширных знаниях и глубоком понимании распространяется, и его назначают одним из четырех заведующих фатвами в Леванте (Шаме) при муфтие Хусейне аль-Муради. В 1235 году он совершает хадж, пробыв в пути четыре месяца.
По возвращении он продолжил заниматься преподаванием, фатвами, написанием книг и обрел необыкновенный авторитет и известность. Министры, губернаторы, судьи, муфтии, ученые, шейхи стремились к встрече с ним и получению пользы от него. Читали перед ним книги, просили у него иджазы, желали его пояснений. При обилии обладателей знания в те времена к нему обращались с самыми сложными новыми в жизни мусульманского общества вопросами.
Всю свою взрослую жизнь имам прожил на собственные средства, вложив деньги в торговлю и поручив управление своей долей компаньону. Таким образом он оставался независимым от других мусульман и в том числе от правителей.
• Его ученики
Учеников у имама было не счесть. Среди них и муфтий, и судья, и заведующий фатвами, и очень многие большие ученые, и в целом выдающиеся представители общества. Из множества их имен можно упомянуть следующие:
1. Абдульгани ибн Абидин аль-Ханафи. Выдающийся правовед, родной брат.
2. Ахмад ибн Абдульгани ибн Абидин аль-Ханафи. Племянник, заведующий фатвами в Дамаске.
3. Салих ибн Хасан ибн Абидин. Сын другого племянника. Шейх.
4. Мухаммад Джаби Зада. Судья в Медине.
5. Абдульгани аль-Гунейми аль-Майдани аль-Ханафи. Большой правовед.
6. Хасан аль-Байтар. Из ученых Дамаска.
7. Мухаммад ибн Хасан аль-Байтар аль-Ханафи. Сын вышеупомянутого, заведующий фатвами в Дамаске.
8. Ахмад аль-Ислямбули аль-Ханафи. Правовед мазхаба.
9. Хусейн ар-Рассама. Главный специалист наследственного права в Дамаске и глава наследственно-счетного отдела.
10. Юсуф Бадруддин аль-Магриби. Из ученых Дамаска.
11. Абдулькадир аль-Хулясы аль-Ханафи. Правовед мазхаба.
• Личные качества
Он был высоким, его кожа была светлой, а волосы на голове и бороде черные с редкой сединой. Брови его сходились, вид внушал почтение, внешность вызывала симпатию, лицо словно излучало свет. Он постоянно улыбался, держал в чистоте тело и одежду, носил белую чалму, обернутую вокруг красной фески, и остальные одежды, характерные для обладателей знания того времени.
Был смел и силен духом в делах религии, не боялся ради Аллаха порицания порицающих, повелевал одобряемое и запрещал порицаемое, заявлял о истине, кому бы это было не по нраву. Правители, судьи и политики побаивались его. Его решения приводились в исполнение, заступничество принималось, а сам он был очень решителен, и если видел порицаемое, то сразу же исправлял его. Не допускал послаблений в религии ради чьих-либо интересов. Рассказывают, что однажды ему посулили 50 мешочков дирхамов за фатву более слабым мнением (в мазхабе), но он отказался и ничего не принял.
Несправедливых удерживало его слово, а невежды не смели возражать его постановлениям. И, вместе с тем, он был образцом скромности, гостеприимства и воплощения на практике исламской культуры поведения. Хранил свое достоинство, поступал благородно и говорил лишь благое. В еде обходился минимумом и был очень осторожен к тому, чтобы его пища имела дозволенное происхождение.
В рамадан он каждую ночь прочитывал весь Коран, плача под впечатлением от его смыслов. Он избегал сомнительного в делах, старался постоянно быть в состоянии чистоты, обновляя омовение раз за разом. Был благочестив в отношении к своим родителям, поддерживал родственные связи, обучал и воспитывал старшего сына родного брата. Он оплачивал строительство мечетей, материально поддерживал родственников, ученых и нуждающихся. Делал много пожертвований (садака) и искал для этого таких бедняков, которые скрывают свою бедность.
Был аккуратен и мягок в речах, проницателен в делах, умен и сообразителен в науках.
• Смерть
За двадцать дней до смерти имам зарезервировал место для своей могилы: между могилами двух больших ученых прошлого: факыха (правоведа) Аляуддина аль-Хаскафи и мухаддиса Салиха аль-Джайнини. Более всего он желал быть рядом с шейхом аль-Хаскафи, так как был особенно привязан к нему: много времени уделил написанию комментария к двум его книгам и единственного сына назвал Аляуддином в честь него.
Умер имам в среду 21 раби’ ас-сани 1252 г.х. Джаназа прочитали в соборной мечети им. Синана Баша, и людей было так много, что все не поместились в мечети и молились на дороге. В похоронах принимали участие ученые, судьи, правители и очень много жителей Дамаска. И во многих других городах была совершена молитва джаназа за отсутствующего — за имама Ибн Абидина.
Писал шейх Абдурраззак аль-Байтар в книге, которую затем издал его внук шейх Мухаммад Бахджат аль-Байтар: «Он — шейх, имам, ученый, выдающийся обладатель знаний, специалист, обладатель глубокого понимания, важнейший представитель дамасских земель, опора левантских (шамских) и египетских земель, муфассир, мухаддис, правовед (факых), грамматист, языковед, мастер красноречия, знаток стихосложения, обладатель острого ума, внимательный…. Имам ханафитов своего времени, тот, к кому обращаются при разногласии в его время. Автор многих трудов и полезных работ». См. «Хилия аль-башар» 3/1230.
Писал о нем шейх Абдульхай аль-Каттани: «Правовед Леванта (Шама) и его муфтий. Автор множества трудов, славных фатв и полезных сборников». Затем: «Он у правоведов востока занимает такое же положение, как аз-Захуни у нас среди правоведов запада (Марокко)». См. «Фахрас аль-фахарис» 2/216.