Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابن قيم الجوزية‎

Ибн аль-­Каййим аль-­Джаузийя, да смилуется над ним Аллах

имам, выдающийся сирийский богослов и мыслитель

Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз аз-Зура’и, ад-Димашкый.— выдающийся сирийский богослов и мыслитель. Родился в местечке Изра (на юге Сирии) в 691 году хижры. Ученые прозвали его Шамсуддин — «солнце религии».

Его отец был знатоком мусульманского права и руководил медресе «Аль-­Джаузийя», и отсюда его прозвище Ибн Каййим аль-­Джаузийя (по одной из версий) или просто Ибн аль-Каййим.
Аль-Джаузия — название школы ханбалитов в Дамаске
Каййим — заведующий. Его отец работал заведующим в этой школе.
Аль — определенный артикль.
Ибн — сын.

То есть он известен в народе не по своему настоящему имени, а как «сын того заведующего» или «сын заведующего школой аль-Джаузия».

Ханбалитская школа (медресе) «аль-Джаузия» (вторая версия)
Аль-Джаузия — ар.: «джаузитская».
Школа имела такое название, потому что ее основал шейх Юсуф ибн Абдуррахман Ибн аль-Джаузи — сын имама, известного как Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 597 г.х.).

Его учителя:
Обучался у видных учёных своего времени: Ахмада ибн ‘Абдуддаима, Бадруддина Ибн Джама‘а, Шамсуддина аз-­Захаби, но окончательно его взгляды сформировались под влиянием Такиюддина Ибн Таймиййи, с которым они познакомились в 712 году хижры.

Его труды:
«аль-­Джаваб аль-кафи»
(«Исчерпывающий ответ»),
«Мадаридж ас-саликин» («Степени идущих»)
«Аль-­Вабиль ас-­Саййиб» («Благодатный дождь»)
«Ар-­Рисаля иля кулли муслим» («Послание каждому мусульманину»)
Эти труды переведены на русский язык

«Зад аль-ма‘ад фи хадй хайр аль-‘ибад» (о жизни и практике Пророка Мухаммада ﷺ)
«Тарик аль-хиджратайн ва баб ас-са‘адатайн» (о достоинствах богатства, бедности, силы и слабости)
«Аль-­Амсаль фи-ль-­Кур‘ан» (о примерах в Коране)
«Ат-­Тибьян фи аксам аль-­Кур‘ан» (о клятвах в Коране)
«Тухфа аль-маудуд би-ахкам аль-маулюд» (о религиозных положениях, связанных с рождением ребёнка)
«Ас-­Сава‘ик аль-мурсаля» (опровержение еретических взглядов джахмитов)
«‘Удда ас-сабирин ва захира аш-шакирин» (о достоинствах терпения и благодарности).
Всего около 100 трудов в разных областях религиозного знания.

Его ученики:
Ибн Касир ад-­Димашки, Такиюддин ас-­Субки, Ибн ‘Абдульхади аль-­Макдиси, Мухаммад ибн Я‘куб аль-­Файрузабади, Ибн Раджаб аль-­Ханбали.

За некоторые из своих фетв подвергался преследованиям и несколько лет провёл в заключении в Дамасской крепости.

Всего он прожил 60 лет, умер в 751 г.х.