Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
ابن الرِّفْعَة
имама Ибн ар-Риф’а – звали Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Муртафи’ ибн Хазим ибн Ибрахим ибн Аббас. Он известен среди мусульман как Ибн ар-Риф’а, хотя его также называют прозвищем Абуль ’Аббас, Наджм-уд-Дин или Факих. Под именем «Факих» он известен по причине того, что фикх (исламское право) стал для него чем-то вроде врожденного качества, из-за сильной увлеченности имама этой наукой. Хафиз Ибн Хаджар сказал про него: «Он стал известен в фикхе до такой степени, что приводился в пример. Если будет сказано «Факих», то значит будет говориться только о нём и ни о ком другом».
Ибн ар-Риф’а, да помилует его Аллах, родился в 645 году в городе Фустат. Он вырос в семье, которая была похожа на семьи многих великих ученых Ислама. Она была бедной, и ему пришлось обучиться некоторому ремеслу, чтобы зарабатывать на пропитание. Так прошло определенное время, пока он не стал кадыем /судьей/, после чего его положение улучшилось. Бедность имама Ибн ар-Риф’а в начале его пути не помешала ему добиться своих целей и достичь высокого положения.
• Его шейхи:
1. Джа’фар ибн Мухаммад ибн Абду-р-Рахим Аш-Шариф, Дыяу-д-Дин, Абуль Фадль аль-Хусайни аль-Кубаби аль-Мисри, более известный как Ибн Абду-р-Рахим. (ум. 696 г. х.)
2. Усман ибн Абдуль-Карим ибн Ахмад ибн Халифа Ас-Синхаджи. (ум. 674 г. х.)
3. Джа’фар ибн Яхья ибн Джа’фар аль-Махзуми. (ум. 682 г. х.)
4. Абдуль-Ваххаб ибн Халяф ибн Бадр аль-Аллями. (ум. 665 г. х.)
5. Мухаммад ибн Хусайн ибн Разин ибн Муса ибн Иса ибн НасруЛлах. (ум. 680 г. х.)
6. Мухаммад ибн Али ибн Вахб Муты’ ибн Аби-т-Таа, Ибн Дакик аль-Ид.(ум. 702 г. х.)
7. Нуру-д-Дин Али ибн НасруЛлах ибн Умар аль-Кураши аль-Мисри, Ибн Савваф Аш-Шафии
• Его ученики
Имам Ибн ар-Риф’а был большим ученым, обладавшим великими знаниями в разных науках, которые от него переняли его многие ученики. Среди самых известных учеников имама можно выделить следующих:
1. Такийю д-Дин Али ибн Абду-ль-Кафи ас-Субки. (ум. 756 г. х.)
2. Али ибн Абдуль-Кафи ибн Али ибн Тамам ибн Юсуф ибн Муса ибн Тамам аль-Ансари аль-Хазраджи. (ум. 756 г. х.)
3. Мухаммад ибн Исхак ибн Мухаммад ибн аль-Муртада аль-Мисри, шейх имаду-д-Дин. (ум. 749 г. х.)
4. Мухаммад ибн Ибрахим ибн Абдур-Рахман, кадий, имам Дыяуд-Дин аль-Мунави. (ум. 746 г. х.)
5. Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдуль-Муъмин, имам Шамсуддин ибн аль-Ляббан. (ум. 749 г. х.)
• Его труды:
Среди них особо можно отметить следующие книги:
1. «Аль-Матляб аль-‘Али фи шарх-иль васыт лиль-Газали». Эта книга считается одним из самых важных толкований книги имама Аль-Газали «Аль-Васыт». Однако шейх не успел завершить эту книгу.
2. «Кифаяту н-набих». Это одна из важнейших книг шафиитского мазхаба, которая является толкованием книги имама Абу Исхака аш-Ширази «Ат-танбих». Также имам дал другое название этой книге в ее предисловии, назвав ее «Бидаятуль факих». Эта книга вобрала в себя огромное количество сложных примеров исламского права с их ясным толкованием и объяснением, бесспорно став одним из ключевых произведений исламского права шафиитской школы.
3. «Аль-Идах ва т-тибьян фи маарифатиль кайли валь мизан».
4. «Базлю н-насаих аш-шар’ийа фима ‘аля с-сультан ва вулятиль уму рва саири рра’ийа».
5. «Ан-Нафаис фи хадми-ль канаис». Это книга, связанная с шариатским положением людей писания, проживающих на мусульманских территориях, а также с вопросами построения церквей.
Проделав огромный жизненный путь, написав множество книг, обучив многих учеников и передав свои знания людям, имам Ибн ар-Риф’а покинул этот мир. Это произошло в пятничную ночь, 18 числа, месяца раджаб, в 710 году по хиджре. Он был похоронен в городе аль-Каррафа.
Ибн ар-Риф’а был имамом во многих науках, поэтому многие ученые его времени и те, кто пришел после него, положительно отзывались о нем и хвалили его.
Ибн ас-Субки сказал: «Мой отец, да помилует его Аллах, обучался у него исламскому праву (фикх) и говорил: «Я считаю его более сведущим в вопросах фикха, чем Ар-Рувьяни».
Имам аз-Захаби описал его следующими словами: «В Египте умер шейх шафиитов, шейх Наджм-уд-Дин».
Ибн Кады Шухба сказал про него: «Ученый, алляма, шейхуль Ислям, знаменосец шафиитов своего времени, наджму-д-Дин».
Имам аш-Шаукани написал в книге «Аль-бадру т-тали’»: «Ибн Таймия был спрошен о нем, то есть об Ибн ар-Риф’а, и он сказал: «Я видел шейха, с бороды которого капал шафиитских фикх»».