Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
ابن نصر المروزي
Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Наср ибн аль-Хаджадж аль-Марвази — имам, шейхуль-ислам, великий знаток хадисов. Родился в Багдаде в 202 году по мусульманскому летоисчислению, вырос в Нишапуре, а жил в Самарканде. Его отец был родом из Мерва.
В Хорасане его учителями были Исхак ибн Рахавейх, Яхья ибн Яхья ат-Тамими, ‘Умар ибн Зурара и другие.
В Рейе он приобретал знание у Мухаммада ибн Михран аль-Хаммаля, Мухаммада ибн Мукатиля и других.
В Куфе среди его учителей были Ибн Абу Шейба, Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Нумайр и другие.
Также его учителями были Абу Хатим ар-Рази, Абу Зур‘а ар-Рази, Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли.
Он путешествовал в поисках знаний в Багдад, Басру, Медину, Шам и Египет. После смерти Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухли его выдвинули на должность муфтия в Нишапуре.
Во многих науках он превзошёл своих сверстников, особенно в сфере вероубеждений, хадисов, фикха и вопросов разногласий.
Автор многочисленных трудов, из числа которых «аль-Иджма‘», «Ихтиляфу аль-Фукаха», «аль-Иман», «Раф‘уль-йадайн фи ас-салят» («Поднятие рук в молитве» — это книга состоит из четырёх томов), «Китаб аль-Уитр», «Китаб аль-Касама», «Китаб ас-Сунна» и другие.
Он умер в Самарканде в месяц мухаррам в 294 году по мусульманскому летоисчислению в возрасте 92 года.
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 14/33–40 с сокращением; «Мукаддима китаб ас-Сунна» Салим аль-Хиляли.
Исках ибн Рахавейх сказал: «Если бы в наше время кто-то был пригодным для судейства, то им был бы Абу ‘Абдуллах аль-Марвази».
Исма‘иль ибн Кутейба сказал: «Когда Мухаммада ибн Яхья аз-Зухли спрашивали о каком-либо вопросе, я неоднократно слышал, как он говорил: “Спросите Абу ‘Абдуллаха аль-Марвази”».
Аль-Хаким сказал о нём: «Без сомнений он имам своего времени в хадисе».
Ибн Хиббан сказал: «Он был одним из имамов этого мира, из числа тех, кто собирал (хадисы) и составлял (труды). Он был самым знающим человеком своего времени о вопросах разногласий и больше всех оберегал знание».
Ибн аль-Джаузи сказал: «Он был учёным в сфере хадисов и фикха».
Ибн Касир сказал: «Он был из числа самых знающих людей о разногласиях сподвижников, табиинов и тех имамов ислама, которые пришли после них. Он был знающим о постановлениях религии».
См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 14/33–40 с сокращением; «Мукаддима китаб ас-Сунна» Салим аль-Хиляли.