Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
تقي الدين ابن تيمية
Такыюддин Ахмад ибн ‘Абдуль-Халим ибн ‘Абду-Салям аль-Харрани аль-Ханбали — имам, факих, муджтахид, мухаддис, муассир, выдающийся учёный, знающий, знание которого подобно морю, шейхуль-ислам и чудо своего времени. Родился в 661 году по хиджре. Ибн Таймийя жил в Дамаске. Происходил из рода Таймийя — одного из арабских родов, живших в Харране и прославившихся своими знаниями и религиозностью.
Ибн Теймия отличался превосходным даром изложения, поразительной способностью к упорядочению, классифицированию, разъяснению, о чем свидетельствовал его оппонент Ибн аз-Замалкани. Шейхуль-Ислам мог говорить на еврейском и латинском языках.
Шейхуль-Ислама Ибн Теймия является автором огромного количества книг. Общее их количество составляет тысячу. Полный список его трудов составил его ученик Ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах. Он привел этот список в книге «Названия трудов Ибн Теймии», достоверность данных которой подтвердил шейх Салаху-дин аль-Мунджид. Среди его книг: «аль-Истикама», «аль-Иман», «Баян Тальбис аль-Джахмия», «Минхадж ас-Сунна», «аль-Уасытия», «ас-Сарим аль-Маслюм» и др.
Пишет кады Ибн Халликан аш-Шафии, что рассказывал шейх, мухаддис, министр Абу аль-Баракат Ибн аль-Мустауфи, что он спросил шейха Фахруддина Абу Абдуллаха Мухаммада ибн аль-Хадыра аль-Харрани аль-Ханбали, известного как Фахруддин Ибн Таймия (542 — 622 г.х.) о том, откуда взялось имя «Таймия», и что оно значит.
Шейх Фахруддин ответил: «Мой отец, — или дед, я (видимо, передающий это Ибн аль-Мустауфи) не уверен насчет этого — отправился в хадж, а его жена осталась беременной. Когда он находился в селении Тайма (территория современной Саудовской Аравии), то обратил внимание на девочку, которая вышла из палатки. А когда вернулся в Харран, то увидел, что его жена уже родила девочку. И когда ее подали ему, он сказал: «О! Таймия! (Т.е.: Да это же таймийка!) О! Таймия!» То есть она была похожа на ту девочку, которую он увидел в Тайма. И его прозвали этим прозвищем». См. «Уафият аль-а’ян» 4/388.
Многие имена, под которыми известны древние исламские ученые и целые семьи в несколько поколений, образовались как случайные прозвища, закрепившиеся за человеком и его потомками в народе.
имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Он более достоин того, чтобы такие, как я, говорили о нём. Если бы мне пришлось клясться между углом Каабы (с Чёрным камнем) и Макамом (Ибрахима), то я поклялся бы, что мои глаза не видели равного ему в знаниях, и что его глаза не видели равного ему самому».
Ибн Дакик аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) сказал о нем, следующее: «Когда я встречался с Ибн Теймией, я видел перед собой человека, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел».
Имам аз-Захаби сказал: «Ибн Теймия – Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время… один из величайший Храбрецов, щедрый, отзывались с похвалой о нём согласные с ним и противоречащие ему… я не видел таких как он».
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о нем: «Известность (принадлежности) титула Имама, для Шейха Такия–дина (Ибн Теймии) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. Никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, и отклонившегося от справедливого подхода». (См. «Рад аль-Вафир», стр. 236-238)
Подобных слов очень много хафиз, Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки аш-Шафи’и написал книгу «Рад аль-вафир». В ней он привел слова около сотни известнейших Ученых современников Ибн Теймийи, говоривших о нем с похвалой, восxищавщихся его знанием и признававших его главенство в науках над ними, а так же титуловавших его как Шейх аль-Ислам.