Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.
أبو القاسم اللالكائي
Хибатуллах ибн аль-Хасан ибн Мансур ар-Рази ат-Табари аль-Лялька’и, прозвище Абу аль-Касим — великий учёный, знаток хадисов и законовед. Что касается последней части, указывающей не его происхождение — аль-Лялька’и, то относительно её написания в источниках имеется разделение.
- Так, Абу Бакр аль-Хатыб (ум. в 463 г.х.) в «Тарих Багдад», Ибн аль-Асир (ум. в 630 г.х.) в «аль-Камиль», Ибн аль-Имад аль-Ханбали (ум. в 1089 г.х.) в «Шазарат аз-за- хаб»,аль-Файрузабади(ум.в 817г.х.) в «аль-Камусаль-мухит» и аз-Забиди(ум. в 1205 г.х.) в «Тадж аль-‘арус» писали «аль-Лялька’и», последний писал: «Оно происходит от продажи аль-лавалик /Лавалик — некое подобие кожаных носков, которые в отличие от хуфф, не доходят до голеностопного сустава/, которые надевают на ноги». См. «Тадж аль-‘арус» (7/174–175). То же самое сказали Ибн аль-Асир. См. «аль-Любаб фи тахзиб аль-ансаб» (3/401). Однако, Ибн аль-Джаузи (ум. в 597 г.х.) в «аль-Мунта- зам» указывает на иное написание, говоря «аль-Алка’и».
- Тот факт, что автора считают одним из тех, чьим ремеслом была торговля аль-лавал’ик, свидетельствует о том, что он, да смилостивится над ним Аллах, зарабатывал на жизнь своими руками.
Аль-Хатыб и Ибн аль-Джаузи сказали, что он является «Табари», что указывает на его происхождение из Табаристана*, как сказал Якут аль-Хамави (ум. в 626 г.х.): «Это обширная территория, известная под этим названием, расположенная между Реем, Кусом, морем, Дейламом и горами».См. «Му’джам аль-бульдан» (4/13) и «аль-Любаб» (2/274).
* Табаристан — средневековое (IX–XII вв.) название провинции, расположенной на южном побережье Каспийского моря (современная территория Ирана), между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке, с XIII века известна как Мазендаран.
Что касается «Рази» в его имени, то оно происходит от названия крупного города Рей*, между которым и между Найсабуром** сто шестьдесят фарса- хов***. См. «Му’джам аль-бульдан» (3/166) и «аль-Любаб» (2/6)
- * Рей — город в северном Иране, в провинции Тегеран, расположен в 10 километрах южнее столицы страны Тегерана.
- ** Найсабур или Нишапур — город в Иране, второй по величине город северо-восточной иранской провинции Хорасан-Резави, расположен в северо-восточной части страны, в 670 км к востоку от Тегерана.
- *** Фарсах — персидская мера длины, равная 5549 м.
Он прибыл в Багдад и поселился там /См. «Тарих Багдад» (14/70)/, таким образом, он жил в трёх местах — в на родине в Табаристане, затем переселился в Рей, где получил знания, и в конце своей жизни прибыл в Багдад, который стал дня него последним пристанищем. Возможно причиной того, что в его имени отсутствует упоминание Багдада, является то, что он прожил в нём непродолжительное время. имам Абу Касим аль-Лялька’и жил в конце IV начале V века хиджры, во время правления ‘аббасидского халифа аль-Кадир би-Ллях, правившего в 381–422 г. х. Другой информации о его занятиях и периодах жизни нет.
Его дети:
Из его детей известен только Мухаммад, которого прозвали Абу Бакр, он родился в 409 г.х. и умер в 472 г.х. /См. «Аль-Мунтазам» (8/454)/, он передавал от своего отца и от других учёных. Ибн ас-Салях сказал о нём: «Слышал от многих учёных, передал очень много высказываний, правдив и достоин доверия». См. «Табакат аш-Шафи‘ия аль-кубра» (4/207), «аль-Вафи биль-Вифайат» (5/151) и «аль-Любаб» (3/451).
Приобретение знаний:
Источники ничего не рассказывают о периоде его жизни, когда аль-Хафиз аль- Ляляка’и, да смилостивится над ним Аллах, приобретал знания, но указывают, что он получал знания в двух местах:
– в Рее, о чём аль-Хатыб аль-Багдади сказал: «В Рее он учился у Джа‘фара ибн ‘Абдуллаха аль-Фаннаки, ‘Али ибн Мухаммада ибн Имрана аль-Кассара и ….»;
– в Багдаде, о чём аль-Багдади сказал: «Он прибыл в Багдад. Где и поселился, и изучал фикх аш-Шафи‘и у Абу Хамида аль-Исфарайани, учился у ‘Исы ибн ‘Али….». См. «Тарих Багдад» (14/70). Также он, да смилостивится над ним Аллах, слушал хадисы в Рее, ещё до того, как прибыл в Багдад, а прибыв туда, изучал фикх и также слушал хадисы.
Из всего этого нам становится ясно, что даже прибыв в Багдад, он не переставал приобретать знания.
Его шейхи:
Из иснадов высказываний, переданных им в этой книге, анализом которой мы занимаемся, нам становится ясно, что автор, да смилостивится над ним Аллах, передаёт высказывания десятков учёных, так как количество тех, от кого он передаёт, приближается к ста восьмидесяти. И нет никакого сомнения, что это большое количество указывает на многочисленность его шейхов, у которых он получил знания. Ученые, рассказывавшие биографию автора, да смилостивится над ним Аллах, указывают на большое количество шейхов, от которых он слышал хадисы. Аль-Хатыб сказал: «Он слушал у ‘Исы ибн ‘Али ибн ‘Исы аль-Вазира, Абу Тахира аль-Мухлиса, Абу аль-Хасана аль-Джунди и их поколения после них». Ибн аль-Джаузи сказал: «Он слышал от ‘Исы ибн ‘Али ….., и большого количества других людей». См. «аль-Мунтазам» (8/34).
Его образованность:
аль-Хафиз аль-Лялька’и, да смилостивится над ним Аллах, объединял в себе знания хадисов и фикха, однако как знаток хадисов он известен больше, и именно поэтому его прозвали аль-Хафиз.
Возможно, это объясняется тем, что но изучал фикх уже после того, как прибыл в Багдад, где он учился фикху у Хамида аль-Исфарайани, до этого же он все внимание уделял только хадисам.
Ибн Касир сказал: «Он уделял внимание хадисам и много написал по ним». См. «Аль-Бидая» (12/24).
Ибн аль-Асир сказал: «Он услышал очень много хадисов, а фикху научился у Хумейда». См. «Аль-Камиль» (9/364). То есть он больше времени уделил хадисам и много написал по ним.
Труды, оставленные аль-Лялька’и, подтверждают и подкрепляют это утверждение. Исторические источники упоминают семь его трудов, большая часть из которых связана с хадисами, как это видно из их названий.
Его труды и места, где они находятся:
1. «Карамат аль-аулийа» — этот труд представляет собой короткий трактат, состоящий из 58 страниц, и является дополнением к книге «Шарх усуль и’тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама’а», находится в библиотеке Лейпцига, Германия. О нём упоминает Брукльман, и говорит, что он находится в Лейпциге (2.318), также Сезгин говорит, что рукопись находится в Лейпциге (2/218), начиная со страницы 286–328, и датируется 588 г.х.Также экземпляр имеется в библиотеке Честер Битти (Дублин, Ирландия) 1/4644 (часть с 1–5 лист), датируемый VIII веком хиджры. См. «Тарих ат-турас аль-‘араби» (2/194), «Тарих аль-адаб аль-‘араби» (3/306) и «аль-А’лям» (9/57). По милости Всевышнего и Великого Аллаха у нас появилась возможность получить её, исследовать и напечатать, в результате чего её можно считать дополнением к этой великой книге (т.е к «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-сунна ва-ль-джама‘а, мин аль-катаб ва ас-сунна ва иджма‘ ас-Сахаба ва ат-таби‘ин ва ман ба‘дахум»).
2. «Асма риджаль ас-сахихайн». Аль-Хатыб сказал: «Также он написал книгу об именах тех, кто упоминается в двух досто- верных сборниках». См. «Тарих Багдад» (14/70). Также о ней упоминает и аз-Заркали, однако он ничего не рассказал о ней, но учёные знали её и пользовались ею, прямо не упоминая её названия. Об этом можно судить по упоминанию ими имени аль-Лялька’и в числе передатчиков хадисов, особенно в числе передатчиков хадисов двух достоверных сборников. Например, это подтверждается тем, что говорит аз-Захаби в биографической справке об «Абдуллахе ибн Салихе аль-Аджали»: «Аль-Бухари передавая комментарий к суре (48 «Победа», аят 8) „Воистину, Мы отправили тебя свидетелем“, сказал: «Как передал мне ‘Абдуллах от ‘Абдуль-’Азиза ибн Абу Саламы». Аль-Валид Бакру аль-Калабази и аль-Лялька’и сказали: ‘Абдуллах это Ибн Салих аль-’Иджали». См. «аль-Мизан» (2/445–446). Что же касается Ибн Хаджара, да смилостивится над ним Аллах, то он почти упомянул название книги, что указывает на то, что он видел её и передавал из нее что-то. Свидетельством этого является то, что он сказал в биографической справке об «’Ата ибн Абу Муслиме»: «Подтверждением тому, что аль-Бухари не передавал от него ничего, является то, что ад-Даракутни, аль-Хаййани, аль-Хаким, аль-Лялька’и, аль-Калабази и другие не упоминают его в числе его передатчиков». См. «ат-Тахзиб» (7/215). В биографической справке об «Ахмаде ибн Джа’фаре аль-Мукри» он сказал: «аль-Лялька’и сказал, что его прозвали Абу Ахмадом». См. «ат-Тахзиб» (1/21), это один из передатчиков сборника Муслима. Также он ссылался на него и в других местах. См. «ат-Тах- зиб» (1/239–240). Возможно что все это подтверждает существование книги до времени Ибн Хаджара, который жил в IX веке хиджры.
3. «Фава’ид фи ихтийар Абу аль-Касим». Эту книгу упоминает Сезгин, говоря: «Она находится в исторической библиотеке Дамаска “аз-Захирие”, 3 – собрание 10, (каталог) 164 Алиф–173 Ба, VI век хиджры», а также «В Каире, Дар аль-Кутуб, хадис 1558, стр. 220–233, VIII век хиджры». В другом мести он говорит: «Часть о Фава’ид Абу аль-Касим аль-Харкы, No 11, No 2, ханбалитский раздел / аз-Захирия, 1/87». Эти его последние слова поясняют, что Абу аль-Касим это аль-Харкы, ум. в 334 году хиджры, один из ханбалитских факихов, автор «Мухтасар фи аль-фикх аль-ханбали» (См. «Тарих Багдад», 11/234 и «Табакат аль-ханабиля», 2/75), и возможно, что аль-Лялька’и, да смилостивится над ним Аллах, сделал какие-то примечание к этой книге
4. «Маджалис». Находится в аз-Захирие, собрание 63, часть 2 120 Алиф-124 Алиф, VII век хиджры. См. «Тарих ат- турас аль-’араби» (2/194).
5. «ас-Сунан». Как упоминает аль-Хатыб аль-Багдади, аль-Хафиз аль-Лялька’и является автором двух книг — «ас-Сунан» и «Шарх ас-Сунна» (См. «Тарих Багдад», 14/70, «Кашф аз-зунун», 1040–1041; 1420–1426, и «аль-А’лям», 9/57), и возможно, что он, да смилостивится над ним Аллах, под «Шарх ас-Сунна» имел в виду книгу автора по вероучению, а под второй — ту, что только что была упомянута. Об этой книге в числе других книг Сунны, написанных в соответствии с порядком изложения глав в книгах по фикху, упоминает аль-Каттани, говоря: «В их числе книги, известные как «ас-Сунан», которые как это принято у них, являются книгами, составленными в порядке изложения глав по фикх — (глава) «Вера» (глава) «Очищение», «Пятикратная молитва», «Закят» и так далее. В этих книгах нет изречений, которые передаются от сподвижников, так как их изречения не называются «Сунна», а называются хадисами. В числе книг Сунны …(и он упоминает целый ряд книг, и потом говорит:) «ас-Суннан» Абу аль-Касима Хибатуллаха ибн аль-Хасана ибн Мансура ат-Табари ар-Рази аш-Шафи’и» (См. «ар-Рисаля аль-мустатрифа», 25–29). Исходя из этого, эта книга подобна четырём сборникам Сунны и другим. В «Му’джам аль-муаллифин» она называется «Мазахиб ахль ас-Сунна» (См. «Му’джам аль-муаллифин», 13/136).
6. «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама’а». Относительно её названия в различных источниках, в которых она упоминается, имеется разночтение, или которые в чём-то ссылаются на неё. Данная книга существует в сокращенном рукописном варианте, известная под названием «Кашф аль-гумма», автор её неизвестен, и он постарался опустить иснады и оставить только текст самих изречений.
7. «Шарх китаб ‘Умар ибн аль-Хаттаб». Эта книга поясняет письмо ‘Умара ибн аль-Хаттаба, которое он послал к христианам Шама после заключения мирного договора, и которое упоминает Ибн аль-Кайим и из которого он передаёт. (См. «Китаб ахкам ахль аз-зимма», 744, 749, 752, 761–764).
Его взгляды в вероучении и мазхаб:
Взгляды автора, да смилостивится над ним Аллах, в области вероучения становятся ясны из его книг, и он был последователем вероучения праведных предшественников, следуя методологии последователей хадисов.
Во вступлении (своей книги «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама’а») он восхваляет последователей хадисов, говоря: «Они — те, с передачей которых сохранился шариат и сохранилась Сунна…», также он сказал: «В каждый из веков были последователи предшественников или более поздние учёные, которые ради Аллаха посвящали свои старания собиранию «Вероучения последователей хадисов», будучи искренними в религии Аллаха».
Что же касается его, то он следовал методологии последователей хадисов, но фикх изучал по шафиитскому мазхабу, как ранее это говорится в словах аль-Хатыба, который сказал: «Он изучил шафиитский фикх у аль-Исфарайани».
Также об этом свидетельствуют слова Ибн аль-Джаузи: «Он изучил фикх по мазхабу шафи‘итов», и аз-Захаби: «Он изучал фикх у шейха Абу Хамида и прекрасно разбирался в мазхабе».
Именно поэтому Сезгин и Брукльман упоминают его в числе факихов-шафиитов, что же касается «Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра» ас-Сабки, то в ней о нем нет никакого упоминания, и только Аллах знает истину….
Его смерть:
Абу аль-Касим аль-Лялька‘и провёл последнюю часть своей жизни в Багдаде, затем уехал оттуда в город Динавар* по какому-то делу, где и умер в среду за шесть дней до окончания месяца рамадан 418 г.х.
* ад-Динавар — как сказал Якут аль-Хамави, «город у подножия гор, недалеко от Кармисина, между ад-Динаваром и Хамаданом чуть более двадцати фарсахов» См. «Му‘джам аль-бульдан» (4/13).
Ибн аль-‘Имад упоминул, что он умер в старости /См.«Шазаратаз-захаб»(3/211)/, но никто кроме него не говорил этого, более того, в более ранних книгах истории говорится, что он умер рано, прежде чем успел прославиться, как об этом упоминает его ученик аль-Хатыб /См. «Тарих Багдад» (14/70)/, Ибн аль-Джаузи /См. «Аль-Мунтазам» (8/34)/ и другие, как об этом было упомянуто в рассказе о его образованности. Один из его учеников после его смерти увидел хороший сон, который упоминает аль-Хатыб, и который после него передают историки: «‘Али ибн аль-Хасан ибн Джда аль-Укбари сказал: “Я видел Абу аль-Касима ат-Табари во сне, и я сказал ему: ‹Что сделал с тобой Аллах?›, и он ответил: ‹Он простил меня›, а (когда) я спросил: ‹По причине чего?!›, он как будто тихо ответил: ‹За Сунну›”». См. «Тарих Багдад» (14/71), «аль-Мунтазам» (8/34), «аль-Бидая» (12/24) и «Тазкирату-ль-хуффаз» аз-Захаби, (1084).