Великие имамы прошлого

Великие имамы прошлого — раздел о выдающихся мусульманских ученых, внесших огромный вклад в изучение, разъяснение и распространение шариатских наук, сохранивших знания о Единобожии Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Пророка Мухаммада ﷺ от искажений и неправильных толкований и следовавших по пути сподвижников.

ابن أبي الدنيا‎‎

Имам Ибн Аби ад-Дунья, да смилуется над ним Аллах

мусульманский ученый, хафиз, передатчик хадисов, аскет

‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Убайд ибн Суфьян ибн Кайс аль-Кураши, известный как Абу Бакр ибн Аби ад-Дунья. Он родился в Багдаде в 208 г.х.

Его учителя:
У него множество учителей, от которых он передавал. Самые известные из них:
1. Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари
2. Абу Дауд Сулейма́н ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани
3. Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям
4. Мухаммад ибн Идрис Абу Хатим ар-Рази
5. Мухаммад ибн Са’д, автор «аль-Уакъиди»
6. Ханнад ибн ас-Сарийй ат-Тамими ад-Дарими
7. Абу ‘Убайда ибн аль-Фудайль ибн ‘Ияд

Его ученики:
Также у него множество учеников, которые передали от него. Самые известные из них:
1. ‘Абдур-Рахман ибн Аби Хатим ар-Рази
2. Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Къазуини
3. Абу Бакр Мухаммад ибн ‘Абдиллях аш-Шафи’и

Его сочинения:
Ибн Касир сказал: «(У него сочинения) которые превышают сотню. И было сказано: их приблизительно триста, и было сказано что (их) больше и было сказано что (их) меньше». См. Ибн Касир в «аль-Бидая уа-ннихая» (14/657)

Он написал книги о различных темах, о таких как: кырааты (Корана), хадисы, таухид, фикъх, зухд (аскетизм) и ракъаикъ (то, что смягчает сердце), адаб (нравы) и фадаиль (достоинства тех или иных дел), истории, биографии и т.д.

Перечислим 100 из его книг:
1. Ад-Ду’а (мольба)
2. Аз-Зикр (поминание Аллаха)
3. Ахуаль аль-къияма (события Дня Воскресения)
4. Ахбар аль-мулюк (сообщения королей)
5. Ахбар ас-Саури (сообщения Суфьяна ас-Саури)
6. Ахбар Му’ауия (сообщения Му’ауии ибн Аби Суфьяна)
7. Ахбар Къурайш (сообщения Къурайша)
8. Аль-Адаб (хорошие нравы)
9. Аль-‘Азама (величие Аллаха)
10. Аль-‘Афу (прощение)
11. Аль-Ахлякъ (поведение, нравы)
12. Аль-Амр биль-ма’руф уа-ннахйи ‘аниль-мункар (приказ одобряемого и запрет порицаемого)
13. Аль-‘Акъль уа фадлюху (разум и его достоинство)
14. Аль-‘Ауз (прибегать к защите)
15. Аль-Аулия (любимцы Аллаха)
16. Аль-Ба’с уа-ннушур (воскресение, воскрешение)
17. Аль-Джиран (соседи)
18. Аль-Джихад (борьба, война)
19. Аль-Фарадж ба’д аш-шидда (облегчение после трудности/несчастья)
20. Аль-Фатуа (фетвы)
21. Аль-Фауаид (пользы)
22. Аль-Хадая (подарки)
23. Аль-Хамм уаль-хузн (забота и печаль)
24. Аль-‘Идайн (два праздника)
25. Аль-Ихляс уа-ннийя (искренность и намерение)
26. Аль-Ихуан (братья)
27. Аль-‘Ильм (знание)
28. Аль-Хуляфа (халифы)
29. Аль-Маджус (огнепоклонники)
30. Аль-Магъази (военные походы)
31. Аль-Манамат (сны)
32. Аль-Марад уаль-каффарат (болезнь и искупления грехов)
33. Аль-Маукъиф (место стояния в Судный День)
34. Аль-Маут (смерть)
35. Аль-Мухтадарун (находящиеся при смерти)
36. Аль-‘Уббад (поклоняющиеся)
37. Аль-Удхия (жертва)
38. Аль-‘Умр уа-шшабаб (возраст и молодость)
39. Аль-‘Укъубат (наказания)
40. Аль-Къираъа (чтение)
41. Аль-Къубур (могилы)
42. Аль-Уасая (наставления)
43. Аль-Якъин (глубокое убеждение)
44. Ар-Рида (довольство)
45. Ар-Риккъа уаль-бука (мягкость сердца и плач)
46. Аш-Шукр (благодарность)
47. Ас-Сабр ва-с-саваб ‘алейхи (терпение и его вознаграждение)
48. Ас-Садакъа (милостыня)
49. Ас-Самт (молчание)
50. Ас-Сунна (сунна)
51. Ат-Тарих (история)
52. Ат-Тахадджуд уа къиям аль-лейль (ночная молитва)
53. Ат-Такъуа (богобоязненность)
54. Ат-Тауаккуль (упование на Аллаха)
55. Ат-Тауба (покаяние)
56. Аз-Зухд (аскетизм)
57. Замм ад-дунья (порицание мирской жизни)
58. Замм аль-багъйи (порицание несправедливости)
59. Замм аль-бухль (порицание жадности)
60. Замм аль-гъадаб (порицание гнева)
61. Замм аль-гъиба уа-ннамима (порицание сплетни и клеветы)
62. Замм аль-казиб уа ахлих (порицание лжи и лжецов)
63. Замм ар-риба (порицание ростовщичества)
64. Замм ар-рия (порицание показухи)
65. Замм аш-шахауат (порицание страстей)
66. Фадаиль аль-Къуръан (достоинства Корана)
67. Фадаиль ‘Али (достоинства ‘Али ибн Аби Талиба)
68. Фадль аль-‘Аббас (достоинство аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба)
69. Фадль ля иляха илля-ллах (достоинство шахады ля иляха илля-ллах)
70. Фадль Рамадан (достоинство месяца Рамадан)
71. Фи’ль аль-мункар (совершение порицаемого)
72. Фикъх ан-набий (понимание пророка)
73. Хусн аз-занн би-ллях (думать хорошо об Аллахе)
74. И’та ас-саиль (давать нищему)
75. Карамат аль-аулия (чудеса любимцев Аллаха)
76. Макаид аш-шайтан (козни шайтана)
77. Макарим аль-ахлякъ (похвальные нравы)
78. Макъталь аль-Хусайн (убийство аль-Хусайна ибн ‘Али)
79. Макъталь ‘Али (убийство ‘Али ибн Аби Талиба)
80. Макъталь аз-Зубайр (убийство аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама)
81. Макъталь Ибн аз-Зубайр (убийство ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра)
82. Макъталь Ибн Джубайр (убийство Са’ида ибн Джубайра)
83. Макъталь ‘Усман (убийство ‘Усмана ибн ‘Аффана)
84. Макъталь Тальха (убийство Тальхы ибн ‘Убайдилляха)
85. Мауа’из аль-хуляфа (назидания халифов)
86. Муджабу ад-да’уа (те, чьи мольбы принимаются)
87. ‘Укъубат аль-анбия (наказания пророков)
88. Садакъа аль-фитр (милостыня в конце месяца Рамадан)
89. Шаджара Туба (дерево Туба)
90. Сидрат аль-мунтаха (лотос крайнего предела)
91. Сыфат аль-джанна (описание Рая)
92. Сыфат аль-мизан (описание весов)
93. Сыфат ан-нар (описание Огня Ада)
94. Сыфат ан-набий (описание пророка)
95. Сыфат ас-сырат (описание моста над Адом)
96. Тарих аль-хуляфа (история халифов)
97. Та’бир ар-руъя (толкование снов)
98. Тагъйир аз-заман (изменение времени)
99. Тазуидж Фатыма (замужество Фатимы)
100. Зухд Малик ибн Динар (аскетизм Малика ибн Динара)

Его смерть:
Имам Ибн Аби-Ддунья умер 14 джумада аль-ахира 281 г.х. в Багдаде, и похоронили его на кладбище «аш-Шунизийя». Да помилует его Аллах и вознаградит его наилучшим образом за его усердие для Ислама.

Слова похвалы в адрес Ибн Аби ад-Дунья, да смилуется над ним Аллах

Ибн Касир сказал: «Абу Бакр ибн Аби-Ддунья, хафиз (мастер в хадисах), известный писатель. У него полезные, распространенные и известные сочинения о “ракъаикъ” (вещах которые смягчают сердце) и других (темах) , которые превышают сто (сочинений). И было сказано: их приблизительно триста, и было сказано что (их) больше, и было сказано что (их) меньше».
Он также сказал о нем: «Он был надежным, правдивым, хафизом (мастером в хадисах), великодушным». См. Ибн Касир в «аль-Бидая уа-ннихая» (14/657)

Ибн Аби Хатим сказал о нем: «Я и мой отец записывали (предания) от него. Спросили моего отца о нем, на что он ответил: “Правдивый (человек) из Багдада”».См.  Ибн Аби Хатим в «аль-Джарх уа-тта’диль» (5/163)

Исма’иль ибн Исхакъ аль-Къады сказал в день его смерти: «Да помилует Аллах Абу Бакра, с его смертью ушло много знаний». См. Аль-Хатыб аль-Багъдади в «Тарих Багъдад» (11/293)

Аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: «Он воспитывал многих детей халифов». См. Аль-Хатыб аль-Багъдади в «Тарих Багъдад» (11/293)

Ахмад ибн Камиль сказал: «Ибн Аби-Ддунья был воспитателем халифа аль-Му’тадыда». См. Аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-нубаля» (13/400)

аз-Захаби передал: «Когда Ибн Аби-Ддунья садился с кем-либо, он мог его заставить смеяться и плакать одновременно, по причине его широких знаний и многих преданий».См. Аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-нубаля» (13/400)

Ибн Касир сказал: «Он был воспитателем халифа аль-Му’тадыда и его сына – ‘Али ибн аль-Му’тадыда, известного как аль-Муктафи. Он (Ибн Аби-Ддунья) получал каждый месяц пятнадцать динаров от него». См. Ибн Касир в «аль-Бидая уан-нихая» (14/657)

Хайруддин аз-Зирикли сказал: «Он был из проповедников, знающих методы речи и того, что соответствует природе людей. Если он захотел, он заставлял того, кто сидел с ним, смеяться, если захотел, заставлял его плакать». См. Аз-Зирикли в «аль-А’лям» (4/118)

Ибн ан-Надим сказал: «Он был набожным, аскетом, ученым в сообщениях и преданиях». См. Ибн ан-Надим в «аль-Фихрисат» (стр. 236)

Ибн Тагъри Барди сказал: «Он был воспитателем группы детей халифов, из которых аль-Му’тадыд и его сын аль-Муктафи. Он был ученым и аскетом, набожным и поклоняющимся (‘абид). У него прекрасные труды, и люди все зависят от него в науках (знаниях) которых он собрал. Многие передали (хадисы) от него, и они все единогласны в его доверии, правдивости и надежности». См. Ибн Тагъри Барди в «ан-Нуджум аз-захира фи мулюк Миср уаль-Къахира» (3/98)